Статья на тему " Использование центра песка и воды в познавательной активности детей второй младшей группы"
статья (младшая группа) на тему
Как с помощью цетра песка и воды развивать познавательную активность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Использование центра песка и воды в познавательной активности детей второй младшей группы»
В требованиях ФГОС ДО уделяется большое внимание познавательно- исследовательской деятельности. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу можно выделить опытно-экспериментальный метод в развитии познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста как тему актуальную на современном этапе. Актуальность темы обусловлена тем, что ребенок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы с целью более полного их познания и освоения. Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность со взрослыми, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новыми предметами.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него исследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создать нестандартную, инновационную предметно-развивающую среду.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые исследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Во второй младшей группе особой популярностью пользуется сенсорный уголок. Дети с удовольствием занимаются в нем, что подтверждает все вышесказанное. Особое внимание хотелось бы уделить центру песка и воды. Считаю, что ознакомление детей со свойствами песка и воды трехлетнему ребенку необходимо для полноценного восприятия им окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Когда ребенок знакомится с явлениями неживой природы, в процессе которой он познает что-то новое, это способствует развитию у него не только мышления, но и других сторон личности. Таким образом экспериментирование является ведущим на протяжении первых3-4 лет жизни и практически единственным способом познания мира.
Центр песка и воды помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка. Речь идет о самостоятельной деятельности - экспериментирование с различными подходящими для этой деятельности предметами. Организуя игры с песком и водой мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Малыши очень любят такие игры. Обязательное условие работы ценра- наличие сказочных персонажей во время игры (Зайка-любознайка, Мишка, Белочка и т. д.) Начинать игры с песком и водой обязательно нужно с того, что мы здороваемся с песком. Для этого кладем сначала одну ладошку, затем другую, затем кладем обе ладошки и слегка надавливаем на песок. Песчинки прилипают на ладошку, мы потираем ладошки друг о дружку. Что вы чувствуете? Далее можно играть с песком: пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в песке можно прятать, а потом искать различные предметы, строить постройки. Постройки из песка можно считать началом конструирования. Игры с водой вызывают у детей положительные эмоции, снимают напряжение, способствуют внутренней раскованности.
Организация Центра «Песок – вода» в группе для детей раннего возраста.
1. Создание в группе условий, отвечающих требованиям гигиены и безопасности при работе с песком и водой.
Необходимо правильно выбрать место расположения Центра «Песок – вода», это может быть стол, поставленный таким образом, чтобы у детей была возможность подойти к нему с любой стороны. Центр «Песок – вода» необходимо оформить красочно и привлекательно для детей, тем самым стимулируя желание проводить в нем свободное время, учиться играя. Также Центр должен быть расположен так, чтобы в нем легко было проводить уборку.
2. Оснащение центра «Песок – вода»
Для воды и песка необходимо подобрать соответствующие ёмкости, удобные и безопасные для использования их детьми, В этом же центре могут находиться различные камни в отдельном ящике, а в следующем - маленькие совочки, формочки, маленькие шарики и легко моющиеся игрушки. Нагромождать центр «Песок – вода» не рекомендуется. Лучше менять раз в месяц предметы для экспериментирования (можно камни заменить деревянными или железными предметами, либо бумагой и т. д.). Для игр с водой – необходимо иметь резиновые или пластиковые игрушки, черпачок, сачок и др.
Дети будут иметь возможность ставить опыты и эксперименты: лить воду, бросать камни и шарики в воду, набивать формочки песком, строить из песка простые постройки. Дети под руководством воспитателя видят и понимают какие предметы тонут, а какие не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого нет. Центр «Песок – вода» можно переносить на улицу в теплое время года.
Также необходимо продумать защитные средства (непромокаемые фартуки, клеенки, нарукавники). Воспитателю необходимо побеседовать с детьми о правилах поведения в данном центре, учить детей сотрудничать друг с другом. В центре не должно находиться много детей одновременно.
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 31 Московского района
Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Использование центра песка и воды в познавательное активности детей второй младшей группы»
Исполнитель: воспитатель
Незабудкина Н.С.
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания мероприятия с родителями «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях) во второй младшей группе
Методическая разработка знакомит с основными особенностями развития познавательных интересов и эмоциональности на основе знакомых детьми игр с песком....
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...
Статья на тему: «Использование центра песка и воды в познавательной активности детей второй младшей группы»
Как с помощью цетра: «Воды и песка» развивать познавательную активность детей...
Конспект НОД по познавательному развитию детей второй младшей группы на тему: «Под грибом» с использованием игровой технологи
КонспектНОД по познавательному развитиюдетей второй младшей группына тему: «Под грибом»с использованием игровой технологи...
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Мозговой штурм с педагогами...
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста...