СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ.
статья на тему

Попитченко Елена Владимировна

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_razvitiya_teatralizatsii.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ

      Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрализованная деятельность в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности посредством ИКТ становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

       Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. 

       Требования современного стандарта образования определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности. Повышение эффективности образовательного процесса, развитие у детей устойчивого познавательного интереса к процессу обучения, создание положительной эмоциональной обстановки - все эти задачи помогают решить информационно-коммуникационные технологии.                                                                                                                    Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Используя информационные технологии в театрализованной деятельности, я предполагаю реализацию следующих целей: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения. Во-вторых, формирование общей культуры детей средней группы. В-третьих, развитие и углубление интереса воспитанников к театрализованной деятельности.

     Цель работы: Создать систему работы, обеспечивающую поэтапное освоение детьми различных видов творчества посредством ИКТ; включить воспитанников в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческих способностей.

     В театрализации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Вот эти задачи: 1. Развивать творческие способности в театрализованной деятельности с использованием ИКТ.

2. Последовательно знакомить детей с видами театров, используя средства ИКТ.

3. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.).

4. Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.                     5. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

6. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

     Актуальность: заключается в том, что решение задач с использованием ИКТ направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое. У детей развивается инициатива и самостоятельность участвовать в песенных, игровых и театральных импровизациях.

     Этапы работы над инсценировкой посредством ИКТ:

1. Предварительный

2. Основной

3. Заключительный

Предварительный этап.

1). Дети знакомятся со сказкой, слушая  выразительное чтение воспитателя, прослушивая аудио – сказки  и рассматривая иллюстрации  на экране.

2). Дошкольники развивают свое мастерство посредством игры кукольным театром, перчаточным театром, просмотром мультфильмов и пр. Результатом этой работы станет готовность детей к пересказу сказки. С целью создания у детей мотивации к пересказу, использую презентацию. Дети средней группы рассказывают с опорой на слайды и схемы. 

3). С целью проработки выразительности речи вместе с детьми прослушиваем аудиозапись сказки в исполнении диктора или артиста: сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».  Завершается этот этап интерактивной игрой «Угадай, чей голосок» (Игра позволяет подметить особенности голоса и речи каждого из персонажей поработать над высотой голоса, приемами выразительности). Вместе с детьми отвечаем на вопросы:

-Какой голос: высокий или низкий? Попробуй изобразить его.

-Как говорит быстро или медленно? Почему?

-Как ты думаешь, что чувствует в этот момент персонаж? И др.

4). С целью запоминания сценария сказки провожу интерактивную игру «Кто за кем?», «Назови сказку»,  «Продолжи сказку»

5). Обычно детям всем очень хочется участвовать в инсценировке. Чтобы без обид распределить роли, предлагаю детям сыграть в игру «Загадку отгадай и роль получай». В ходе игры знакомятся также с костюмами и атрибутами для инсценировки.

Основной этап.

• Инсценировка сказки.

• Ход инсценировки фиксируется на фотографиях или видео.

Заключительный этап.

1). Используя фото и видео материалы, воспитатель ведет совершенствование исполнительских умений детей, работу над выразительностью жестов, дикцией, силой голоса, углублённую работу над образами.

2). Просмотр вместе с родителями фото и видео материалов позволяет раскрыть перед ними значимость театрализованной деятельности для развития дошкольников, увлечь их.

    Создание условий для развития театрализованной деятельности:

– Пополнение предметно-развивающей среды.

Для реализации самостоятельной деятельности в нашей группе предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.  Посредством ИКТ для уголка театрализации были созданы настольный театр, театр на палочках, бумажный театр, изготовлены маски для инсценировки сказок и стихов.

В средней группе дети играют с разными видами театров:

1) Настольный театр.

2) Драматизация в костюмах.

3) Драматизация в шапочках.

4) Театр кукол.

5) Театр игрушек

6) Театр на палочках

7) Бумажный театр

8) Пальчиковый театр

9) Театр Би-ба-бо.

     Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

• игры – драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• коррекционно-развивающие игры;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

• задания для развития речевой, интонационной выразительности;

• игры-превращения (учись владеть своим телом) ;

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические минутки (логоритмика) ;

•  упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды;

• подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• знакомство не только с текстом, но и средствами драматизации (жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой, размещение и положение актёров);

Очень важно не гасить в маленьком человеке, стремление к творчеству, не навязывать ему своё видение, не давать готовой схемы для подражания, а лишь побуждать его к игре искренней заинтересованностью, внимательным, чутким отношением к проявлениям его индивидуальности. Огромное значение в театральных постановках имеет музыкальное сопровождение: пластикой своего тела, движениями куклы, дети пытаются передать эмоциональный строй мелодии. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

       Практическая часть.

Пантомима.

1. Показать как падает снег;

2. Как ходит тишина;

3. Наездник на лошади;

4. Поросёнок в луже.

Мимика.

1. Я ем лимон;

2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;

3. Встретили хорошего знакомого;

4. Показать как кошка выпрашивает колбасу.

Театральные этюды.

1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).

3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.

Игра «Пантомима»

(одна команда показывает, другая – отгадывает)

1 команда – арбуз, телевизор, жук;

2 команда – книга, ворона, плеер.

Интерактивная игра «Кукольный театр»

Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.

Результативность.  

    Считаю, что работа по данному направлению даёт положительные результаты: во-первых, была создана система работы, которая обеспечивает   поэтапное освоение детьми различных видов творчества посредством ИКТ,  у детей развился устойчивый интерес к театрализованной деятельности; Во- вторых, театрализованная деятельность способствовала умственному развитию и совершенствованию речи, произносимые реплики стали более чёткими и ясными, улучшилась диалоговая речь, активизировался словарь детей; в- третьих, у детей сформировался начальный опыт социальных навыков поведения, постепенно осваиваются элементы общения, дети стали более отзывчивые, свободно проявляют эмоции в жестах, мимике, движении, слове; в-четвёртых, у детей активно развивается память, мышление, воображение, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Теремок»

В средней группе  наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В...

Создание условий для театрализованной деятельности в средней группе

Пояснительная записка. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры,...

Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности»

Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности» для детей 3-5 лет...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Проект «Развитие театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Теремок»

В средней группе  наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В...