Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тамулина Ольга Геннадьевна

Занятие по познавательному развитию, в рамках проектной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамулина О.Г

ГДО МБОУ «СОШ №2»

 

       

C:\Users\Администратор\Desktop\проекты для аттестации\народ кукла готовая\фото куклы\DSC01403.JPG

        Тамулина О.Г.

        Воспитатель 1 категории.

        Сорочинск-2015г

Тема:  «Знакомство с куклой из бабушкиного сундука».

 Цель: Формирование у детей интереса к культуре возникновения куклы через образ народной куклы.

Задачи: 
Образовательные:
- познакомить детей с народной игрушкой, с историей возникновения кукол на Руси;                                                                                                                                          
- формировать заботливое, бережное отношение к игрушкам нашего народа.

Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи;
- развивать творческое воображение.

Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к старшему поколению.

Оборудование: Народные куклы и дерева, альбом с  иллюстрациями народных кукол, города Оренбурга.

Предварительная работа: Подготовить заготовки из природного и бросового материала. Разучить с детьми игры со словами, колыбельную песню закрепляя отдельные элементы музыкально- ритмических упражнений.

                                             Ход НОД

Воспитатель: Дети сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла бабушка Егора, и зовут ее Мария Ивановна. (знакомит детей) 

Мария Ивановна: Здравствуйте дети! Меня зовут Мария Ивановна. Я услышала случайно, чем вы тут занимаетесь и решила вам немного помочь, рассказать вам о игрушках моей молодости. Кто мне расскажет, много ли на свете игрушек? Вот сколько у тебя Коля игрушек?  (Ответ ребенка) можно ли найти такую комнату, где поместились бы все игрушки: и мячи, и куклы, и машинки и т.д. Когда в нашей стране появились первые игрушки, кто знает? (Ответы) В детстве все любят играть. Вот и я, когда была маленькой, как вы, тоже очень любила играть с новыми игрушками. Мы с мамой (с бабушкой) часто ходили в «в детский мир», там я выбирала новую игрушку, мне её покупали. А про другие игрушки я забыла, они казались мне уже неинтересными.                                                                                                             И вот однажды к нам в гости в гости  пришла старенькая бабушка с необычной сумкой. Вечером я подошла к сумке и стала её рассматривать. Бабушка увидела это и раскрыла сумку. В ней были игрушки, каких я никогда не видела. Они были сделаны из соломы, из глины, из тряпок, из обычного мха, из ниток, из дерева.                  

Когда бабушка поставила из на стол, мне показалось, что игрушки со мной разговаривать. А бабушка сказала, что везет их в «музей», чтобы многие дети и взрослые могли увидеть их.                                                                                       Сейчас я вас приглашаю «поехать в музей в чудо –город Оренбург, в областной город».                                                                                                     (Показывает иллюстрацию главного города ).                                                                 Будьте внимательны! Как только услышите гудок паровоза (воспитатель играет на дудочке),  все вставайте друг за другом, и наш веселый поезд отправился в путь.                                                                                                                                                                                                                                                   

(Дети вместе с воспитателем в соответствии с ритмом стихотворного текста В. Мусатова «Веселый поезд» двигаются топающим шагом» 

Десять вагонов- десять ребят.                                                                                               Мчатся вагоны и громко гудят.                                                                                       Мчатся вперед по буграм, по откосам-                                                                       Каждому хочется быть паровозом.                                                                                 Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,                                                                             Десять вагонов на горку повез.                                                                                                Десять вагонов отставать не хотят.                                                                                Тоже стараются, тоже пыхтят.                                                                                        Каждый ногой работает ловко,                                                                                                  Ехали, ехали- стоп! Остановка!

Воспитатель: Вот мы с вами в городе Оренбурге, а теперь отправляемся в музей. Это музей кукол. Вам нравятся эти куклы?                                                                                                                             

- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?

- Почему вы думаете, что это старинные куклы?

- Действительно, эти куклы старинные. В эти куклы играли бабушки ваших бабушек.

- Посмотрите, во что они одеты?

- Возьмите, потрогайте кукол, из чего они сделаны?

- Да, они сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков ткани.

- Сейчас Мария Ивановна, расскажу вам об этих куклах.

 (Дети садятся на стульчики, а бабушка показывает детям самодельные куклы, и рассказывает о каждой игрушке)

 Мария Ивановна: Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека, она имитирует взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка.

По назначению делятся на три группы: куклы обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы - обереги. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. У тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему.  Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это  развивало зрение младенца. Куклу – оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

Куклу зерновушку, или крупеничку делали для того, чтобы в доме сытно и богато было, она была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. В типичную куклу вшивали зерно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу.                                             

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были свернутыми это куклы – закрутки Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Считается, что наиболее древней среди традиционных свернутых кукол России была кукла – полено. За две недели до рождения ребенка, будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель- люльку.                                                      - А вы знаете что такое люлька?

-Это кроватка качалка- люлька, в нее укладывали спать малыша и напивали. (поет). 

Люлька поскрипывает,                                                                                                  Тихо песенки поет,                                                                                                             Тихо песенки поет,                                                                                                    Дрему к Васеньки зовет,                                                                                                      Дрему к Васеньки зовет.                                                                                                        Под головку сон кладет. (Просит подпеть колыбельную детей)

-А это кукла «Колокольчик» это кукла добрых вестей. Она яркая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Её дарили детям на день рождения, именины.

- Были куклы и «Десятиручка», эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. (Показывает иллюстрацию в альбоме ).                                                                      

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла  (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала  (
шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала  (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

-Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Масленицу»  делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяло буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.

- На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры. 
Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина».

 Русская народной игрой «Долгая Арина»

В центре круга с завязанными глазами стоит «долгая Арина» (ведущий). Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – укажи.
Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:
- Вдоль по караваю
Я иду, гуляю,
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю.
(Арина подходит к детям и пытается угадать имя).

- Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком.

 - Это  «Вепсская кукла, она же мамка, баба, дева ».  Вепсская кукла была еще одним распространенным оберегом на Руси, она сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Кукла «Мамка» оберегала ребенка от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью. Это образ замужней женщины, кормилицы. Всегда была с ребенком на руках. У «Бабы» была большая грудь- символ здоровья и заботы. если шили девку, обязательно пришивали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

 Мария Ивановна: - А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Бабушка предлагает занять в поезде свои места. По сигналу паровоза все отправляются из музея в свой родной город Сорочинск в  детский сад,  под песню «Паровоз» топающим шагом. Дети благодарят бабушку за увлекательное путешествие в город Оренбург.  

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы можете поделиться своими знаниями с ребятами из параллельных групп и с родителями. Что вы запомнили сегодня?

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....