Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе « Путешествие в прошлое куклы.»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кондратьева Людмила Алексеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 14 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе

«  Путешествие в прошлое куклы.»

       

   

Выполнил:

воспитатель I      квалификационной категории

Кондратьева Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

Г.Благовещенск

 

 

 

 

 

Цель. Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Программное содержание: Закрепить знания детей о кукле, с процессом  ее преобразования человеком,  совершенствовать умение составлять описательные рассказы о народных куклах-оберегах, творческие способности в конструктивной деятельности при изготовлении куклы- пеленашки, Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства при изготовлении народных игрушек.

Активизация словаря: рукотворные, безликие, подручные материалы, обереги, скрутка.

 

 

 

Содержание организованной деятельности детей

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ»

Сегодня я приглашаю вас  в музей

 Назовите музеи, которые есть у нас в городе?

Дети: В нашем городе есть краеведческий музей, музей динозавров.

Воспитатель: А в какой музей отправимся  мы, узнаете, когда отгадаете загадку

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (кукла)

Молодцы, правильно, это кукла.

Значит мы отправляемся в музей кукол

Дети проходят в музей

Ребята, вы знаете, что кукла появилась очень давно.

Давным- давно, когда не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок дети играли куклами из дерева

Как можно назвать таких кукол?

Дети: деревянные

Воспитатель:потом человек придумал куклу из глины

Как назывались такие игрушки?

Дети: глиняные

Воспитатель: А как вы думаете, какую игрушку придумали потом?

Дети: игрушки из соломы

Воспитатель: сначала солому собирали, затем варили ,чтобы она была мягкая и блестящая

С такими куклами было интереснее играть. Почему?

Дети :у кукол были руки и ноги, которые могли двигаться, таких кукол можно было наряжать

Воспитатель:  Прошло много лет и человек придумал другую куклу- тряпичную

А много лет спустя, появились куклы из пластмассы,

В наше время много  кукол- сувениров, которых коллекционируют, украшают ими дома, комнаты.

А мы поговорим о куклах в которые играли бабушки  ваших бабушек – о тряпичных куклах .

Как вы думаете, из каких материалов сделаны эти куклы?

Дети: из соломы, ниток, лоскутов ткани

Воспитатель: Правильно, таких кукол не покупали, а делали их из подручных материалов

Что обозначает слова подручный материал?

Дети: Подручный- это материал, который всегда под руками

Воспитатель: Раньше в каждом доме было много таких кукол, эти куклы приносили удачу, счастье, а также оберегали  семью от бед

Этих кукол называют оберегами

Куклу оберег наряжали, но ей никогда не рисовали лицо они были безликие, потому что куклу представляли такой, какой хотели видеть в данный момент

Рассказы детей о куклах

Дети: У меня в руках кукла-колокольчик. Это очень маленькая кукла в красивом платье, под юбкой  у куклы колокольчик, который отпугивал беду от семьи

Я держу куклу-десятиручку, считалось, что такая кукла помогала женщинам вести домашнее хозяйство.

Воспитатель: На Руси было много мастеров, которые делали таких кукол

Скажите, какими качествами обладали кукольные мастера?

Дети: Мастера были добрыми,умелыми, трудолюбивыми

Воспитатель: Всему можно научиться- важно не лениться

Поиграем в игру «Закончи пословицу». (дети встают по кругу, вос-ль говорит начало пословицы и дает ребенку куклу, ребенок заканчивает пословицу и отдает куклу вос-лю)

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда нет плода.

Сделал дело, гуляй смело.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда добра не будет.

Делу - время, потехе – час.

Глаза страшатся, а руки делают.

Запевай, а работу знай.

От лени болезнь, от работы здоровье.

Молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим, как можно сделать тряпичную куклу самым простым способом. (показ иллюстрации порядок изготовления куклы)

Сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинаемся тело. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Завязываем ей платочек, заворачиваем в пеленку, + вот кукла готова

.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

 Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,              Пальчики опускаем вниз, закрываем                                                                                                    ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт,                     Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает,                       Повороты кистей рук из стороны в

                                                                                  Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает.                          Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку.                       Несколько раз разжимаем и

                                                                                  Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора

Предлагаю сделать вам свою куклу. Чтобы куклы  приносили вам радость настроение ваше должно быть хорошим,мысли светлыми

  Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

По окончании работы предлагаю детям выложить пеленашек в форме солнца

Я хочу вас познакомить вас со своей куклой Катюшкой.

 Жила- была Катюшка, была она веселая да задоная.Днем она трудилась с родителями в поле, а вечером любит в гости ходить да хороводы водить

Проводится хороводная игра «На дощечке»

Итог Ребята, что вам  понравилось на занятии, что запомнилось?

Ребята, молодцы, вы сегодня хорошо поработали большое вам спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие с капелькой"

 Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде. Дать по...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в заколдованный лес».

Цель: Развитие интеллектуальных качеств, самостоятельности. Программное содержание: 1.Развивать умение сравнивать предметы используя знаки боль...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ Путешествие в сказку «Как гусь всем завидовал»

Задачи. Развитие связной речи. Совершенство¬вание навыков фонематического анализа. Совершенствование навыков чтения и печатания. Развитие речевого слуха. Развитие общей моторики, ловкости. Развити...

Совместная с музыкальным руководителем и воспитателем непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Геометрию"

НОД по формированию элементарных математических представлений была проведена в рамках месячных курсов для воспитателей старших групп ДОО города Магадана "Современные модели предшкольного образова...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» Моделирование сказки Учитель – логопед: Шипилова Л.М.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»Моделирование сказки...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое светофора»

Конспект организованной образовательной деятельностив подготовительной к школе группеОбразовательная область: познавательное развитиеРаздел: ознакомление с окружающим миромТема: «Путешестви...