Сообщение из опыта работы: "Воспитание и развитие экологического сознания через познавательно-исследовательскую деятельность"
материал на тему

Светлолобова Светлана Львовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_mirom_prirody.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №135»

Сообщение из опыта работы:

«Воспитание и развитие экологического сознания дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность»

                                                  Подготовила: воспитатель Светлолобова С.Л.

г. Братск

2016 год.

Сообщение из опыта работы: «Воспитание и развитие экологического сознания дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность» (1слайд)

Богат, прекрасен и бесконечно многообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей и педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле. Это одна из главных причин почему я выбрала эту тему для углубленной работы с детьми.

(2слайд) Тема: «Развитие экологического сознания детей через познавательно-исследовательскую деятельность детей»

Цель: помочь ребенку увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии.

Задачи: формировать систему знаний о природе её объектах и явлениях; выявление свойств и качеств объектов природы путем экспериментирования. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

(3 слайд) Думаю, что следует работать по данной теме систематически и планомерно. Поэтому в своей работе с детьми я охватила всю систему педагогического взаимодействия: организованное обучение (познавательные занятия), совместная деятельность взрослого и детей (опыты, наблюдения, изготовление макетов, поделок, работ, схем), самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, книг, д/игры, опыты и экспериментирование) Это я учла при разработке планов по всем возрастным группам.

(4 слайд) Работу в кружке «Родничок» я разбила на 4 блока: 1- «В гостях у Незнайки» (познавательные занятия); 2 – «Почемучка» (опыты, наблюдения, труд в природе); 3 – «В гостях у Самоделкина» (изготовление макетов, поделок, работ); 4 – «Поиграй-ка» (д/игры, п/игры, самостоятельные опыты и эксперименты).

(5 слайд) 1 блок - «В гостях у Незнайки» (познавательные занятия) – разработала конспекты к занятиям, презентации, картотеки загадок, стихов о природе и животных. В своей работе с детьми применяю мнемотаблицы и схемы. (6 слайд) С их помощью дети легко рассказывают, запоминают приметы времен года, свойства предметов, животных, растений. Обобщают рассказанное. Дети рассказывают, как по готовым мнемотаблицам, так и составляют сами.

(7 слайд) В своей работе опираюсь на методическую литературу: «Экологические занятия» Бондаренко Т.М, «Система экологического воспитания в ДОУ» Горбатенко О.Ф., «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Коломнина Н.В., «Юный эколог» Николаева С.Н., «Наш дом - природа» Рыжова Н.А., «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов.

(8 слайд) Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которым овладевают дошкольники. В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. (9 слайд) Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.

(10 слайд) 2 блок «Почемучка» (опыты, наблюдения, труд) – в этом блоке дети наблюдают, проводят сравнительный анализ, исследуют. Например: сравнивают чем отличаются белый и бурый медведь (составляют схемы); как получаются сосульки, нужна ли листьям вода, прячем животных чтобы узнать для чего они меняют окраску, листья распускаются (веточки в воде), что лучше впитывает влагу, как увидеть воздух, куда девается вода (вода, лед и пар) и т. д. (11 слайд) Дети совместно со мной путем собственного исследования, наблюдения и проведения опытов находят ответы и делают выводы, составляют схемы, как с моей помощью, так и самостоятельно. Для этого я оснастила уголок экспериментирования для опытов и наблюдений различными материалами, коллекциями, гербариями. Создала картотеку опытов, схем, мнемотаблиц.

(12 слайд) 3 блок «В гостях у Самоделкина» (поделки, макеты, работы, рисунки) – в этом блоке дети закрепляют и обобщают знания, полученные ранее.  (13 слайд) Изготавливают поделки по пройденной теме, делают макеты, рисуют, изготавливают аппликации.

(14 слайд) 4 блок «Поиграй-ка» (д/игры, п/игры, опыты и экспериментирование) – в этом блоке дети закрепляют, полученные знания в дидактических, подвижных играх, а также в самостоятельной деятельности: рассматривают иллюстрации, книги, схемы, проводят повторно опыты и экспериментирования, игры-драматизации, экологические сказки.

(15 слайд) Нельзя обойти при углубленной работе и работу с родителями. Здесь я применяю все возможные приемы – это консультации, советы, демонстрация презентаций, тематические собрания, совместные досуги, участие в выставках, конкурсах, открытые занятия, фотовыставки. Родителям предлагаются опыты, которые можно провести с ребятишками в домашних условиях. (16 слайд) Как правило на совместные досуги родителей нелегко вытянуть, но когда уже все состоится, они остаются довольны и считают это общение нужным и важным. С интересом вникают в работу, вместе с детьми творят, экспериментируют, рисуют, а при изготовлении поделок открываются такие таланты, что мы все удивляемся.  

(17 слайд) Конечно работа по данной теме – процесс длительный, экологическое сознание формируется на протяжении всей жизни, но первое впечатление от родной природы, первые знания, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. (18 слайд) Поэтому надеюсь, что мое зерно знаний, которое я вкладываю не пропадет, а поможет вырастить экологически грамотного человека, любящего свою природу. (19 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....

Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....

Развитие коммуникативных способностей через познавательно-исследовательскую деятельность

Консультация для педагогов дошкольной организации по развитию коммуникативных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность...

Консультация: "Развитие экологического сознания через самостоятельную и совместную деятельность дошкольников."

Мир, окружающий ребенка,- прежде всего ,мир природы  с безграничным богатством , с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе,вечный источник детского разума....

Сообщение из опыта работы " Воспитание эмоций через движение"

Занятия движением, связанным с музы­кой, воспитывают и психику и моторику детей, развивают умение осознавать вызываемые музыкой чувства в какой-то мере ими управлять. Разностороннее воздействие му...

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность...

Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"

Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к в...