Материал по теме самообразования
материал по теме

Виктория Попова

Творческая мастерская как форма индивидуализации образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  по самообразованию « Творческая мастерская как форма индивидуализации образования».

Цель: развитие творческого потенциала  ребёнка через художественный труд.

Задачи:

  1. Способствовать проявлению самостоятельности и инициативности детей.
  2. Создать условия для ознакомления с процессом художественного труда.
  3. Формировать  позитивные установки к различным видам труда и творчества.
  4. Развивать  мелкую моторику и глазомер.
  5. Воспитывать нравственные качества.

Этапы работы:

№ п\п

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  • И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» Старшая группа – Москва.: Издательский дом «Цветной мир», 2011;
  • О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек - сувениров» - Москва.: «Просвещение», 1983;
  • Е.А.Румянцева «Аппликация. Простые поделки»/ Екатерина Румянцева. – М.:Айрис-пресс, 2014. – 128с.: цв.ил.
  • Л.В.Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»:пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015. 128с.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»
  • Изучение опыта педагогов ДОУ
  • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
  • Оценка  индивидуального уровня развития детей.

Составление плана работы мастерской, подготовка материала

Сентябрь

 

 

 

 

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

2

Практический этап.

Консультация для родителей «Ручная умелость – одна из составляющих готовности к школе»

Организация мастерской «Чудесные превращения»

Участие в конкурсах.

Выставка работ к праздничным датам.

Мастер-класс с педагогами «Технология творческой мастерской».

Неделя добра. Подарки ветеранам педагогического труда.

Презентация творческой мастерской «Чудесные превращения».

Итоговая выставка.

Ноябрь

 Ноябрь

В течение года.

 

Март

Апрель

Май

Введение.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное, новое.

Художественный ручной труд способствует развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления изделий  постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, бросовым материалом или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, данный вид работы способствует подготовке детей к школе.

Технология работы творческой мастерской.

Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы. Педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.

Воспитатель ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Все задания воспитателя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать атмосферу для проявления им себя как творца. Воспитатель мягко, демократично, незаметно руководит работой детей.

Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. Деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т.е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».

Перспективный план рассчитан для детей 6-7 лет. Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю.

Подведение итогов: осуществляется в виде показа презентации творческой мастерской «Чудесные превращения» и итоговая выставка работ детей, проведение мастер-класса с педагогами.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в деятельности уделяется следующим формам и методам обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Структура занятия:

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности, (мотивация  С.Г. Якобсон)

Основная

Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия.

Перспективный план

                                       СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:

№ п\п

                          ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество часов

1

«Знакомство с творческой мастерской «Чудесные превращения».

30 минут

2

«Герои из мультфильмов» - пластилинография с использованием пуговиц.

30 минут

3

«Букет цветов» - использование различных материалов (природный материал, бросовый материал, картон, цветная и белая бумага, пластилин)

30 минут

4

«Птичка с хвостом из перьев» - использование различных материалов (природный материал, бросовый материал, картон, цветная и белая бумага, пластилин, солёное тесто.)

30 минут

5

«Петушки» - использование цветной бумаги, цветных карандашей, ножниц, клея.

30 минут

6

«Новогодний калейдоскоп» - цветная бумага, цветной картон, цветные нитки, бросовый материал.

2 занятия по

30 минут

7

«Ангел-подвеска» - цветной и белый картон, бусины, ткань, белая бумага.

30 минут

8

«Животные тайги» - природный и бросовый материал, картон, цветная бумага.

30 минут

9

«Подарок папе» - солёное тесто, цветной картон, бусины, ткань.

30 минут

10

«Открытка для мамы»         - цветная бумага, цветной картон, бросовый материал.

30 минут

11

«Аквариум» - пластилин, солёное тесто, бросовый и природный материал, цветной картон и бумага.

30 минут

12

Аппликация с использованием пуговиц «Рыба».

30 минут

13

«Русские берёзы» - цветная бумага, цветной картон, пуговицы, нитки.

30 минут

14

«Клоун из ткани»

30 минут

15

«Космос» - пластилинография

2 занятия по

30 минут

16

 «Весенние цветы» - цветная бумага, цветной картон, бросовый и природный материал.

30 минут

17

«Открытка ветерану» - цветная бумага, цветной картон, бросовый и природный материал.

2 занятия по

30 минут

Итого 20 занятий в учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала».

В материале содержится информация о проделанной работе по самообразованию за текущий год....

Материал для родителей по теме самообразования "Музыкально - дидактические игры как средство музыкального развития ребенка"

Данная консультация будет очень полезна многим родителям, особенно тем, кто хочет больше приобщаться к музыкальному развитию ребенка и получать удовольствие от совместного игрового процесса....

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

Тема самообразования: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста.И, по мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забав...

Стендовый материал на тему самообразования «Метод цветотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС»

В работе представлена презентация с актуальностью выбранной темы, целями и задачами по теме самообразования, а также внедренные упражнения по цветотерапии для реализации с детьми РАС....