Экология
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Иванченко Вероника Евгеньевна

1. Открытое занятие по экологии "Мы охраняем природу".

2. Экологическая тропа "Край наш северный".

Это мероприятие можно провести как "Конкурс знатоков Коми края".

Обобщение знаний о природе: животных тундры и лесотундры Коми края, растительности; о городах и полезных ископаемых. Воспитание бережного отношения к природе.

3. Консультация для родителей "Какое животное и когда стоит приобретать для ребенка".

4. Программа по экспериментальной деятельности "Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития".

Экспериментирование в программе разделено на циклы. Цикл наблюдений позволяет приобрести ребенку систему знаний.

Циклы:

- Неживая природа - земля (почва), вода, воздух, предметный мир.

- Живая природа - растения, охрана природы.

5. Игра-эксперимент. Тема: "Воздух".

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Открытое занятие по экологии

              Тема: Мы охраняем природу

                                                         Иванченко В.Е.

                                                                       Воспитатель

                                                                      1 квалификационной                                              

                                                                      категории

                                      г. Воркута

                                          2017 г

Программное содержание: Закрепить понимание детьми роли человека в сохранении целостности природы. Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать любовь ко всему живому. Познакомить с новым способом изображения – печать рукой. Упражнять в вырезании растений и животных. Побуждать проявлять творчество.

Физо: профилактика плоскостопия, дыхательные упражнения – профилактика простудных заболеваний, повысить двигательную активность занятия.

В мини спортзале.

Ребята, хотите отправиться в путешествие? А на чем мы отправимся? Какие виды транспорта вы знаете?

На поезде: Внимание, занимайте свои места.

Дети строятся друг за другом, руки на талии впереди стоящего.

«Будьте осторожны, поезд отправляется». Поднимание на носки и опускание на всю стопу.

Поехали: Чух-чух-чух.

Быстрее: Чух-чух-чух-чух .

Бег – вдох, на выдохе тоненько – ту-у-у.

Ходьба, дети заходят в группу. В специально оборудованной части группы -  лес. Деревья со схемами и животными-игрушками.  

«Остановка» – дети останавливаются и выпускают пар: ш-ш-ш.

«Мы с вами приехали в лес, посмотрите как красиво кругом»  Звучит песня «Как прекрасен этот мир».  Дети раскачиваются в такт музыки.

«Посмотрите на это дерево, что вы видите?»

Гнездо с яйцами.                                    

«Чье это гнездо? Посмотрите, что тут за знак стоит?»

Дети: Нельзя разорять птичьи гнезда и трогать их нельзя.

Ведущий: Если мы возьмем яйца в руки, что может случиться?

Психогимнастика: Птички радуются детям – прыжки с размахом рук.

Вот идем, мы идем, а перед нами чудесная поляна цветов. Что мы сделаем? Почему? Что этот знак говорит?

Дети: Нельзя рвать цветы.

Дети рассказывают о редких цветах.

Упражнение «Цветы». Дети имитируют,  как распускаются цветы.

Аналогично: «Не разоряй муравейники», «Не ломай ветки», «Не режь кору деревьев», «Не бери детенышей диких животных домой».

«Молодцы ребята.  Вы знаете как вести себя в природе. Ну что ж пора возвращаться. Занимайте места». Дети строятся в колонну по одному и едут до столов.

Стихотворение: Будем лес любить, оберегать

                            Будем взрослым в этом помогать.

                            Беречь леса, поля и реки,

                            Чтоб сохранилось все на свете.

 «Хорошо, ребята, что знаете правила поведения в природе, но много у нас в саду ребят, которые не знают правил. Как же быть? Давайте ребята сделаем аппликацию «Чего нельзя делать в природе». Такие знаки сделаем, как у нас на картинках, и покажем на выставке, чтобы все ребята могли увидеть.

  Давайте посмотрим, что у нас на столах и подумаем, что вы хотите изобразить.  Поднимите руки.

  Вот руки мы вырезать еще не умеем, это для нас сложно. Я предлагаю вам способ, который называется печать рукой».

 Объяснение. Дети подходят и мочат руки в краске, затем печатают и моют руки. Садятся, затем отодвигают свои листы и берут бумагу для аппликации. Вырезают яйца, гнездо, цветы, ветки и т.д.  При необходимости индивидуальная помощь. Наклеивают их.  Затем наклеивают полоски бумаги, перекрещивая напечатанную руку, что означает «Нельзя разорять гнезда» и т.д.

  Дети выставляют свои работы.  «Какие замечательные работы получились. Как вы думаете – нужны такие занятия? Для чего?»  Занятие закончить упражнением для глаз.

   



Предварительный просмотр:

                   Экологическая  тропа.

             Тема: «Край наш северный».

                    Для детей подготовительной группы.

                                                         Иванченко В. Е.

                                                                                  Воспитатель

                                                                                  1 категории

                              г. Воркута, 2016 г.

Программное содержание:  Обобщить знания детей о природе: животных тундры и лесотундры Коми края, растительности (ягоды, деревья), учить детей видеть взаимосвязи в природе, анализировать на основе полученных знаний. Развивать связную логическую речь. Обобщить знания детей о городах  Коми края и полезных ископаемых, залегающих в этих городах. Воспитывать бережное отношение к природе (животному и растительному миру).

Материалы:  Карта Коми республики, картинки животных(северный олень, писец, заяц-беляк, лось, бурый медведь, куница, росомаха), деревьев(осина, береза, сосна, ель, карликовая береза, кедр сибирский, карликовая ива), круги Эплера, варенье(голубики, черники, малины, клюква…)

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входят в зеленую зону.

Воспитатель: - Ребята посмотрите как здесь красиво.  Как  много растений, и все разные, а вот там, в дали река и лес словно настоящий, какой чистый воздух. Ребята давайте сделаем глубокий вдох, что вы почувствовали?

Дети: - Дышится легко и свободно.

Вос-ль: - А почему как вы думаете?

Дети: - Потому что здесь очень много растений, которые поглощают углекислый газ, а взамен выделяют кислород, которым мы дышим, и дышат все живые существа на нашей планете.

Вос-ль: - А как называется планета, на которой мы живем?

Дети: - Наша планета называется Земля.

Вос-ль: - Ребята подумайте и скажите, мы можем назвать Землю одним большим домом?

Дети: - Да, потому что все люди, животные, птицы, растения живут вместе на нашей планете.

Вос-ль: - Чтобы нам было уютно и хорошо в нем, мы с вами должны научиться любить и охранять то место, где мы родились и живем, наш родной край. Ребята, а хотелось бы вам совершить путешествие по этим местам?

Дети: - Да.

Вос-ль: - А кто из вас знает, как называется край, в котором мы живем?

Дети: - Коми край.

Вос-ль: - Но перед тем как отправится в путешествие по Коми краю, мы должны сосредоточиться, собрать все свои мысли, все свое внимание. А для этого предлагаю ответить на мои вопросы, и так:

  1. Почему люди ходят? (по земле)
  2. От чего утка плавает? (от берега)
  3. Почему зимой деревья белые? (в инее)
  4. Можно ли воду принести в решете? (да, замерзшую)
  5. Какое дерево наряжают один раз в год? (елку)
  6. Кто собирает грибы спиной? (ежик)

Спасибо, молодцы! Я вижу, что вы готовы к путешествию. Скажите, а что необходимо путешественникам, чтобы знать, где они находятся и в каком направлении им двигаться?

Дети: - Для этого им нужна карта.

Вос-ль: - У нас с вами есть такая карта.  (Дети оглядываются вокруг)

Дети: - Да вот эта карта Коми республики.

Вос-ль: - Верно. Но на ней нет ни каких условных обозначений. С помощью ваших знаний мы покажем,  что и где находится.

