НОД по познавательному развитию в старшей группе "Новый год у ворот"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках тематической недели "Народные праздники", тема "Новый год у ворот".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_novyy_god_u_vorot.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                 В РАМКАХ ПРОЕКТНО - ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ:

                                           «Народные праздники»

Тема: «Новый год у ворот».

Воспитатель: Попова О.Н.

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Задачи:

 «Познавательное развитие»: расширять представления детей о Новом годе; развивать  способность к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

«Социально - коммуникативное развитие»: расширять представления детей о Новом годе, развивать эмоционально-отзывчивое отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать; формировать представления о нравственных ценностях.

 «Речевое развитие»: расширять кругозор и словарь детей,  развивать представления о целостной картине мира, празднике, традициях.

«Физическое развитие»: совершенствовать выразительность и точность движений, аккуратность в работе.

«Художественно-эстетическое развитие»:  развитие продуктивной деятельности.

 Методы и приемы:

  Практические:  опыты: «Сравнение снега и льда», рисование символов года, развивающая игра «Построим снежинку».

  Словесные: отгадывание загадок, дидактическая игра «Времена года», развивающая игра « Насколько ты уверен в своих силах».

 Наглядные: рассматривание снежинок, фотоматериалов о празднике, о зиме.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о зиме, о празднике, о животных; новогодняя елка; карточки с загадками; бумага  для рисования, карандаши, фломастеры, ленточки цветные; пазлы месяцев всего года; сюжетные картинки; музыкальный центр, сотовый телефон, телевизор, микрофон, видеофильмы.

 

                                 

                                 

                                 

                                   Виды детской деятельности:  

          Детская деятельность

       Виды детской деятельности

 Игровая

Д/ и. «Времена года». Формировать знания о временах года, названиях месяцев.  

Двигательная

 Игра «Снежинки и ветерок». Цель: развивать умение действовать по сигналу.

Познавательно-исследовательская

Опыты «: «Сравнение снега и льда».Формировать знания о свойствах снега и льда, учить сравнивать снег и лёд по определенным признакам, делать выводы.

Коммуникативная

Загадывание загадок, приглашение к путешествию.

                 


Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Целевые ориентиры    

(ФГОС ДО)

1.

Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенную группу, беседует с детьми – догадались ли они, к какому празднику так преобразилась группа.

Дети с педагогом заходят в празднично украшенную группу, думают, размышляют, отвечают на вопросы.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

2.

Игровая мотивация.

Раздается из сотового телефона сигнал приема смс. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей прочитать текст смс.

Ребенок читает:

«Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная, на Новый год я главная!

Отгадайте, кто я такая?»

Воспитатель обобщает, что елочка, особенно наряженная игрушками, основной символ Нового года. Эта традиция пришла к нам с древности, чтобы задобрить богов и новый год был счастливым.

Звучит современная музыка, входит в группу персонаж «Современная Елка», одетая в короткую зеленую блестящую юбку, зеленый парик на голове, очки, плейер, наушники.

Современная Елка здоровается с детьми.

Современная Елка говорит, что  прогресс не стоит на месте, все развивается, новогодние елочки тоже.

Дети отгадывают загадку.

Рассуждают, что  без елочки не приходит Новый год и Дедушка Мороз.

Дети отвечают, что ждали новогоднюю елочку, а она совсем на нее не похожа.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

-умение разрешать конфликты;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

3.

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие и узнать много интересного и познавательного.

Развивающая игра «Насколько ты уверен в своих силах?»

Педагог спрашивает,  что необходимо для путешествия?

Воспитатель объясняет, что  кто уверен в правильности своих ответов, украсит  елочку красными новогодними шариками, кто сомневается – зелеными шариками.

Дети предполагают, размышляют, отвечают.

Дети выполняют задание воспитателя.

- умение владеть основными движениями и управлять ими;

- умение активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать  в совместных играх.

4.

Развивающая игра «Отгадайте загадки!»

Воспитатель устраивает конкурс по быстрому отгадыванию загадок.

Загадка 1: «Кто мостит на реке мосток     без топора,

Без гвоздей и досок?»

Загадка 2: «И не снег, и не лед,

 А серебром зимой деревья уберет».

Загадка 3: «В новой стенке, в круглом окне стекло разбито,

А за ночь вставлено».

Загадка 4: «Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту».

Загадка 5: «Тройка, тройка прилетела,

 Скакуны в той тройке белы.

