Главные вкладки

    Статья на тему:
    Создание благоприятных условий для развития способных и одарённых детей

    Кувалова Светлана Владимировна

    Среди самых интересных и загадочных явленийприроды - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей явлдяется дошкшльный возраст. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_odarenost.docx22.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание благоприятных условий

    для развития способных и одарённых  детей

                                                    «Одаренность человека – это маленький

                                                   росточек, едва проклюнувшийся из земли

                                                   и требующий к себе огромного внимания.

                                                    Необходимо холить и лелеять, ухаживать

                                                за ним, сделать все необходимое, чтобы

                              он вырос и дал обильный плод».
                                                                                           В.А.Сухомлинский

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.

          Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

    Поэтому основная цель каждого дошкольного образовательного учреждения – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. 

    Одним из пунктов инициативы «Наша новая школа» является создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности; создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, выявления достижений одаренных ребят, поддержание в ДОУ творческой среды - портфолио, электронные образовательные ресурсы, литература, музеи, библиотеки.

    Остановимся на вышеперечисленных направлениях по  примеру работы нашего детского сада с одаренными детьми.

     Основные понятия:

    • Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких-либо  специальных способностей, позволяющий индивиду  достигать  высоких успехов в тех или иных  видах деятельности.
    • Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - музыкальной, сценической, литературной и пр.
    • Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению.
    • Талантливость – наличие  внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
    • Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

    Для развития детской одаренности в дошкольном возрасте необходимы следующие условия:

     - условия предметно-развивающей среды;

    - индивидуальный подход в обучении и воспитании;

    - личность педагога;

    - различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей;

    - различные психолого-педагогические условия.

    Остановимся на этом поподробнее.

    Особенности среды для развития одарённости ребёнка:

    • Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей).
    • Предметно-информационное обогащение среды.
    • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.
    • Гибкость в использовании времени, средств и материалов.
    • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

    Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

    Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.

    Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

    Поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

     Какие качества должны быть присущи педагогу?

    - Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения;  для чего необходимо их совершенное знание.

    - Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.

    - Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

    - Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом.

           Анализ ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. Должно существовать единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

    В работе для создания условий развития детской одаренности используются следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами:

    Формы работы с одаренными детьми:

    - проекты индивидуальные, групповые, семейные;

    - кружки;

    - конкурсы, фестивали, соревнования;

    - индивидуальные развивающие занятия в игровых формах.

     Формы работы с родителями одаренных детей:

    - родительские клубы;

    - индивидуальные консультации психолога;

    - детско-родительские проекты.

    Формы работы с педагогами:

    - педагогическое проектирование;

    - открытые показы, семинары-практикумы.

    Строим взаимодействие с окружающим социумом (школы, дом детского творчества, детская библиотека, школа искусств), которое осуществляется по нескольким направлениям:

    - участие в совместных акциях,  конкурсах, проектах, соревнованиях;

    - обучение в школах, учреждениях дополнительного образования одарённых детей, посещающих детский сад.

    Партнерство - это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.

    Взаимодействие детского сада и дополнительного образования создает  единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного разностороннего развития каждого ребенка.

    Осуществляется дополнительное образование исходя из интересов детей и запросов родителей. На начальном этапе через анкетирование родителей (законных представителей детей), вовлечение детей дошкольного возраста в кружки,  мониторинг образовательной деятельности воспитателями, педагогом-психологом, администрацией ДОУ проводятся мероприятия, направленные на выявление способностей у детей.

    Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует  формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче.  Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.  

    В учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках:

    • «Юный эколог» - эколого-биологическое направление;
    • «Чудеса на песке»;
    • «Сказка за сказкой»;
    • «»;

    На протяжении нескольких лет, в ДОУ ведется работа по созданию   условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей  в различных видах деятельности.

    Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

    Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.

     Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

    Существуют следующие психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:

    - обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создание условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

    - обеспечение  благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

    - не сдерживание инициативы ребенка, отсутствие четких наставлений, помощь в независимых действиях, не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно;

    - важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход;           

    - единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей, нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

    Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

    Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.  Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

    Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть  включены родители, социальные институты.

    Существует проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, необходимо выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

             Задача дошкольного учреждения в процессе воспитания и обучения детей не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а научиться видеть и развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов ДОУ.

    Ни для кого не секрет, что для успешного проведения семинара, тренинга, беседы, собрания и т.д.  очень важно установить доброжелательный контакт, ведь именно доверительная и доброжелательная атмо...

    Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

    Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

    Методические рекомендации для родителей " Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с туберкулезной интоксикацией"»

    Для родителей методические рекомендацииМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотруи уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях...

    Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Из опыта работы

    В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повыш...

    Создание благоприятных условий для развития способных и одарённых детей.

    Рекомендации по созданию психолого - педагогических условий развития одарённых детей....

    Создание в дошкольном учреждении психолого – педагогических условий для выявления и развития способностей и поддержки интересов детей

    В статье описывается механизм реализации программы «Ступеньки к успеху», направленной на создание среды успеха для развития личностного и творческого потенциала каждого воспитанника, на ок...