Начнем мы наше путешествие с родного дома. Кто знает, как называется город,  в котором мы живем?

Дети: - город Воркута.

Вос-ль: - А вы знаете, что значит с коми языка  город Воркута?

Дети: - Медвежье логово. Когда здесь не было ни города, ни поселка, много гуляло медведей.

Вос-ль: - Найдите табличку с названием города и прикрепите на карту. (Если дети умеют читать)

Показ детей – Наш город на Севере нашей республики. Он ближе к Северному полюсу и к Северному ледовитому океану, поэтому наш город называют Северным и у нас холоднее, чем в других городах, сильнее морозы, чаще метели и пурги завывают.

Вос-ль: - Ребята, а что это за значок нарисован рядом с названием города?

Дети: - Этот значок обозначает, что в нашем городе добывают каменный уголь, наш город шахтеров.

Вос-ль: - Какой самый главный город в нашей республике?

Дети: - Сыктывкар.

Вос-ль: - Почему?

Дети: - Это столица нашей республики, в каждом государстве или республике есть обязательно главный город – столица. На карте такие города выделяют, на нашей карте он тоже отличается, раз это столица, она написана красным цветом.

Дети или воспитатель ищут табличку с названием города и прикрепляют на карте.

Вос-ль: - А есть ли еще в нашей республике города?

Дети: - Я знаю Инту. Ребенок находит табличку и прикрепляет, рассказывает по карте: город  Инта как и наша Воркута шахтерский город, в нем то же добывают каменный уголь, поэтому, здесь то же такой значок(черный квадрат).

- А я знаю Ухту. В городе  Ухте добывают нефть. Значок – черный треугольник.

Вос-ль: - А зачем нужна нефть?

Дети: - Из нефти получают бензин и керосин, а на бензине ездят машины.

- А я знаю город Печора, он стоит на реке Печора(прикрепляет к карте). В Печоре есть порт и оттуда отправляют различные грузы по реке.

Вос-ль: - Молодцы ребята. Вот и стала оживать наша карта, на ней уже появились города. А скажите мне, пожалуйста, почему карта окрашена в разные цвета?

Дети: - Серый цвет вверху обозначает, что здесь находится тундра.

- Зеленый цвет – это леса.

- Коричневый  –  уральские горы.

Вос-ль: - Верно, природа нашего края разнообразна и неповторима. На крайнем севере леса сменяются тундрой. А на востоке находятся Уральские горы. В древности  там, где находится сейчас тундра, был лес, потом наступило похолодание и многие растения погибли. Те которым удалось выжить изменились. Все наверное были в тундре, скажите какие растения тундры вы знаете?

Дети: - Карликовая береза, карликовая ива, кустики голубики, брусники, ягель основной корм оленей?

- А могли бы вы узнать сейчас  эти растения?

Дети: - Да.

Подходят, берут картинки, прикрепляют к карте, рассказывают:

- Это карликовая береза, она больше похожа на кустарник, чем на дерево, у нее маленькие ветки и листья.

- Это олений мох или ягель, ему не страшен ни мороз, ни ветер, а олени без него жить не могут, даже зимой находят под снегом на запах.

Вос-ль: - Молодцы ребята, я вижу, вы хорошо знаете растения тундры и  на нашей карте появились новые изображения.

Скажите, а в лесу вы когда-нибудь были?

- Да, там растут большие красивые деревья.

- Я знаю березу и могу ее показать. У нее белый ствол и листочки с  зубчиками.

- А я знаю осину, у нее ствол серо-зеленый, листочки круглые, с одной стороны светлые, а с другой темные.

- Сосна высокое стройное дерево, ее веточки находятся на самой макушке.

Дети деревья прикрепляют к карте.

 Вос-ль:  - А сейчас я хочу вам предложить свою загадку. (Круги Эплера). Представьте себе, что этот маленький красный кружок обозначает все хвойные деревья, а этот желтый – все лиственные, какие деревья вы отнесете к красному кружку? (елка, сосна, кедр сибирский, лиственница)

- Почему?

- У этих деревьев вместо листьев  хвоя, поэтому их называют хвойные.

Вос-ль:  - А какие деревья вы отнесете к желтому кругу? (береза, осина, рябина, черемуха)

- У этих деревьев листочки, они лиственные.

Вос-ль:  - А хотели бы вы дети отдохнуть в лесу? (подходят к ковру, ложатся, звучат птичьи голоса)

Воспитатель спрашивает, кто под каким деревом отдыхает.

- Ребята, вы мне рассказали о березке лесной и карликовой, обе березки похожи, а в чем их отличие?

- У лесной березки корни глубоко уходят в землю.

- А у карликовой березки корни расположены на поверхности, они не могут расти в глубину, т.к. там нет питательных веществ и почва глубоко не прогрета.

- Ствол у березки высокий, стройный, белый, У карликовой березки больше похож на кустарник. У нее маленький ствол, на веточках маленькие листочки, они покрыты восковым налетом.

- У лесной березы листья больше, чем у карликовой березы.

Вос-ль: Что еще растет в лесу? (цветы, ягоды, грибы)

-  Какие ягоды вы знаете? (малина, смородина, брусника, черника, земляника, клюква…)

- Я вижу, вы хорошо знаете ягоды леса и тундры. Сейчас вы попробуете узнать на вкус из каких ягод сварено варенье.

Вос-ль подводит детей к столу, предлагает попробовать варенье и определить ягоды.

- Я попробовал варенье из…

 - Полакомились? А теперь давайте вернемся к нашей карте. Ребята вы показали на карте, где находятся города, какие растения растут в тундре и лесу. А как еще можно оживить нашу карту?

 - Мы можем показать какие животные живут в лесу и тундре.

Дети прикрепляют по одной картинке с животным и рассказывают  о нем.

- Северный олень. В тундре  живут северные олени, они бывают домашними и дикими. Мясо и шкура их очень ценятся.

- Песец – полярная лиса. Он  ест пеструшек, а зимой ловит куропаток…

Вос-ль: А что же объединяет всех животных тундры?

 - У них у всех теплый мех.

- А я знаю  могучего лесного великана – лося, он питается листьями, молодыми ветками деревьев.

- Это бурый медведь, он зимой спит в берлоге, а летом кушает ягоды и мед.

 - Это куница, хищный зверь, он питается мышами, рябчиками, яйцами.

Ребята вы рассказали мне  о животных, которые питаются травами, листьями. Как можно назвать таких животных? – Травоядные.

А животных, которые питаются другими животными? – Хищные.

А если выловить всех хищников, это будет хорошо?

- Нет, в природе все должны жить, все взаимосвязано. (Использовать схемы)

Вос-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие, посмотрите на карту, мы все в своей карте отобразили (города, растения, животных).

Это  мероприятие можно провести, как конкурс «Знатоков Коми края», где соревнуются несколько команд и команды набирают баллы за ответы.

 



Предварительный просмотр:

                 Консультация для родителей

КАКОЕ ЖИВОТНОЕ И КОГДА СТОИТ ПРИОБРЕТАТЬ ДЛЯ                        РЕБЕНКА.

«ЦЕЛАЯ ВЕЧНОСТЬ ЛЮБВИ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ВОЗНАГРАДИТЬ ЖИВОТНЫХ ЗА ИХ ПРЕДАННОСТЬ И ЗАСЛУГИ", сказал поэт Христиан Моргенштерн.

