Предметно-развивающая музыкальная среда в ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Дементьева Светлана Павловна

Предметно-развивающая музыкальная среда.

 

        Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка.

Поэтому создание предметно-развивающей среды, в частности — музыкального уголка в группе, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей.

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.

В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полка для хранения музыкальных пособий, стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.

 

 Виды пособий:

- образные пособия;

- озвученные; 
- музыкальные игрушки;

- самодельные музыкальные инструменты;

-не озвученные игрушки.

 Образные пособия:
1. Портреты композиторов; 
2. Картинки с изображениями музыкальных инструментов;
3. Музыкально-дидактические игры. 
 

 Неозвученные музыкальные инструменты:
Предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах:

- макеты балалаек;
- макеты баянов;
- макеты дудочек 
- макеты барабанов; 
- неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой. 
 

  Озвученные музыкальные инструменты:
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики);
- игрушки-инструменты издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны);
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки);
- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны).

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты:

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.

 

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

 

Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна: 

- обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.

(От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)

- Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.


- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке. 

- Стимулировать развитие творческих способностей.

- Развивать любознательность, стремление к экспериментированию. 

- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
 

Требования к содержанию музыкально-театрального уголка.

 

Младшая группа

Плоскостные инструменты
Балалайка
Гармошка

Колокольчик
Барабан с одной палочкой
Погремушка
Трещотка
Кубики
Бубен
Музыкальный молоточек
Свистулька
Дудочка
Неваляшка

·       образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

·       атрибуты к музыкальным подвижным играм;

·       флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;

·       ширма настольная с перчаточными игрушками;

·       магнитофон и набор программных аудиозаписей;

·       поющие и двигающиеся игрушки;

·       музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.


Музыкально-дидактические игры:
Чудесный мешочек
Птицы и птенчики
Угадай-ка
Кто в домике живет?
Подумай и отгадай


Атрибуты для сюжетных игр.
Маски
Иллюстрации
Различные виды театров

 

Средняя группа

Музыкальные инструменты
Труба
Металлофон
Барабан
Ложки
Гармошка

 

·       шумовые инструменты для детского оркестра;

·       книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;

·       фланелеграф или магнитная доска;

·       атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;

·       музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;).

·       ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);

·       ширма настольная и набор игрушек;

·       музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Ø Магнитофон и набор программных аудиозаписей.


Музыкально-дидактические игры
Птица и птенчики;
Курицы;
Веселые дудочки;
Узнай свой инструмент.


Атрибуты для танцев и сюжетных игр

Платочки;

Флажки;

Маски;
Лесенка (3 ступеньки).
Портреты композиторов в папке (с файлами) «Наши композиторы»
Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Различные виды театров

 

Старшая группа

Музыкальные инструменты
Скрипка;
Гармошка;
Триола;
Ксилофон.

(Металлофон и ксилофон принадлежат ударной группе. Основное отличие металлофона от ксилофона заключается в материале, из которого изготавливаются пластинки инструментов. Ксилофон имеет деревянные брусочки, металлофон – металлические. Отсюда и разница в звучании инструментов. Металлофон наделен более звонким и громким звуком, тогда как звучание ксилофона более тихое и приятное).

Цитра;
Трещотка;
Колокольчики.

·       музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

·       портреты композиторов;

·       атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и другие);

·       детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

·       ширмы: настольная и ширма по росту детей;

·       музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

·       атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

·       разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

·       атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону:  (листики, снежинки, цветы и т. д.).

Ø магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков,

картотека игр и музыкальных произведений.


Музыкально-дидактические игры 
Солнышко и тучка;
Песня, танец, марш;
Выбери инструмент;
Лесенка;
Ритмические кубики;
Труба;
Ритмическое лото;
Повтори звуки;
Определи по ритму;
Волшебный волчок;
Музыкальный телефон;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Предметно-развивающая музыкальная среда.

        Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка.

Поэтому создание предметно-развивающей среды, в частности — музыкального уголка в группе, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей.

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно.         Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.

В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полка для хранения музыкальных пособий, стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.

 Виды пособий:

- образные пособия;

- озвученные; 
- музыкальные игрушки;

- самодельные музыкальные инструменты;

-не озвученные игрушки.

 
Образные пособия:
1. Портреты композиторов; 
2. Картинки с изображениями музыкальных инструментов;
3. Музыкально-дидактические игры. 

 Неозвученные музыкальные инструменты:
Предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах:

- макеты балалаек;
- макеты баянов;
- макеты дудочек 
- макеты барабанов; 
- неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой. 

  Озвученные музыкальные инструменты:
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты
(погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики);
- игрушки-инструменты издающие только один звук
(свистульки, дудочки, рожки, саксофоны);
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
(органчики, шарманки, музыкальные шкатулки);
- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны).

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты:

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна: 

- обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.

(От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)

- Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.


- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке. 

- Стимулировать развитие творческих способностей.

- Развивать любознательность, стремление к экспериментированию. 

- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Требования к содержанию музыкально-театрального уголка.

Младшая группа

Плоскостные инструменты
Балалайка
Гармошка

Колокольчик
Барабан с одной палочкой
Погремушка
Трещотка
Кубики
Бубен
Музыкальный молоточек
Свистулька
Дудочка
Неваляшка

  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.


Музыкально-дидактические игры:

Чудесный мешочек
Птицы и птенчики
Угадай-ка
Кто в домике живет?
Подумай и отгадай


Атрибуты для сюжетных игр.
Маски
Иллюстрации
Различные виды театров

 

Средняя группа

Музыкальные инструменты
Труба
Металлофон
Барабан
Ложки
Гармошка

  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;).
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.


Музыкально-дидактические игры

Птица и птенчики;
Курицы;
Веселые дудочки;
Узнай свой инструмент.


Атрибуты для танцев и сюжетных игр

Платочки;

Флажки;

Маски;
Лесенка
(3 ступеньки).
Портреты композиторов в папке
(с файлами) «Наши композиторы»
Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Различные виды театров

Старшая группа

Музыкальные инструменты
Скрипка;
Гармошка;
Триола;
Ксилофон.

(Металлофон и ксилофон принадлежат ударной группе. Основное отличие металлофона от ксилофона заключается в материале, из которого изготавливаются пластинки инструментов. Ксилофон имеет деревянные брусочки, металлофон – металлические. Отсюда и разница в звучании инструментов. Металлофон наделен более звонким и громким звуком, тогда как звучание ксилофона более тихое и приятное).

Цитра;
Трещотка;
Колокольчики.

  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и другие);
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону:  (листики, снежинки, цветы и т. д.).
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков,

картотека игр и музыкальных произведений.


Музыкально-дидактические игры 
Солнышко и тучка;
Песня, танец, марш;
Выбери инструмент;
Лесенка;
Ритмические кубики;
Труба;
Ритмическое лото;
Повтори звуки;
Определи по ритму;
Волшебный волчок;
Музыкальный телефон;

               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды «Маленькая страна детства»

Положениео проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей  и игровой среды «Маленькая страна детства»  среди групп МБДОУ Детский сад № 14 «Родничок» города Алатыря Чу...

Справка смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды

Справка по результатам смотра-конкурса по созданию предметно-развивающей и игровой среды групп МБДОУ "Детский сад "Сказка"...

"Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ"

«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ» Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются...

Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"

Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....