Проект "Космические дали"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Ковалёва Елена Михайловна

Проект для дошкольников 5-7 лет «Космические дали»

выполнила воспитатель МДОУ «ЦРР «Искорка -детский сад №24»

Ковалёва Елена Михайловна

 

 

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества

Участники проекта: дети , родители, воспитатели

Продолжительность проекта: долгосрочный

Проблема:

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции.

Отсюда-поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике- День космонавтики.

Актуальность

Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей, когда они активно познают мир, открывают для себя новые истины, им интересны загадки Вселенной, их привлекает тема космоса, все неведомое, непонятное. Но как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?

Я считаю, что метод проекта позволит усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным.

Мой проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей, тем самым поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:

• Вызвать интерес к познанию космического пространства

• Познакомить детей с историей развития космонавтики

• Познакомить со строением солнечной системы, сформировать первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно солнца, некоторых особенностях)

• Расширить и активизировать словарь

• Развивать воображение, творческое мышление, внимание, память.

• Формировать речевое развитие детей, навыки творческого рассказа.

• Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

 

Ожидаемые результаты:

для детей

• Усвоение детьми знаний, представлений о космосе

• Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

• Активизация и обогащение словаря: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр.

• Составление творческих и описательных рассказов.

• Уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

для педагогов

Повысить уровень профессиональной компетентности в использовании метода проектной деятельности;

Испытать чувство удовлетворения от сотворчества, взаимопомощи и общения с участниками проекта.

для родителей

Получить консультации педагогов по организации совместной деятельности с детьми;

Испытать гордость за своего ребёнка.

 

Этапы работы над проектом и краткое содержание проекта.

1 этап. Подготовительный.

(разработка проекта).

Выявить уровень знаний и представлений у детей по данному вопросу

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Составить план мероприятий.

 

2 этап Практический (основной)

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.

Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций. Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника: игровую и художественно- продуктивную – в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.

На прогулках, в свободное время, в непосредственно образовательной деятельности мы с детьми разговаривали о космосе. Беседы всегда были живыми, с элементами игры, соревнований, загадок, наглядным материалом.

Беседа «Солнце и космос»;

Беседа «Этот загадочный космос»;

Беседа «Звезды – огромные шары»;

Беседа о созвездиях;

Беседа «Первооткрыватели космоса»;

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй.

Много времени уделялось прочтению художественной литературы.

Детям очень нравится слушать мифы о Дедале и Икаре, о Млечном Пути, о созвездиях, сказки о том как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили, просто слушать прочтение стихотворений о вселенной, о космосе, рассказы о Гагарине, охотно отгадывать загадки.

Сюжетно-ролевые игры помогают воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща, что и воплощали дети в "Космическом путешествии".

Дидактические игры помогают развивать мышление, анализаторские способности, сосредоточенность, внимательность.

Такие задания, как «найди лишнее», «продолжи логическую цепочку», «соедини одинаковые планеты, «куда летят ракеты», собери пазл, соедини созвездие развивают логическое мышление, внимание, мелкую моторику руки, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля.

Детям предлагается с помощью счетных палочек, конструктора или строительного материала построить «Ракету». .

А также на прогулке дети с удовольствием лепили из снега Солнечную Систему, ракету

Настольные игры очень увлекают как детей, так и взрослых. Им приходится преодолевать множество препятствий на пути к финишу, соревноваться, оказывать помощь друг другу, отвечать на вопросы, чтобы заработать дополнительные бонусы, при этом соблюдать все правила игры.

Одно из любимых занятий - рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях

Никого не оставила равнодушным экскурсия в планетарий

Все дружно решили сделать свой маленький "планетарий"

Макет «Солнечная система» выполнен в виде бумажного туннеля

Коллективная поделка «Галактика «Млечный путь», где планеты Солнечной Системы выполнены с использованием техники папье-маше.

Некоторые явления невозможно объяснить на словах, поэтому мы экспериментировали. Вулканы, которые бушуют на Венере дети увидели наглядно, а кратеры, образующиеся на Меркурие и Луне делали самостоятельно.

Художественное творчество предполагает развитие творческих способностей детей, умение фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. Так мы лепили звёзды, используя технику расплющивания, вытягивания

Дети с удовольствием рисуют сами и разукрашивают разнообразные раскраски (индивидуальные и коллективные), при этом закрепляются навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

С раннего возраста необходимо воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. В моем проекте это отражается на занятиях физической культуры, на зарядке, на прогулке, в НОД через подвижные игры, эстафеты.

Непосредственно через музыку и движение происходит формирование эстетического отношения к окружающему миру. Дети с удовольствием слушали музыкальные записи о космосе, космонавтах, а также весело играли в «Лунапузиков» и импровизировали под музыку.

Взаимодействие с семьей

Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители были проинформированы о начале работы над проектом, в родительском уголке были предложены консультации «Как рассказать ребенку о космосе», «Первый в космосе!», размещена справочная информация по тематике бесед и занятий с детьми, рекомендации: что посмотреть , что прочитать вместе с детьми.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

 

3 этап Завершающий

Хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что проект рассчитан на 2 года, поэтому уместно будет сказать, что данный этап промежуточный. Подводя итог проделанной работе в старшей группе мы оформили «космический» уголок в группе:

- выставка стенда детского творчества « Я тоже в космос полечу».

- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки и подделки, посвященные Дню космонавтики).

  • Провели викторину «Что? Где? Когда?»

  • Спортивный праздник «Юный космонавт»

     

Совместно с родителями были оформлены альбомы/экспозиции с фотографиями, иллюстрациями, загадками (космонавты, космические корабли, летательные аппараты, спутники и т.д. Хочется еще отметить, что

  • на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 0%, на среднем уровне были знания у 39%, низкий уровень - у 61%. Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе.

  • на сегодняшний момент 54% (14)детей показали высокий уровень, 34,5% (9д)-средний, 11,5%(3д) - низкий.

 

Вывод

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повышается мотивационная составляющая: дети задают больше вопросов, интересуются познавательной литературой.

Список литературы:

1. Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. - Кострома: КОИПКРО, 2002. - 37 с.

2. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т.А. Шорыгина, М.Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

3. Дорожин Ю. Книга для детей «Малышам о звездах и планетах» / Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 8 с.

4. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 153 с.

5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

6. Мусенко С.И. Оригами в детском саду / С.И. Мусенко, Г.В. Бутылкина. - М.: Школьная пресса, 2010. - 97 с.

7. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада Издательство «Просвещение», 2015г., 94 с.

8.Скоролупова О.А. Покорение космоса / О.А. Скоролупова. - М.: «ООО Изд-во Скрипторий 2003», 2009. - 80 с.

9. Интернет-ресурсы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kosmicheskie_dali.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Училище воспитало меня, дало путёвку в большую жизнь.

Воспоминания о студенческих годах......

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Стенд для родителей "КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ"

Предлагаюсвою работу начинающим воспитателям,для аттестации,сделан из ненужных материалов,можно разместить в приёмной,менять информацию,для родителей будет интересно узнавать что-то новое о космосе....

К космическим далям - вперёд!

Познакомить детей с космосом как неизведанным объектом, который предстоит изучать многим поколениям россиян....