Думал ли он при этом, прежде всего, о детях и животных? Ведь отношения между ребенком и животным  - это намного больше, чем кормление и игры. Между детьми и животными может вырасти истинная привязанность. Когда дети печальны, подавлены, чаще всего они разговаривают только со своими домашними друзьями – это установила американский детский психолог доктор Брейна Браиант.  Именно животное помогает детям заинтересоваться природой, а со временем научит их с уважением относиться ко всем живым существам. Но, несмотря на это, прежде чем завести дома животное, нужно всей семьей поразмыслить, сколько хлопот и каких расходов это потребует. Родители не должны переоценивать возможности своего ребенка. Нужно знать, что в возрасте до 8 лет ребенок не в состоянии принять на себя всю ответственность за животное. Поэтому решение о том, что в доме появится такой друг, всегда должно быть решением всей семьи. Для того чтобы принять его, вам необходимо знать ответы на следующие вопросы:

  1. С какого возраста можно купить ребенку эту зверюшку?
  2. Порода?
  3. Свойства?
  4. Продолжительность жизни?
  5. Насколько дружелюбны и игривы?
  6. Как за ними ухаживать?
  7. Чем кормить?
  8. Особенности поведения?
  9. Ежедневные затраты времени?    

Какое животное и когда стоит приобретать для ребенка  

Морская свинка      

  1. С 3-4 лет                                                                          
  2. Домашнее животное. Родина Южная Америка. Животное, покрытое пушистой длинной либо короткой гладкой шерстью. Одноцветное либо пестрое.
  3. Добродушное животное из семейства грызунов, идеально для маленьких детей. Животное отличается привязанностью, контактное, в течение дня проворное. Быстро приручается, беспрепятственно позволяет с собой поиграть. Важно: не кусается!
  4. Живет 6-8 лет.
  5. Морская свинка очень дружелюбна к ребенку, многое терпеливо сносит: любит шалости. Однако дрессировке не поддается.
  6. Уход: клетка должна быть размером 100-80 см, с местом для сна и пряток. Чистка клетки и новая подстилка – каждые два дня. Когти должны иногда подрезаться. Животных с длинной шерстью надо регулярно чистить щеткой. Надо  постоянно давать грызть твердое дерево.
  7. Корм: морская свинка ест продолжительное время смешанный корм из зоомагазина. Кроме этого, еще ест сено, траву, морковь, немного салата и воды. Никогда не кормить  мокрыми овощами (зеленью), это вызывает колики.
  8. Необходимо много времени для ухода, чтобы животное не захворало. Если клетка вычищается редко, животное задыхается. При неправильном кормлении есть опасность ожирения.
  9. Ежедневные затраты времени: пол часа игры.

Золотой хомячок

  1. С 5-6 лет.
  2. Родина – Сирия. Сегодня это большей частью домашнее животное. Окраска яркая, многочисленных оттенков. Есть длинношерстные хомяки, так называемые хомяки-медвежата.
  3. Грызун, который при хорошем обращении становится очень доверчивым и чистоплотным. Держать лучше одного хомяка, потому что двое не уживаются между собой. Спит в течение дня, просыпается лишь после обеда, ближе к вечеру.
  4. Живет в доме 1-3 года.
  5. Охотнее всего играет в прятки, заползая в пуловер, карманы и рукава. Может научиться трюкам, требующим умения цепко лазать.
  6. Очень удобен при уходе. Нуждается в изолированной, вместительной клетке из стекла или пластика, дерево хомяк сгрызет. Чистка 1 раз в неделю, при этом гнездо оставлять в неприкосновенности.
  7. Охотно ест смесь из зерна. Кроме того – регулярно свежие фрукты, овощи, салат для удовлетворения  потребности в воде.
  8. Может укусить, если животное раздразнить. Грызет ковры и мебель, если бегает по комнате без присмотра. Тяжело поймать, когда хомяк спрятался.
  9. Ежедневные затраты времени: пол часа для игры. Не беспокоить, если спит.

Кошка

1) С 5 лет, в случае, если кошка только появилась в семье.

2) Домашняя кошка предположительно происходит от египетских кошек.

3) Очень индивидуальное и чувствительное животное, поддающееся приручению только до определенной степени. Скорее ночное животное, так как любит темное время суток, однако любит играть, активна и днем. При хорошем обращении кошка доверчива и игрива. Чрезвычайно  чистоплотное животное.

4) Средняя продолжительность жизни 14 лет и больше.

5) Если кошка с рождения привыкла к ребенку, в играх с ним очень ласкова и дружелюбна. У неспокойных детей - более упряма и пуглива.

6) Кошку можно содержать в квартире, не выпуская на улицу. Однако этому животному надо определенное место. Не требует большого ухода. Чистить ящик с песком, куда ходит животное,  необходимо, по крайней мере, каждые 2 дня. Кошек с длинной шерстью необходимо каждый день расчесывать.

7) Готовая пища (сухой и консервированный корм) покрывают все потребности этого животного. Мясо кошке необходимо давать только вареным. Не рекомендуется кормить молоком. Лучше давать воду.

8) Шерсть от кошки круглый год. Кроме того она может точить о мебель свои когти. Выход тут один: ставить для этого деревянную или специальную доску. Есть опасность при аллергических заболеваниях у детей.

9) Кошка требует к себе много внимания, но время для контакта определяет сама. Длинношерстных кошек нужно расчесывать минут 20.

Собака

  1. С 5 лет, если собака только приобретена и является щенком. А если собака старше с 10 лет.
  2. Происхождение ведет от волка, но со времени приручения – спутник человека. В общей сложности есть 240 признанных пород: от карликового пинчера до сенбернара.
  3. Собака сильно привязана  к людям и очень душевное животное. Отличается преданностью и послушанием, однако для воспитания собаки необходимо терпение. Любит бегать и играть. При хорошем содержании прекрасно выглядит. Способность выполнения каких-либо функций зависит от природы собаки.
  4. Средняя продолжительность жизни от 8 до 15 лет и более. Зависит от породы собаки.
  5. Явно выражена любовь собаки к детям. Охотно носится с ними, прыгает и скачет. Часто терпеливый партнер в играх. Чувствует себя ответственной за ребенка и защищает его.
  6. Размер площади зависит от породы. Большим собакам нужно много места в доме, кроме того, по меньшей мере,  2 раза в день ее надо выгулять. Длинношерстных животных необходимо ежедневно чистить щеткой. Требует к себе много внимания.
  7. Кормить можно разнообразной пищей из вареного мяса и круп.
  8. Ухаживать за собакой надо даже во время отпуска. От собак много шерсти, они часто приносят в квартиру грязь.
  9. С прогулками, кормлением, играми собака ежедневно требует от 1,5 до 2 часов.

Попугай

  1. С 8 лет.
  2. Теплолюбивая птица из Австралии. Британские моряки привезли ее в Европу в 1840 году. Имеют различную окраску.
  3. Контактная и очень преданная птица. Если в клетке нет второго попугая, то дети и взрослые могут стать для него лучшими друзьями. В семью попугая необходимо брать еще совсем маленьким. Некоторые попугаи обучаются даже разговаривать.
  4.  Средняя  продолжительность жизни птицы 12-13 лет.
  5. Лучше чувствует себя попугай, когда находится в центре внимания. Охотно позволяет гладить свое оперение, сам любит нежно пощипывать членов семьи за ухо.
  6. Необходима по возможности большая клетка (с ванночкой) в светлой, без сквозняков части квартиры.  Саму клетку, миски с пищей и водой лучше всего чистить ежедневно. Необходимо чаще выпускать попугая полетать по комнате.
  7. Попугаю каждый день необходимо давать свежую воду, специальную пищу из зоомагазина. Иногда можно давать лакомство: просо, кусочек яблока …
  8. Если волнистый попугай один, ему нужно гораздо больше внимания и общения, чем можно это предположить.  Попугайчик много мусорит мелким оперением и зерном. Полностью здоровы только те птицы, которые не запускаются семьей.
  9. На попугая ежедневно уходит от половины до 1 часа.


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательной, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка.