  А в санях сидит царица –

 Белокоса, круглолица.

 Как махнула рукавом –

 Все покрылось серебром»

.

Дети отвечают – мороз, елка отвечает неправильно.

Дети отвечают - иней и другие ответы, елка отвечает неправильно.

Дети отвечают - прорубь и другие ответы, елка отвечает неправильно.

Дети отвечают - снег и другие ответы, елка отвечает неправильно.

Дети отвечают -  зима и зимние месяцы и другие ответы, елка неправильно отвечает.

Делают вывод, что Современная Елка мало знает о зиме.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

  -умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

-проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Воспитатель спрашивает, какое время года сейчас идет? По каким признакам определили, что зима? Сообщает, что Современная Елка хочет больше узнать про снег и лед.

Предлагает отгадать загадки:

Угадай, когда и где

Ходят люди по воде.

Неподвижна та вода,

Не стремится никуда.

И не пляшет, и не льет,

Потому что это … (Лед)

Воспитатель ставит на стол лед в стакане.

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел.

Замерзшую землю

В шубу белую одел. (Снег)

Воспитатель ставит на стол снег в стакане.

Опыт. Сравнение снега и льда.

Снег и лед воспитатель насыпает на листы цветной бумаги и располагает их рядом.

 

Спрашивает, откуда берутся снег и лед.

Вывод. Снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, образуется в воздухе. Лед бесцветный, прозрачный, твердый, рыхлый, тает в тепле, лед – замерзшая вода.

Воспитатель насыпает в разные стаканы одинаково снега и льда и ставит их таять.

Игровое упражнение «Снежинки и ветерок».

Дидактическая игра «Времена года»

Современная елка просит помочь ей рассказать о других временах года.

Воспитатель предлагает  нарисовать символы других времен года, и рассказать о них елке.

Современная елка благодарит  ребят за помощь и сообщает, что ей  пора домой, Дед Мороз позвонил, велел возвращаться – скоро праздник, пора переодеваться.

Воспитатель спрашивает, как люди в Новый год поздравляют друг друга.

Развивающая игра «Построим снежинку»

Воспитатель предлагает подарить   красивые снежинки Деду Морозу и  спеть самую любимую песенку Дедушки Мороза – «В лесу родилась елочка».

Релаксация.

Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка, отметив любознательность, интерес к празднику «Новый год», находчивость при решении проблемной ситуации.

Воспитатель предлагает подумать, что если дети сделали для себя новые открытия о празднике - Новый год, то пусть  украсят елочку синими шариками.

Предлагает посмотреть, как много синих шариков на елочке, значит, наше путешествие получилось интересным, веселым и познавательным.

Дети думают, размышляют, отвечают.

Дети рассматривают снег и лед, говорят, какого они цвета (снег белый, а лед бесцветный), какой предмет прозрачный, а какой непрозрачный.

Определяют, какой предмет – рыхлый, а какой – твердый?

Делают вывод, что лед хрупкий.

Предполагают, почему листочки бумаги под снегом и льдом стали мокрыми (лед и снег тают в тепле).

Размышляют и отвечают, снег образуется в воздухе и падает с неба, а лед – это замерзшая вода.

Делают вывод о свойствах снега и льда: снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, образуется в воздухе; лед бесцветный, прозрачный, твердый, рыхлый, тает в тепле, лед – замерзшая вода.

Дети наблюдают и делают вывод, какой предмет растает быстрее( снег тает быстрее, чем лед; воды больше в кусочках льда).

Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5раз; после чего дети в командах меняются ролями.

Дети рисуют «Символы времен года», соединяют символы дорожками от зимы до зимы.

Дети называют все месяцы года, собирают из пазлов круг, состоящий из 12 частей, на каждой из них написано название месяца, читают их.

Дети отвечают:  дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма.

 

Дети выполняют задание, из палочек Кьюзенера собирают разнообразные снежинки, рассматривают, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции.

Дети под музыку исполняют песню.

Дети выполняют задание.

-владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

-умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно -        исследовательской деятельности;  

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

- умение владеть основными движениями и управлять ими;

- умение активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать  в совместных играх.

- умение владеть основными движениями и управлять ими;

-формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

- развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Построим ворота для шариков».

Цель: формирование умений различать предметы по форме и количеству.Программные задачи:Развивающие – развивать умения различать предметы контрастные по форме и количеству и обозначать их сло...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...