Роль традиций в приобщении дошкольников к русской народной культуре
статья на тему

В статье раскрывается роль традиций проведения народных праздников в детском саду и рассматривается их воспитывающее значение для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Роль традиций в приобщении дошкольников к русской народной культуре.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Дошкольный возраст – благоприятный период для знакомства детей с истоками русской культуры, способной возродить связь между поколениями, передать нравственные устои из глубины веков, духовные и художественные ценности наших предков. Возвращение к корням нашего происхождения, изучение культуры народа способствует сохранению русских обычаев.

Наследие русской культуры содержит ценные идеи и опыт воспитания. Обращаясь к народной педагогике, мы помогаем детям узнать национальные традиции русских людей. Мы хотим научить уважительно, относиться к своим корням, чтить память предков. Традиция проведения фольклорных праздников знакомит наших детей с русской культурой и дарит много положительных эмоций.

Современные психологи Т.Л. Шишова и И.Я. Медведева отмечают: «…мы придаем огромное значение воспитанию детей на основе национально-культурных традиций… когда мы увидели, как расшатывается детская психика, когда родители берут на вооружение принципы, чуждые нашей культуре, мы многое переосмыслили, переоценили. И теперь глубоко убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную этику».

В нашем детском саду есть традиции проводить русские народные обряды и фольклорные праздники, которые вызывают у детей яркие положительные эмоции, наполняют их радостью и весельем.

К.Д Ушинский отмечал, что для дошкольника праздник совсем не то, что для нас взрослых. Дети считают, свои дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события до другого: тускло и серо было-бы детство без праздников. На Руси самые первые праздники ориентировались на земледельческий календарь, который начинался в декабре и заканчивался поздней осенью сбором урожая. Все праздники строились на языческих представлениях обустройстве мира, о взаимодействии человека с природой и космоса. Праздник сопоставлялся с образом колеса времени идущего от зимы к лету.

Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формы культуры  и слагается из совокупности культуры игры, слова, движения и музыкального звука, а также моды, костюма, этикета, обычая, ритуала.

Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют сближение всех членов семьи, жителей села, деревни, города выполняют образовательную функцию, так как в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.

Возрождая традиции проведения народных праздников в детском саду, мы ориентировались на следующую цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через организацию детских праздников.

Основной задачей стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника. Важен для коллектива и положительный эмоциональный подъем, радостное настроение детей. Согласно квалификации все праздники делятся на следующие виды:

-народные фольклорные (Осенины, Зимние святки, Масленица, Красная горка);

-государственно гражданские (Новый Год, День Защитника Отечества, День Победы День Знаний, День Города, День Матери);

-международные (День защиты детей, Международный женский день 8 марта);

-православные (Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Троица);

-бытовые и семейные (Дни рождения, Выпускной вечер, Праздники мильных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

При организации праздников мы в детском саду соблюдаем следующие принципы: положительное состояние общей гармонии, единение участников мероприятия, раскрытие творческих сил всех участников, выражение коллективного уклада жизни.

Из всего многообразия праздников мы выбрали наиболее значимые.

Осенины – это встреча осени, как правило, мы проводим его в конце октября. Во время этого праздника расширяются социально- коммуникативные умения детей, они целенаправленно осмысливают истоки народного праздника. Во время подготовки к празднику мы проводим выставки урожая «Дары природы», «Что нам осень принесла». Родители совместно с детьми изготавливают поделки из овощей и фруктов. Каждая группа оформляет свой стол поделок в музыкальном зале.

Из государственных праздников, мы традиционно ежегодно проводим в конце ноября праздник «День Матери». Мы организуем выставки совместного творчества мам и детей: «Умелые руки моей мамы», «Мамины руки не знают скуки», «Портрет моей мамы». В каждой группе воспитатели совместно с детьми изготавливают поздравительную поделку для мам. Итогом праздника является праздничный концерт, в котором участвуют все возрастные группы.

Православные праздники всегда находились рядом с народами. Накануне Рождества в селах и в деревнях дети ходили группами от одного дома к другому и пели Колядки. В нашем детском саду существует традиция проведения Рождественских колядок. Дети подбирают костюмы ряженых, музыкальные шумовые инструменты, совместно с родителями учат колядки. Перед Старым новым годом (14 января) воспитанники старших и подготовительных групп приходят в гости к другим детям: посевают, поют колядки. Все эти мероприятия способствуют осмыслению исторического наследия прошлого, воспитывают любовь к Родине, к своему народу, уважение к русской культуре.

В конце зимы мы традиционно проводим Масленицу. Мы рассказываем детям в доступной форме об особенностях народных масленичных гуляний. Погружению детей в атмосферу древнего народного праздника способствует создание вместе с родителями кукол в русских народных костюмах. На прогулке мы проводим народные игры, забавы, гуляния. В конце праздника мы организуем развлечение на улице с использование масленого чучела.

Перед празднованием Пасхи мы организовываем совместную работу с родителями и детьми по росписи яиц и пасхальных куличей. Оформленные композиции мы представляем на выставке.

Подготовка к празднику всегда вызывает у наших детей интерес и волнение, торжество. А на его основе формируются нравственные и моральные качества личности. Участие детей в оформление помещений к празднику способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает родителей, детей и воспитателей. Активная деятельность в этом направление обеспечивает социализацию ребенка, формируют его активную позицию и приобщает к человеческой культуре.

Таким образом, используя традицию приобщения детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями опыт, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера.

Литература

  1. Ельцова О.М., Круглова Н.А. Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры. Справочник старшего воспитателя, №5, май 2011.
  2. Данилова О.В. Духовно-нравственное воспитание в ДОУ. Воспитатель №10.2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Самообразование воспитателя средней группы по теме: "Роль малых форм фольклора в приобщении дошкольников к русской народной культуре" 2018-2019 уч.г.

 Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, пр...