Новые впечатления, знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности (поисковой), направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Теоретической базой данной работы является исследования Н.Н. Поддъякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет экспериментирование, которое и является ведущим на протяжении всего дошкольного детства.

Данная программа составлена на основе «Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под редакцией В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой, СПб, 2011г.), методических пособий: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова), «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир) и др.

Экспериментирование – наиболее естественный вид деятельности для ребенка дошкольника, занимает главное место в программе. Через наблюдения, опыты ребенок познает окружающий мир. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования, при поиске метода его изучения, при сборе и обобщении материала, при получении логического результата исследования.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Они проводятся на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  1. постановка проблемы (задачи);
  2. поиск путей решения проблемы;
  3. проведение опытов;
  4. фиксация наблюдения;
  5. обсуждение результатов и формулировка выводов.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Благодаря опытам у детей развиваются:

  • способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения, умение осознавать причинно-следственные связи;
  • экологическая грамотность детей;
  • воспитываем активную природоохранную позицию;
  • способствуем формированию представлений об основных закономерностях в природе.

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • о свойствах глины и песка (песок оседает, глина задерживается в воде; из глины можно лепить – она пластина, мокрый песок менее пластичен; глина не пропускает воду, песок – пропускает);
  • о составе почвы;
  • о природных явлениях (погода, круговорот воды в природе, снегопад…, времена года…);
  • о свойствах воды;
  • об агрегатных состояниях воды (вода основа жизни; образование осадков; рассматривание снежинок в лупу; создание игровой ситуации – почему снег скрипит под ногами);
  • сравнение свойств снега и льда;
  • о свойствах воздуха (нас окружает воздух, воздух прозрачный, занимает место, имеет вес, легче воды; движение теплого и холодного воздуха);
  • о предметном мире (свойства различного используемого материала; устройство термометра; для чего в шины накачивают воздух);
  • в мире растений (строение растений, питание (значение корня, стебля), значение листьев (испарение, дыхание);
  • об охране природы;
  • о влиянии загрязнения природы на жизнь и здоровье всего живого.

Основная цель экспериментирования: развитие познавательных интересов потребности в самостоятельной и совместной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Экспериментирование разделено на циклы. Цикл наблюдений позволяет приобрести ребенку систему знаний.

Циклы:

  • Неживая природа – земля (почва), вода, воздух, предметный мир.
  • Живая природа – растения, охрана природы.

Требования к проведению наблюдений:

  1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить форму, температуру, тяжесть, услышать звук, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что дети видят, но слово должно идти за восприятием.
  2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение требует сосредоточенного волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности 3 – 10 минут.
  3. Схема наблюдения:

1 часть: Сконцентрировать внимание детей; ласковая интригующая интонация; загадка-описание, загадка-действие.

2 часть: Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2-3 секунды. Секунды молчания позволяют детям сосредоточится в поиске ответов на вопрос.

3 часть: Воспитатель читает стихи, поет песенки, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.

Эксперименты проводятся 1 раз в неделю по 10-25 минут.

Всего занятий 35.

Оборудование для занятий:

прозрачные баночки, глина, песок, палочки для размешивания, резиновые сапоги, перчатки, пузырьки разной формы, стаканы, цветные палочки, кофе, соль, сахар, воронка, вата, формочки, стекло, нож с круглым концом, чернила, пробирки с пробками, трубочки, термометры, 2 таза, пластиковый контейнер, пластилин, ложечка, перья, цветная бумага, пенопласт, лист картона, спиртовка, схемы, мел, мяч, насос, почва, свеча, лупы, железная миска, зеркало, банки для посадки, фасоль.

Уровни усвоения программы:

1-й уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объеме, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия, направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.

2-й уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но, если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативы по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.

3-й уровень (низкий). Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.

Требования к уровню подготовки воспитателя.

Воспитатель должен знать:

  • Особенности физического, психического и возрастного развития детей.
  • Задачи познавательного развития детей на современном этапе развития общества.
  • Построение программы каждой возрастной группы с целью не только определить уровень познавательного развития детей своей группы, но и представить роль и место каждого занятия в системе всей работы по познавательному развитию дошкольника.
  • Структуру построения занятия по экспериментальной деятельности.
  • Физиологические основы речи.
  • Методику диагностирования исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Воспитатель должен уметь:

  • Формулировать задачи.
  • Создавать благоприятные условия для полноценного умственного развития каждого ребенка, его положительного эмоционального состояния.
  • Учитывать возможности и индивидуальные способности каждого ребенка данной возрастной группы.
  • Владеть разнообразными методами и приемами организации детей и организации опытов и наблюдений, активно использовать их с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей.
  • Осуществлять грамотное планирование всей работы по познавательному развитию, экспериментированию в данной возрастной группе.
  • Проводить диагностику развития детей.
  • Обладать содержательной, грамматически правильной, разнообразной по форме речью.
  • Использовать в работе с детьми современные наглядные материалы.
  • Обеспечить безопасность жизни и здоровья детей.
  • Включаться в разговор с детьми, доступно, понятно отвечать на их вопросы или помогать искать ответы самостоятельно.

Воспитатель должен объяснять:

  • Новый материал в доступной детям игровой форме, поставить перед детьми проблемную ситуацию.
  • Выполнение определенного задания экспериментальной деятельности.
  • Правила поведения во время проведения опытов, наблюдений.


ПРОГРАММА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития

Месяц    

Тема

Цель эксперимента

Оборудование

    План работы  по проведению  

                          опыта

Итоги (выводы)

СЕНТЯБРЬ

Песок и глина , их свойства

1. Познакомить со свойствами глины и песка

Прозрачные баночки, глина, песок, палочки для размешивания

- Размешать в прозрачных баночках с водой песок, глину.

- Песок опускается на дно. Глина делает воду мутной, задерживается в воде.

Песок оседает, так как пропускает воду, а глина задерживает.

2. Расширять представления о свойствах глины и песка

Резиновые сапоги, резиновые перчатки

- Рассмотреть слезы после дождя на песчаной и глинистой почве, делать отпечатки сапогами.

- Взять кусочек глины, помять, придать форму шара.

- Взять мокрый песок, придать форму шара.

- Песок пропускает воду.

- Глина не пропускает воду.

- Из мокрой глины можно лепить: она пластична, глина вязкая.

- Из мокрого песка можно лепить: менее пластичен, легко рассыпается.

3. Расширять представления о свойствах песка и глины

Резиновые  перчатки, баночка.

Занести в группу шарики из песка и глины. Что происходит с песчаным и глиняным шариками при высыхании?

При высыхании шарик из глины становится твердым, песок - рассыпается.

Вода и её свойства.

4.  Формировать у детей представление о свойствах воды.

Пузырьки разной формы

Взять воду в руку. Можно ли это сделать. Налить воду на стол. Что произойдет? Взять пузырьки разной формы. В один налить воды. Какую форму получила вода?

Вода – это жидкость, она льется, растекается. Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Пузырьки разной формы

 Какую форму получила вода? Перелить воду из одного пузырька в другой. Что с ней произойдет? Как изменяет свою форму вода?

 Вода не сохраняет формы.

ОКТЯБРЬ

Вода и её свойства.

5. Продолжать формировать у детей представление о свойствах воды.

Стакан с водой, цветные палочки.

Стакан воды, молока, кофе.

Поместить стакан с водой цветные палочки. Можно ли увидеть их сквозь воду?

Попробовать на вкус воду, молоко, кофе. Сравнить с водой. Имеет ли вода вкус и запах.

Чистая вода - прозрачная.

Вода не имеет ни вкуса, ни запаха.

6. Расширять представление о свойствах воды (замерзает на морозе, превращается в лед)

Формочки с водой

На улице рассмотреть льдинки на лужах.

