ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy_konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы»

Цель: формирование, усвоение знаний, почему птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Задачи.

Образовательные:

    -Закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания,, питания; обогащения словаря по данной теме.

Развивающие:

    - Учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах.

    - Согласовывать существительные в творительном падеже.

    - Образовывать сложные прилагательные.

    - Формировать фразовую речь.

    - Закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой.

     - Развивать мышление при составлении разрезной картинки.

     -Развивать сенсорно- зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую      моторику, координацию движений с речью.

Воспитательные:

    -Воспитывать бережное отношение к птицам.

    -Закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.

    -Воспитывать желание защищать и оберегать птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: зимующие птицы, воробей, снегирь, ворона, дятел, сорока, красногрудый, лимонно-желтая, длиннохвостая.

Оборудование: презентация «Зимующие птицы», предметные картинки зимующих птиц, конверты с разрезными картинками зимующих птиц, маски-шапочки зимующих птиц, картинка кормушки, кусочек пластилина, круги красного и синего цвета.

Логопед: Прежде, чем мы начнем заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

  Давай посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы.

  Стук в дверь. Логопед показывает электронное письмо

Логопед: дети, к нам в группу пришло письмо из далекой Африки

Читает письмо. (На экране презентация «Дети из Африки»).

-«Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают. У нас много птиц. Но мы никогда не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им наверное? Расскажите, пожалуйста про вашу зиму, про зимующих птиц. Нам очень интересно.  Заранее огромное спасибо!. До свидания»

Логопед: Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка очень далеко!

Ответы детей. Останавливаемся на версии - общение через интернет.

Логопед: Вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в тепые края. Но не все. Есть такие, которые не улетают.

Логопед: Как такие птицы называются? Почему они остались?

Ответы детей.

Логопед: А чтобы увидеть зимующих птиц, я приглашаю Вас на прогулку в зимний лес. На чем туда можно отправиться?

Ответы детей

Упражнение «Метель»

Дети выполняют движения соответственно тексту:

Логопед:

Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела ( дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускают)

Все дорожки, все пути- ни проехать, ни пройти ( дети идут, высоко поднимая колени).

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали ( дети идут быстрым шагом друг за другом).

Логопед: Вот мы и пришли в лес. А в лесу холодно. Давайте погреемся.

А в лесу мороз и ветер, ( пощипывание щек)

А в лесу гуляют дети( постукивающие движения пальцами)

Ручки, ручки согревают, ( потереть ладошки друг о друга)

Нам мороз не страшен, (указательным пальцем массируют крылья носа).

Вот как мы попляшем (зигзагообразные движения от середины лба к вискам).

Логопед: В лесу нас ждут птицы, а какие – мы сможем узнать, если соберем картинки.

Д\игра «Сложи картинку»

Логопед: Кто получился у вас на картинках? (ответы детей)

Логопед: Как можно назвать одним словом? ( ответы детей).

Почему их называю зимующими?

Д\игра «Один – много»

Одно синичка - много синичек;

Один снегирь - много…

Логопед: посмотрите, к нам прилетели зимующие птицы. Давайте с ними поиграем.

Зрительная гимнастика «Птички»

Птички вправо полетели ( посмотрели вправо),

Птички влево полетели ( посмотрели влево).

Птички вверх полетели и на веточку сели ( смотрят вверх)

Логопед: А сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.

Упражнение на дыхание «Ветерок» ( дети дуют на птичек)

Логопед: Чтобы рассказать детям из Африки о зимующих птицах, мы должны с вами узнать и рассказать как они выглядят, чем питаются.

Презентация «Зимующие птицы».

(Дети рассказывают про синицу, воробья, дятла, сороку, ворону, снегиря).

Воспитатель: Хотите я вас тоже превращу в птиц? Для этого нужно произнести волшебные слова:

Раз, два, три повернись и в зимующих птиц превратись!

Инсценировка сказки «Самый красивый наряд!» ( маски- шапочки).

