Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бекетова Ольга Борисовна

Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение города  Нижневартовска центр развития ребенка - детский сад №44 «Золотой ключик»        

           Сообщение на тему:

«Создание условий в группах по реализации образовательной области «Развитие речи» по ФГОС»

                                                                             

                           

                                                                                                                                                   

                                                                        Подготовила воспитатель

                                                       

                                                                                Бекетова О. Б.

                                              г. Нижневартовск 2015 год

Создание условий в группах по реализации Образовательной области «Развитие речи» по ФГОС

      Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

      Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач :

•    Овладение речью как средством общения и культуры;  

•    Обогащение активного словаря;    

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  

•    Развитие речевого творчества;    

•  Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;    

•   Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;    

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Организационное обеспечение введения ФГОС ДО

                                         направлено на:

- Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс;

- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности;

- Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;

- Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;

- Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;

- Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем.

        В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы :

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства :

•         общение взрослых и детей;

•         культурная языковая среда, речь воспитателя;

•         обучение родной речи и языку на занятиях;

•         художественная литература;

•         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

           Рассмотрим более подробно раздел «Подготовка детей к обучению грамоте».
(Современные подходы. Гризик Татьяны Ивановны)

Основные понятия.

Что считалось одним из важнейших средств развития ребенка?

Это письменность.

  Определение основных понятий

  • Грамота –это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
  • Грамотность – это определённая степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка, один из базовых показателей социально-культурного развития человека.
  • Подготовка к обучению грамоте- этап в процессе непосредственного обучения чтению и письму

Этапы обучения грамоте.

  • 1 этап добуквеный (подготовка к обучению грамоте)

(работа со звуками, слогами, словами, предложениями)

  • 2 этап- гласные звуки и буквы (6 или 10)

  • 3 этап –согласные звуки или буквы (+4 гласных), формирование механизма чтения.

        Предпосылки к обучению грамоте.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается  из многих составляющих.

      Основное содержание  обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы.

Рассмотрим каждое направление.

                                                     Звуки речи.

Дети учатся:

-узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина и конец)

-анализировать особенности произнесения и звучания звука (анализ артикуляции): положение губ, зубов, языка, участие голоса, прохождение воздушной струи– знакомство с гласными и согласными, твердыми и мягкими звуками

- устанавливать последовательность звуков в слове

Условные обозначения при работе со звуками.

                                         Образ буквы

  • Буква- знак (образ) звука или звуков;

  •  Буква демонстрируется детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета;

             Аа    Бб    Вв   Гг   Дд

  • В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта;

  • Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание её целостного образа.

  Особое внимание уделяется умениям детей соотносить буквы с соответствующим звуком.

Дидактические игры  на закрепление
образа буквы

(показ игры «Моя азбука» на закрепление образа буквы)

  • Подготовка к обучению письму включает в себя:

  1. Подготовки руки к письму
  2. Аналитико- синтетическую деятельность
  3. Подготовка к технике письма
  4. Формирование элементарных графических умений

                                 Первоначальное чтение.

      С введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чтения слогов- позиционном чтение, то есть путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Они определяют, как читать впереди стоящую согласную(твердо или мягко).

                                     Предложение. Слово.

В содержание обучения грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словом. Сюда входит:

  • составление нераспространенных и распространенных предложений;
  • правильное и отчетливое их произнесение;
  • умение слышать отдельные предложения в потоке речи;
  • членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений;
  • определение количества слов в предложение.

В методике детям даются первоначальные представления о слоге и ударении.

                                    Схемы предложений.

       Выделяя в словах слоги, дети разделяют линии – слова вертикальными штрихами. Ударный слог обозначается маленькой черточкой (поставленный над слогом или  над соответствующей гласной).

Подготовка к обучению письму включает в себя:

Письмо- сложный навык и  в полном объёме не доступен ребенку- дошкольнику.

                            Подготовка руки к письму.

Включает в себя:

  • Развитие мелкой моторики осуществляется на занятии и в основном в свободной деятельности детей;
  • Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза вдень), ручной труд.

           Аналитико- синтетическую деятельность.

      Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных  изображений предметов.

Подготовку к технике письма.

Включает в себя:

  • Развитие пространственной ориентировки;
  • Написание «горизонтальных» линий с лева направо и «вертикальных» линий сверху вниз;
  • Развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа «бордюр».

             Уголок по развитию речи

Перечень игр:

1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

«Покатай карандаш»,

«Загони мяч в ворота»,

«Подуй на одуванчик»,

«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).

2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):

 «Артикуляционная гимнастика»,

«Сказка о веселом язычке»

скороговорки,

чистоговорки,

загадки,

мирилки,

считалки,

пословицы и поговорки.

3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:

 «Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.

«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.

 «Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.

«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок ).

«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем  мнемотаблицы:

 «Зима»,

 «Домашние животный»,

«Дикие животные»,

«Что это?» и д.р.

5. Альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными:

«Осень»,

 «Что растёт в огороде»,

«Дикие животные»,

«Домашние животные»,

«Времена года»,

«Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

Реализация образовательной области в ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (слов...

Презентация "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи по ФГОС"

Презентация "Создание условий в группах по реализации  образовательной области "Развитие речи по ФГОС"...

Консультация для педагогов ДОУ «Создание условий в группе для реализации ООПДО» (из опыта работы)

Консультация для педагогов ДОУ «Создание условий в группе  для реализации ООПДО» (из опыта работы)...

Социально-коммуникативное развитие. Современные требования к реализации образовательной области по ФГОС ДО

Консультация для педагогов, отражающая современные требования к реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по ФГОС ДО...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Реализации образовательной области по ФГОС

 По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя непосредственно вашу работу, т.е. работу...

Доклад "Реализация образовательной области в ФГОС "Речевое развитие"

Доклад о формирование устной речи и навыки разговорной речи с окружающими у  дошкольников....