Поставить на улице воду в формочках, в конце прогулки посмотреть, что произошло с водой.

На улице холодно, вода замерзает и превращается в лед.

7. Выяснить значение воды для человека. Для чего вода необходима человеку?

Помочь понять, что человек все время расходует воду и надо пополнять ее запас.

Показать, наличие воды в овощах и фруктах.

Стекло.

Салфетка, овощи, фрукты, нож.

Подышать на холодное стекло. Стекло покрылось капельками воды. Откуда взялась вода?

В жаркий день вы потеете. Откуда берется пот?

Разрезать пополам яблоко (огурец). Нож после этого вытереть бумажной салфеткой. Какая стала салфетка?

Мы выдыхаем воду в виде пара, тело выделяет пот – капельки воды через поры. Вода взялась из вашего тела. Если человек расходует воду, то время от времени нужно ее пополнять. Вот почему хочется пить. Без воды нельзя жить. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Столько же ему надо выпить.

Салфетка осталась влажная, так как на ноже осталась вода с яблока.

8. Выяснить является ли вода растворителем.

Стакан с чистой водой, соль,

Положить в стакан с водой соль, сахар и размешать. Что можно

Соль и сахар растворились в воде. Эти вещества растворимы.

сахар.

наблюдать? Видны ли соль и сахар?

Вода растворяет вещества.

Растворимые и нерастворимые вещества.

Речной песок, глина или зубной порошок.

Положить в стакан с водой речной песок, глину или зубной порошок, размешать. Какой стала вода?

Речной песок, глина, зубной порошок в воде не растворяются. Эти вещества нерастворимые.

Показать приемы очистки воды.

Воронка, вата для фильтра, стеклянная палочка, пустой стакан.

Воронку с фильтром поместить в пустой стакан.  Наливать в воронку соленый раствор по стеклянной палочке. Попробовать профильтрованную жидкость с растворимыми веществами. Можно ли сказать. Что соль исчезла?

Растворимые в воде вещества проходят через фильтр.

Профильтровать раствор с песком. Что осталось на фильтре?

Вода очищается после фильтрования. Нерастворимые вещества остаются на фильтре.

НОЯБРЬ

Береги природу.

«Нефтяная речка»

«Птицы и нефть»

9. «Нефтяная речка»

Дать представление детям о загрязнении рек. Помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с воды. Очистить воду от масла. Воспитывать бережное отношение к природе.

Пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло, ложечка.

-Налить в контейнер воды – это у нас будет речка.

-Добавить масло, чтобы образовалась хорошо заметная пленка – «нефть, попавшая в речку из танкера».

-Применение разных методов (слить через край, вычерпать ложкой).

-Снять прищепку с трубочки и слить воду в банку. Можно ли так слить воду с пленкой из речки? Легко ли было это сделать?

Нефть очень трудно удалить с поверхности воды. Нефтяная пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Разливы нефти представляют серьезную опасность для живой природы.

10. «Птицы и нефть». Помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Пуховые птичьи перья. Жидкое мыло.

-Подбросить перышки и проследить за его плавным полетом.

-Обмакнуть перо в растительное масло.

-Подбросить перышко вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз.

Строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтью, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность отталкивать воздух. Птица не может взлететь и становится легкой добычей.

НОЯБРЬ

Вода , нагревание, охлаждение

11.Продолжать знакомить с изменением состояния воды при:

-нагревании;

-охлаждении.

Пробирки с окрашенной чернилами водой, закрытие пробкой с плотно пригнанной стеклянной трубочкой, полоски бумаги, стаканы.

Налить полную пробирку окрашенной чернилами воды и закрыть пробкой с плотно пригнанной стеклянной трубочкой. Вода зайдет в трубочку. На ее уровне наклеить полоски бумаги.

Опустить пробирку в горячую воду. Почему вода поднялась по трубочке?

От нагревания вода не только становится теплее, но и расширяется. Вот почему вода по трубочке поднялась.

Опустить вторую такую же пробирку в холодную воду, в лед или снег. Почему уровень воды снизился?

При охлаждении вода сжимается и опускается по трубочке.

Строение термометра

12. Выяснить, как устроен термометр..

Термометр.

Для рассматривания предложить два вида термометров: для измерения температуры воды и воздуха (комнатный). Из чего состоит термометр?

Термометр состоит из стеклянной трубки, планки с температурной шкалой и узкой трубочки, оканчивающейся внизу шариком. Шарик и часть трубочки заполнены внизу окрашенным спиртом. Температурная шкала на планке – это деления. Каждая

часть такого деления называется градусом.

Какое свойство жидкостей использовано при создании термометра

Два таза: с теплой водой +380С и прохладной +200С.

Термометр для измерения температуры воды поместить в таз с горячей водой, что произошло с окрашенным спиртом в трубочке.

Термометр поместить в таз с прохладной водой. Что произошло с окрашенным спиртом.

При нагревании спирт в трубочке расширяется и поднимается, останавливаясь на определенном уровне.

ДЕКАБРЬ

Состояния

воды

13. Удивительное превращение воды.

Дать представление о  явление перехода воды из одного состояния в другое (из жидкого в пар) – испарение.

Колба, спиртовка, стеклянная пластина

В колбу налить немного воды, закрыть пробкой со стеклянной трубочкой, нагреть на спиртовке. Что происходит с водой?

Вода закипела, в ней быстро образуются и лопаются пузырьки. Вода в пузырьках превратилась в газ, газ легче воды. Газообразная вода называется паром. Пар занимает все больше места и выходит в воздух.

В струю пара внести стеклянную пластину. Какой стала поверхность пластины? Почему на ней капли воды? Посмотреть на поверхность пластины через несколько минут. Почему исчезли капли воды? В какое состояние снова перешла вода?

На стеклянной пластине осели капельки воды, так как пар перешел в состояние воды. Через несколько минут капли воды испарились, так как вода снова перешла в газообразное состояние.

14. Рассматривание снежинки. Познакомить с переходом воды из твердого состояния в жидкое. Объяснить загадку: какую воду можно носить в решете?

Рассматривание снежинок на прогулке.

Лупа, кусок черной ткани.

-Рассмотреть пушистую снежинку на черной ткани сквозь лупу.

-Подышать на нее. Какое произошло превращение?

Снежинка в виде шестиугольной звездочки. Теплый воздух нагрел снежинку и она растаяла. Было что-то твердое – стало жидкое, текучее. Исчезла снежинка, вода осталась.

15. Сравнить свойства снега и льда:

-цвет

-лед твердый, снег мягкий

-лед колется, снег рассыпается

-снег раньше тает в тепле, чем лед

Цветная бумажка, снег, лед

-Рассмотреть снег и лед. Какого они цвета? Положить цветную бумажку под комочек снега и кусочек льда. Какую разницу можно заметить?

При рассмотрении можно увидеть, что лед прозрачный, так как через него можно увидеть цветную бумажку. Снег – белый, непрозрачный.

-Сжать снег и лед. Какая разница между ними?

Снег на ощупь мягкий, лед – твердый.

-Бросить льдинку на пол. Что произойдет? Как назвать это свойство льда?

Если бросить льдинку на пол, она расколется. Лед колется.

-Бросить на пол снежок. Что произойдет в этом случае?

Снег рассыпается после того, как бросить его на пол.

-Подержать снег и лед в руке. Что раньше изменилось – снег или лед?

Снег мягкий. Он раньше льда растаял в руке.

16. Выяснить опытным путем, почему снег скрипит под ногами и как образуются сугробы.

Полоски пенопласта, тазик, кусочки ваты, лист картона пластилин

Обратить внимание детей на прогулке, что:

-снег скрипит под ногами;

-вокруг много сугробов. Поставить проблемную ситуацию: почему снег скрипит под ногами? Как образуются сугробы?

