Технология ТРИЗ. Методическая разработка.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ерохина Екатерина Викторовна

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового,соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию” Г. С. Альтшуллер

Технология ТРИЗ

Дошкольный возраст - это особый возраст. В этом возрасте появляется способность детей к творческому решению проблем, возникающих различных ситуациях жизни самого ребенка. Я считаю, что если правильно использовать приемы и методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, то они успешно помогут развивать у дошкольников смекалку, воображение, мышление.

ТРИЗ помогает не просто развивать фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ способствует воспитанию у детей качеств творческой личности.

ТРИЗ помогает детям решать свои маленькие проблемы самостоятельно.

ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, которая не изменяют основную программу обучения, а лишь увеличивает ее эффективность.

Основным средством моей работы с детьми является педагогический поиск.

Если ребенок задает какой-либо вопрос, я не даю сразу готовый ответ, а спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. Если ребенок затрудняется, я наводящими вопросами подвожу его к тому, чтобы он сам нашел ответ на свой вопрос.

Если же ребенок не задает никакого интересующего его вопроса, тогда я предлагаю ему ту или иную проблемную ситуацию. Тем самым, поставив ребенка в такую ситуацию, когда нужно найти ответ самостоятельно.

Если же ребенок затрудняется, то я предлагаю ему подумать - как можно решить проблему; найти несколько вариантов ее решения (от самого легкого, вплоть до волшебства).

Я считаю, что обучение детей решению творческих задач методами ТРИЗ позволяет им сознательно управлять своим временем и учиться проектировать и прогнозировать свои действия. Эта методика формирует широкое мировоззрение.

Многолетняя практика, моя и моих коллег, показала, что мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ- технологии, значительно выше, чем на обычных занятиях.

Вот одна из моих методических разработок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл триз.методическая разработка16.64 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового,соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию” Г. С. Альтшуллер

Технология ТРИЗ

Дошкольный возраст - это особый возраст. В этом возрасте появляется способность детей к творческому решению проблем, возникающих различных ситуациях жизни самого ребенка. Я считаю, что если правильно использовать приемы и методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, то они успешно помогут развивать у дошкольников смекалку, воображение, мышление.

ТРИЗ помогает не просто развивать фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ способствует воспитанию у детей качеств творческой личности.

ТРИЗ помогает детям решать свои маленькие проблемы самостоятельно.

ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, которая не изменяют основную программу обучения, а лишь увеличивает ее эффективность.

Основным средством моей работы с детьми является педагогический поиск.

Если ребенок задает какой-либо вопрос, я не даю сразу готовый ответ, а спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. Если ребенок затрудняется, я наводящими вопросами подвожу его к тому, чтобы он сам нашел ответ на свой вопрос.

Если же ребенок не задает никакого интересующего его вопроса, тогда я предлагаю ему ту или иную проблемную ситуацию. Тем самым, поставив ребенка в такую ситуацию, когда нужно найти ответ самостоятельно.

Если же ребенок затрудняется, то я предлагаю ему подумать - как можно решить проблему; найти несколько вариантов ее решения (от самого легкого, вплоть до волшебства).

Я считаю, что обучение детей решению творческих задач методами ТРИЗ позволяет им сознательно управлять своим временем и учиться проектировать и прогнозировать свои действия. Эта методика формирует широкое мировоззрение.

Многолетняя практика, моя и моих коллег, показала, что мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ- технологии, значительно выше, чем на обычных занятиях.

Вот одна из моих методических разработок.

«Морфотаблица»

Цель: учить детей различать объекты по «цвету»«форме»«запаху»«температуре»,«месту», используя морфологическую таблицу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Ответы детей…

Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришли интересные объекты и имена признаков. Они хотят с нами поиграть. Какие имена признаков пришли к нам в гости?

Ответы детей…

Воспитатель: Выберете себе любой объект, который вам нравится, и займите место на нашей дорожке.

Действия детей…

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, какие ваши объекты?

Ответы детей (дети дают описание объекта в соответствии с тем именем признака, который лежит первым на дорожке, и шагают на первую полоску дорожки и так далее, до последнего имени признака)

Воспитатель: Молодцы! Все добрались до конца дорожки! Вам понравилось играть?

Ответы детей…

Воспитатель: Скажите, ребята, какие имена признаков приходили к нам играть?

Ответы детей….

Воспитатель: Правильно. Давайте подарим наши имена признаков Буратино.

Дети прикрепляют имена признаков на пособие «Познавайкин мир», где живет Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок м...

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...

Технология ТРИЗ. Методическая разработка.

Дошкольный возраст - это особый возраст. В этом возрасте появляется способность детей к творческому решению проблем, возникающих различных ситуациях жизни самого ребенка. Я считаю, что если правильно ...

Методическая разработка НОД по математическому развитию в подготовительной группе с использованием игровых технологий и технологии ТРИЗ. Тема: «Путешествие в космос»

Конспект занятия поможет  систематизировать знания детей о космосе, будет способствовать развитию математичемских способностей. Дети с помощью игровых технологий, используемых на занятии, в совер...

Технология ТРИЗ:методический комплекс по освоению детьми способов познания

Одной из важных задачь, стоящих перед педагогами ДОО, является формирование у дошкольников интелектуально - творческой и позновательной деятельности, нестандартного мышления. Одним из эффективных сред...

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...