Воспитатель: Давным-давно жил на свете ворон и были у него перья белые-пребелые. Смотрится  ворон в зеркало и говорит:

Ворон: Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. Вот у снегиря грудка красная, у павлина-хвост красивый, попугай и вовсе пестрый. Полечу – ка я к сове . Пусть она что-нибудь придумает

Воспитатель: В те времена сова красила всем птицам перья в разные цвета.

Сова: Нитки да краски - вот мои друзья

   Прилетайте птицы. Всех раскрашу я!

Воспитатель: Прилетела Синичка.

Синичка: Здравствуйте уважаемая сова

 Мне зимой так холодно, а так хочется увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!

Сова: Где же моя желтая краска? Ну – ка, давай свою грудку. Сейчас я выкрашу ее в желтый  цвет, и она всегда будет напоминать тебе о нем.

Синичка: спасибо!

Воспитатель: прилетел озорной воробей.

Воробей:  Здравствуйте уважаемая сова!

Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре. Прошу, Вас, мне нужен особый костюм, но не очень яркий!

Сова: Я думаю, что вам подойдет коричневый костюм.

Воробей: Я за работу вас хвалю и от души благодарю.

Воспитатель: Прилетел дятел.

Дятел: Я - дятел. Много лет живу,

Везде стучу и лес лечу!

Чтоб санитара знали все-

Прошу, Вас, помогите мне!

Сова: Яркая краска есть у меня.

Красная шапочка будет твоя!

Дятел: За старанье и добро

Новое сделаю я вам дупло!

Воспитатель: А вот  и наш знакомый Ворон. Интересно, какой же костюм ему придумает сова?

Ворон: Здравствуйте уважаемая сова.

Выкрасите мой наряд в самый красивый цвет, хочу поразить вех своей красотой.

Сова: Хочешь голубое платье как у цапли?

Хочешь красную шапочку как у дятла?

Ворон: Нет! Выбери для меня самый невиданный наряд, какого ни у одной птицы нет.

Воспитатель: Долго сова выбирала цвет. Наконец выкрасила перья ворона в черный-пречерный цвет, чернее тучи. Посмотрел ворон в зеркало и ахнул.

Ворон: Ах, какой красивый наряд. Мне очень нравится!

Воспитатель: поблагодарил ворон сову и улетел.

Воспитатель: А как человек помогает птицам зимой? Как вы думаете,  для птиц зима хорошо или плохо?

Проводится игра «Хорошо – плохо».

(хорошо: многие птицы зимой звонче поют, т.к воздух свежий;

 в пушистом снегу многие птицы устраивают себе спальни; люди подкармливают птиц свежим кормом; делают для птиц кормушки… Плохо- холодно птицам зимой; голодно; не всегда можно найти сразу еду себе; спрятаться зимой от врагов труднее…)

Воспитатель: А вот сейчас посмотрим , как вы заботитесь о птицах. Сможете их всех правильно рассадить на кормушке, чтобы им было удобно?

Игра « Рассадим птиц на кормушке»

 ( справа, слева, над кормушкой, в кормушке и т.д.)

Воспитатель: Ой, вы не слышите, что кто-то пищит? Смотрите, комочек ! Давайте попробуем его согреть?

(Дети слегка дуют на кусочек  пластилина)

Воспитатель: Кажется что – то стучит! Да это сердечко!!! Давайте попробуем еще нежнее его согреть нашими руками. Положите на мои руки каждый по одной своей ладошке. Посмотрим, тепло наших рук согреет комочек?

( появляется маленький птенец).

Воспитатель: Какие мы молодцы! Не дали погибнуть в лютый мороз маленькому  птенчику! Доброе дело мы с вами сделали! Но выпустим его только весной, пусть у нас окрепнет немного.

Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам Африканским ребятам рассказать о зимующих птицах?  Кто считает, что мы молодцы, справились с этим заданием – возьмет красный круг и даст мне в руку. Кто считает, что мы плохо рассказали – принесет мне синий круг

Воспитатель: Ну, вот и все. Наше электронное письмо , картинки с зимующими птицами мы отошлем в Африку. А нам пора возвращаться из сказочного леса в детский сад . Раз, два, три повернись в детский сад возвратись!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...