В группе опыт с палочками пенопласта:

-потереть палочки друг о друга

-собрать все палочки в тазик и нажать на них.

Опыт с кусочками ваты:

-положить на стол и подуть

-поставить преграду из картона, прикрепленного на пластилин на середину стола, подуть на кусочки ваты.

Снег состоит из снежинок. Снежинки – из лучиков, палочек. Под ногами снежинки трутся друг о друга, ломаются. Если ломается одна снежинка, то ничего не услышишь (очень слабый звук). Но когда их много – слышится хруст.

Ветер несет снег. Преграды задерживают снег и за преградами ветер стихает (кусты, щиты, ограды, дома). За ними снег, падая, образует холмики, которые мы называем сугробами.

15. Сравнить свойства снега и льда:

-цвет

-лед твердый, снег мягкий

-лед колется, снег рассыпается

-снег раньше тает в тепле, чем лед

Цветная бумажка, снег, лед

-Рассмотреть снег и лед. Какого они цвета? Положить цветную бумажку под комочек снега и кусочек льда. Какую разницу можно заметить?

-Сжать снег и лед. Какая разница между ними?

-Бросить льдинку на пол. Что произойдет? Как назвать это свойство льда?

При рассмотрении можно увидеть, что лед прозрачный, так как через него можно увидеть цветную бумажку. Снег – белый, непрозрачный.

-Сжать снег и лед. Какая разница между ними?

Снег на ощупь мягкий, лед – твердый.

-Бросить льдинку на пол. Что произойдет? Как назвать это свойство льда?

Если бросить льдинку на пол, она расколется. Лед колется.

ДЕКАБРЬ

16

Полоски пенопласта, тазик, кусочки ваты, лист картона пластилин

-Бросить на пол снежок. Что произойдет в этом случае?

Снег рассыпается после того, как бросить его на пол.

ЯНВАРЬ

17

Образование осадков.

Помочь детям понять, как образуются осадки.

Пробирка, зарытая пробкой со стеклянной трубочкой, спиртовка, стеклянная пластина.

-Подержать снег и лед в руке. Что раньше изменилось – снег или лед?

Снег мягкий. Он раньше льда растаял в руке.

ЯНВАРЬ

18

Осадки. Дать представление о видах осадков и их образовании.

В какое время можно наблюдать дождь, снег, град, иней, туман, росу.

Схема «Круговорот воды в природе».

Что такое осадки? Какие бывают осадки? Почему летом бывает дождь, туман, иногда град? Почему зимой появляется иней и идет снег?

Переход водяного пара в жидкое состояние зависит от температуры. Чем выше от поверхности земли, тем холоднее воздух. В холодном воздухе водяной пар снова превращается в маленькие капельки воды, вода выпадает на землю в виде осадков. Осадки бывают разные. ЛЕТОМ водяной пар, который поднимается в воздух и охлаждается, сгущается в маленькие капельки, образуя туман. На небе его мы видим в виде облаков и туч. Когда капли воды не могут больше держаться в воздухе, они падают на землю в виде дождя. ЗИМОЙ воздух холодный. Пар превращается в кристаллики-иголочки. Опускаясь на землю, они объединяются между собой, образуя снежинки. И мы видим, что идет снег. Иногда ЛЕТОМ ветер поднимает дождевые тучи высоко, капельки воды превращаются в ледяные шарики и на землю выпадает град. Если водяной пар не поднимается высоко в небо, остывает около земли, появляется роса. «День жаркий, ночь холодная». При больших морозах кристаллики воды становятся большими. На деревьях и проводах образуется изморозь - иней.

ЯНВАРЬ

19

Круговорот воды в природе. Дать представление о круговороте воды в природе.

Наглядное пособие, показывающее круговорот воды в природе. Подогреть воду в кастрюльке с прозрачной крышкой.

Беседа по теме:

-Показать на схеме круговорот воды в природе.

-Куда исчезают лужи?

-Какие свойства имеет водяной пар?

-Как образуются тучи?

-Почему люди называют воду вечной путешественницей?

Опыт:

Подогреть воду в чайнике. Вода кипит, от воды исходит пар, пар оседает на крышке, образуя капли воды, которая, охлаждаясь на поверхности крышки, каплями падает обратно в кипящую воду.

Под влиянием солнца вода постоянно испаряется. Водяной пар поднимается высоко над землей, где воздух холоднее. Там из пара образуются тучи. Ветер перегоняет их с одного места на другое. Летом из туч выпадает дождь, град, зимой – снег. Под лучами солнца снег тает образуя новые ручейки. Как и после дождя, часть воды они несут в реки, а те – в море, часть ее просачивается в землю и испаряется снова в воздух. Вода, поднявшись в виде пара в воздух, после охлаждения снова возвращается на землю в виде осадков. Так вода постоянно движется в природе. Люди называют воду вечной путешественницей, а процесс перехода ее из одного состояния в другое – круговоротом.

ФЕВРАЛЬ

20

Доказать на опыте, что нас окружает воздух.

Доказать, что воздух прозрачный.

Тетрадь, резиновая груша или дырявый мяч, стакан с водой, кусочек мела, сахар, глина, камень

Помахать тетрадью около лица. Взять резиновую грушу или резиновый дырявый мяч, сжать в руке. Что ты услышал?

Закрыть пальцем отверстие груши и сжать ее. Что тебе мешает?

Бросить в стакан с водой кусочек мела, камня, сахара, глины. В другой стакан налить холодной воды. Какие произошли изменения? Что вы заметили в воде? (пузырьки)

Воздух мы не видим. Это бесцветный прозрачный газ. Толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Воздух – невидимая одежда Земли. Воздух, как вода, нужен для жизни человеку и всем живым организмам. (дыхание)

ФЕВРАЛЬ

21

Показать на опыте, что воздух занимает место.

Стакан, банка с водой

Опустить стакан вверх дном в банку с водой. Что будет? А теперь осторожно наклонить стакан и опустить его в воду. Что произойдет и почему?

В перевернутом стакане находится воздух. Если осторожно наклонить стакан и опустить в воду, то вода вытолкнет воду и займет его место. Опыт доказывает, что воздух занимает место.

22

Расширять представление детей о том, что воздух занимает место.

Воронка

Заткнуть трубочку воронки пальцем и опустить ее в воду. Что произойдет? Убрать палец, которым закрыли отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? Почему раньше не было в воронке воды?

В воронку вода не зайдет, так как там находится воздух. Если убрать палец, воздух выйдет, а вода заполнит воронку. Мы доказали, что воздух занимает место.

23

Продолжать расширять представление детей о том, что воздух занимает место.

Таз с водой, пробка, мел

В посудину с водой поместить пробку. Положить на нее кусочек мела. Осторожно накрыть пробку перевернутым вверх дном стаканом. Что будет с пробкой и мелом? Почему мел остался сухим?

Мел под стаканом будет сухим, так как под стаканом находится воздух. Этот опыт доказывает, что воздух занимает место.

МАРТ

24

Выяснить на опыте, имеет ли воздух вес.

Камера футбольного мяча, насос

Взять камеру футбольного мяча и взвесить ее. Надуть камеру и снова взвесить. Почему она стала весить больше?

Надутая камера стала весить больше, так как она наполнилась воздухом. Таким образом, воздух имеет вес.

25

Доказать на опыте, что воздух во много раз легче, чем вода.

Пластиковая бутылка или резиновая камера, насос

Если наполнить воздухом бутылку или резиновую камеру, плотно закрыть их и опустить в воду, то они будут держаться на поверхности воды или нет? (предполагаемые ответы детей)

Воздух во много раз легче, чем вода. Поэтому камера и бутылка, наполненные воздухом не тонут. Где используется это свойство воздуха? (надувные игрушки, камеры для плавания).

Наполнить эти предметы водой и опустить в воду. Что произойдет и почему?

Предметы с водой стали тяжелее и поэтому они утонули в воде.

МАРТ

26

Выяснить, для чего в шины колес автомашин накачивают воздух? Какое свойство воздуха используют?

Камера футбольного мяча, насос

С помощью насоса надуть камеру футбольного мяча. Ударить мячом об пол. Он отскакивает от пола. Почему?

При ударе мяча об пол, воздух в нем сжимается. Но он упругий и расширяется, поэтому мяч и отталкивается от пола. Таким образом в шины колес накачивают воздух, так как он сжимаем и упруг.

27

Свойства теплого и холодного воздуха. Цель: показать, что от нагревания воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх, а при охлаждении сжимается, становится тяжелее

Свечка

Зажечь свечку и подержать ее около полуоткрытой двери сначала на полу, потом вверху. Пояснить, почему пламя свечки, которая стояла на полу, отклонилось в сторону комнаты. Почему пламя свечки, которую держали вверху, отклонилась в противоположную сторону.

Когда мы открываем дверь из теплой комнаты в холодную, то чувствуем, как из холодной комнаты в теплую поступает воздух. Это происходит потому, что из комнаты сверху выходит теплый легкий воздух, а на его место в комнату сразу заходит холодный, так как он тяжелее. Воздух все время движется.

АПРЕЛЬ

28

Из чего состоит почва? Цель: Определить состав почвы. Проверить, есть ли в почве воздух, вода, песок, глина, перегной.

Почва, лупа, стакан с водой

Рассмотреть почву через лупу в разрезе. Определить цвет слоев почвы.

В стакан с водой бросить кусочек почвы. Что вы заметили? О чем свидетельствует этот опыт? (в почве есть воздух)

Почва состоит из песка, глины, в ней имеются остатки растений и мелких животных (перегной). В почве есть воздух, необходимый для жизни растений.

29

Определить состав почвы. Проверить, есть ли в почве вода.

Почва, спиртовка, железная миска, зеркало

Нагреть почву на огне в железной мисочке. Подержать над ней зеркало. Что вы заметили? Почему на зеркале появились капельки воды? Какой вывод можно сделать из того опыта?

В почве содержится вода, необходимая для жизни растений.

30

Определить состав почвы. Проверить, есть ли в почве песок, глина, перегной.

Почва, стакан с водой

В стакан с водой добавить почвы и размешать. Через некоторое время на поверхность воды всплывут остатки листьев, иголок, мусора. На дно осядет песок, постепенно поверх песка, осядет глина.

Почва состоит из песка, глины, в ней имеются остатки растений и мелких животных (перегной).

АПРЕЛЬ

31

Показать, что в состав почвы, кроме воды, воздуха, глины, песка входят перегной и соли.

Почва, спиртовка, железная миска, стекло

Подержать на огне почву в железной миске подольше, то есть прожарить ее. Что вы заметили? Почему над почвой появился дымок? Как изменился цвет почвы? Почему? О чем вы узнали из этого опыта?

При сильном нагревании почвы появляется дым и неприятный запах, так как сгорает перегной, образованный из остатков животных и разложений. Перегной придает почве темный цвет.

Стакан с водой и растворенной в ней почве, спиртовка, стекло, чайная ложка

Из стакана с водой, в котором долго находилась почва, взять несколько капель и поместить на стекло и держать стекло над огнем. Вода быстро испарится, на стекле останется белый налет. Это соли – питательные вещества, без которых не могут жить растения.

В почве содержатся соли, которые растворяются в воде

МАЙ

32

Живая природа. Строение растения. Цель: уточнить представление о строении растений. Познакомить со значением корня для растения. Познакомить с питанием растений.

Схема строения растений.

4 семени фасоли, 2 стеклянные банки водой, в одной - горсть земли, сверху банки накрыты картонными крышечками с отверстиями

Опыт: прорастить 4 семени фасоли. В 2 стеклянных банках налита вода. В одной добавлена земля. Закрыть банки картонными крышечками, в которых проделаны отверстия. Воткнуть молодые растения фасоли в отверстия так, чтобы корешки их касались воды. Наблюдать за ростом растений. Вскоре заметны различия. Растения, которые растут только в воде, начинают чахнуть. А растения, где есть и вода, и почва в банке, продолжают расти хорошо, хотя корни их не касались почвы. Отметить уменьшение уровня воды в банках.

Каждый орган растения имеет свое значение. Корнем растение укрепляется в почве. Корень поглощает из почвы воду, вместе с водой в него поступают питательные вещества, нужные для жизни растения. В почве были нужные для жизни растения питательные вещества. Они растворились в воде. Корни их впитывают и растения растут хорошо.

МАЙ

33

Растения питаются. Цель: познакомить со значением стебля для растения

Стакан с окрашенной водой, веточка бальзамина

Срезать веточку бальзамина и поставить ее в стакан с окрашенной водой. Наблюдать, как будет меняться цвет стебля и листики, если есть цветок, то и цветок.

На стебле растут листики, цветки, плоды. По стеблю перемещаются питательные вещества. Окрашенная вода поднялась в листики, так по стеблю в листики поднимаются питательные вещества. Теперь вы убедились, что вода, которую корни впитывают из почвы, перемещается по стеблю к листикам и плодам.

34

Растения испаряют воду через листики.

Цель: познакомить со значением для растения листиков.

Ветка бальзамина, бутылка с водой, растительное масло, стеклянная банка

Опыт: срезанную веточку бальзамина поставить в бутылку с водой. Сверху налить немного растительного масла, чтобы вода не испарялась. Бутылку с растением накрыть стеклянной банкой. Через несколько часов на банке появятся капли воды. Уровень воды в бутылке станет ниже.

Это произошло потому, что из листиков растения выделился водяной пар. На холодных стенках банки он превратился в капли воды. Листки испаряют воду.

35

Растения дышат. Цель: дать представление о еще одной функции листков для растения – дыхание.

2 семени фасоли, банка, стакан

Опыт: Вырастить 2 растения фасоли в банке. Когда на растениях появится третий листок, одно из них накрыть маленьким стаканом. В банку налить воды, чтобы она покрыла только почву. Вода не будет пропускать воздух к растению под стаканом.

Растение, накрытое стаканом, через несколько дней перестанет расти и гибнет, второе растение продолжает расти. Это происходит из-за того, что растения дышат и берут нужные вещества не только из почвы, но и из воздуха. Больше всего их поступает в листики.


Диагностика исследовательской активности

старших дошкольников в процессе экспериментирования

Т. И. Бабаева, О. В. Киреева

Исследовательская активность старшего дошкольника в условиях экспериментирования проявляется:

  • в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами;
  • в умении принять от взрослого проблемную задачу, требующую решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно;
  • в стремлении ребенка проводить в процессе экспериментирования активный поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор вариантов решения методом проб и ошибок, если избранный путь оказался неудачным;
  • в настойчивости исследовательского поиска решения проблемы и сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем.

Практика показывает, что, к сожалению, нередко дошкольники не достигают в экспериментировании высокого уровня исследовательской активности. При первых трудностях они отказываются от продолжения экспериментирования, утрачивают интерес к дальнейшему исследовательскому поиску, вместо перебора вариантов решения ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами (например, просто многократно переливают воду из одного сосуда в другой).

Важно своевременно определить, как развивается исследовательская активность дошкольника в экспериментировании, выявить индивидуальные особенности ее проявления. Это поможет найти эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности ребенка и тем самым обогатить его личный исследовательский опыт.

Прежде всего необходимо выяснить, есть ли у дошкольников интерес к экспериментированию с предметами и материалами.

Для этого используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование. В процессе наблюдения необходимо отметить:

  • кто из детей, когда и как часто обращается к экспериментированию;
  • какие виды экспериментирования дети используют;
  • какими предметами и материалами предпочитают пользоваться;
  • какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие — эпизодически;
  • в чем проявляются индивидуальные особенности, а также различия между мальчиками и девочками в выборе объектов для экспериментирования.

Получив общее представление о направленности и содержании интереса детей в группе к экспериментированию, необходимо оценить индивидуальные особенности проявления исследовательской активности у каждого ребенка. Для этого следует выявить и записать:

  • предпочитаемые данным ребенком объекты для экспериментирования (перечислить);
  • эмоциональное отношение к процессу экспериментирования (устойчиво положительное, неустойчивое, отрицательное);
  • умение осуществить в процессе экспериментирования перебор разных способов решения для получения результата (самостоятельно ищет варианты решения; обращается за помощью; не ищет других способов решения);
  • проявление настойчивости в исследовательском поиске, поведение в случае неудачи (проявляет настойчивость в решении; проявляет настойчивость только при поддержке воспитателя; отказывается от дальнейшего решения);
  • способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжить исследовательский поиск;
  • разнообразие экспериментальной деятельности (выбирает новые объекты или новые способы решения знакомых проблем; предпочитает повторять знакомые ситуации экспериментирования, к новым обращается только по предложению других; повторяет хорошо знакомые ситуации в экспериментировании).

Данные наблюдений уточняются в индивидуальной беседе с ребенком:

  • Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
  • Тебе нравится проводить опыты? Почему?
  • Какой опыт был самый интересный? Расскажи о нем.
  • Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
  • С кем ты любишь вместе исследовать, проводить опыты?

В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с дошкольниками воспитатель может составить сводную таблицу или просто сделать записи, отражающие индивидуальные особенности экспериментирования у детей.

Дополнительно могут быть использованы практические ситуации. (см. Методический комплект программы «Детство» - «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009)

Ситуация «Выбор деятельности»

(Л. Н. Прохорова)

Цель — выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности.

1 — игра;

2 — чтение книг;

3 — рисование;

4 — детское экспериментирование;

5 — труд в природе;

6 — конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуации, в которых он хотел бы оказаться. Последовательно ребенком делаются три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.

Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе и по каждому ребенку. Результаты оформляются в сводную таблицу, образец которой представлен ниже.

№ п/п

Имя ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

1

Саша П.

3 балла

2 балла

1 балл

2

Вася М.

1 балл

3 балла

2 балла

3

Ира Д.

3 балла

2 балла

1 балл

Схема оценки исследовательской активности старшего дошкольника в условиях экспериментирования

(Т. И. Бабаева)

1.        Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования.

Адекватно принимает задачу в полном объеме — 3 балла. Принимает задачу частично — 2 балла.

Не принимает задачу экспериментирования или подменяет задачей знакомства с материалами или предметами — 1 балл.

2.        Проявление интереса к экспериментированию.

Активно проявляет интерес и сохраняет его в процессе решения задачи — 3 балла.

Активно проявляет интерес на начальном этапе решения задачи, но наблюдается снижение интереса в процессе решения — 2 балла.

Проявляет неустойчивый интерес на начальном этапе (в основном к новым материалам и предметам), затем утрачивает интерес к решению задачи — 1 балл.

  1. Процесс решения задачи в экспериментировании.

Осуществляет активный поиск решения проблемы, использует перебор разных способов и средств решения, анализирует, рассуждает, не ограничивается одним решением, по своей инициативе предпринимает дальнейшее исследование, активно использует возможности для нового варианта решения — 3 балла.

Осуществляет поиск решения проблемы, ограничивается одним вариантом решения, после чего прекращает поиск — 2 балла.

Не пытается организовать поиск решения, использует случайный выбор средств решения проблемы, переводит экспериментирование на манипулирование с предметами, не пытается рассуждать и анализировать свои действия — 1 балл.

4.        Отношение к помощи воспитателя в процессе экспериментирования.

Действует самостоятельно, настойчиво преодолевает трудности, отказывается от помощи — 3 балла.

Действует преимущественно самостоятельно, принимает эпизодическую помощь в виде совета или предложения — 2 балла.

Действует неуверенно, постоянно обращается за пошаговой помощью воспитателя, повторяет показанные действия и приемы — 1 балл.

5.        Отношение к результату экспериментирования. Оценка результата экспериментирования.

Выражает радость от решения проблемы и активно проявляет готовность к дальнейшему исследованию — 3 балла.

Отмечает удовлетворение от решения проблемы, но самостоятельно инициативы для будущего решения аналогичных задач не проявляет, на соответствующее предложение взрослого откликается положительно — 2 балла.

Не выражает личного отношения к решаемой задаче (неопределенная или неопределенно-негативная оценка), на предложение взрослого вновь участвовать в экспериментировании отвечает отрицательно или неопределенно, подчеркивает трудность решения — 1 балл.

Результат.

Высокий уровень исследовательской активности лежит в диапазоне 12— 15 баллов; средний уровень — 8—11 баллов; низкий уровень — 5—7 баллов.

Характеристики уровней исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании.

1-й уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объеме, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия, направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.

2-й уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но, если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативы по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.

3-й уровень (низкий). Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.

В процессе наблюдений и ситуаций можно выделить две группы личностных проявлений исследовательской активности ребенка в экспериментировании.

Эмоционально-личностные проявления выражаются в интересе ребенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятельности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно охотно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит и т. п.).

Деятельностно-личностные проявления выражаются в активности и инициативности ребенка. Ребенок самостоятельно ставит цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 92 «ЧЕБУРАШКА» Г.ВОРКУТЫ

«БЫДСЯМА ЧЕЛЯДЬÖС 92 №-А ВИДЗАНIН «ЧЕБУРАШКА» ШКОЛАÖДЗ

 ВЕЛÖДАН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРКУТА К.

ИГРА-ЭКСПЕРИМЕНТ

Тема:

«ВОЗДУХ»

Составила

воспитатель 2 кв. категории

Иванченко Вероника Евгеньевна

г. Воркута, 2009г.

Тема: «Воздух».

Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха (не виден, не имеет запаха, воздух, как и вода нужен для жизни, он окружает нас повсюду), доказать опытным путем, что воздух занимает место, продолжать учить детей самостоятельно проделывать опыты, побуждать делать простые умозаключения, развивать логическое мышление.

Материалы: стакан, емкость с водой, воронка, мел, пробка, салфетки.

Описание. Загадка: Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем.

(Воздух)

 Дети отгадывают и объясняют, почему они догадались. - Для чего вам нужен воздух? Сделаем глубокий вдох... и затем вдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он не виден.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку и помашем возле лица. Чем пахнет воздух? (Воздух запаха не имеет).

Каждый предмет занимает определенное место. На то место, где стоит шкаф, нельзя поставить стол, не сдвинув шкафа. А Воздух занимает место?

Опыт 1_. Опустим стакан вверх дном в емкость с водой. Что будет? А теперь осторожно наклоним стакан и опустим его в воду. Что произошло и почему? ( Из стакана выходит воздух).

Опыт 2.3аткнуть трубочку воронки пальцем и опустить ее в воду. Что произойдет? Убрать палец, которым закрывали отверстие. Почему вода вышла в воронку? Почему раньше не было в воронке воды? ( Воздух занимает место).

Опыт 3. В емкость с водой поместить пробку. Положить на нее кусочек мела. Осторожно покрыть пробку перевернутым вверх дном стаканом. Что будет с пробкой и мелом. Почему мел остался сухим?

Что доказали нам опыты? Таким образом опытным путем мы доказали, что воздух занимает место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...