Педагогическая гостиная по теме: «Методическое сопровождение патриотического воспитания дошкольников».
методическая разработка на тему

Людмила Юрьевна Пантикиди

Педагогическая гостиная  для заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.gostinaya.docx68.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6 «Буратино»

Педагогическая гостиная   по теме:

 «Методическое сопровождение патриотического воспитания дошкольников».

Вводное слово Болотина Н.М. Нам выпала доля жить на рубеже двух тысячелетий – нелёгкое время для нашего государства. Стремительный поток реформ потеснил многие нравственные основы жизни. О нравственности иногда вспоминают, причём старательно, но чаще всего – накануне каких – либо знаменательных дат, превращая разумное и доброе в очередную кампанию.

К счастью, наша школа в трудные годы перемен, переоценки истории, смены идеологий, сохранила одним из основных направлений своей работы гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Казалось бы, зачем нам об этом говорить, если в школе велась и ведется патриотическая работа? Но давайте задумаемся.

Да, мы говорим о патриотизме, но всегда ли искренне? Как часто у нас проводятся тематические классные часы (не только о войне)? Сколько раз каждый из нас бывал в школьном музее Боевой и Трудовой Славы?

Да, мы гуманно относимся к ученикам и друг к другу, но всегда ли? Предполагаю, ответы будут различными. Но задача у нас общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности.

Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Что же может помочь в патриотическом воспитании (мозговой штурм): (педагоги)

  • память о том, что истинный патриотизм предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем “ревнителей блага Отечества”;
  • системность и целостность работы;
  • уважительное отношение к детям и друг другу;
  • взаимодействие со средой.

Хорошо, сейчас на этот вопрос мы будем отвечать в процессе семинара – практикума. Пожалуйста, уважаемые педагоги кто желает принять участие в наших творческих группах.

Мозговой штурм помог нам сформулировать Что же может помочь в патриотическом воспитании, теперь хотелось бы перейти к основным задачам патриотического воспитания.

Задачи патриотического воспитания:

СЛАЙД основные  задачи: (педагоги)

  • актуализировать понятие «патриотизм»;
  • выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
  • обновить содержание и формы работы патриотического воспитания, учитывая возможности взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;
  • смоделировать единую систему патриотического воспитания и обучения воспитанников;
  • разработать механизм, обеспечивающий координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
  • создать условия для развития   коммуникативных компетенций педагогов в процессе работы;
  • разработать методические рекомендации по проблемам формирования патриотизма у дошкольников.

Работа происходит в виде индивидуальной, групповой работы

  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Для решения задач патриотического воспитания мы используем следующие Способы и методы подачи информации:

Способы и методы подачи информации:

  • словесный
  • наглядный
  • частично – поисковый
  • проблемный.

Педагогу необходимо четко придерживаться следующих заповедей воспитания

СЛАЙД следующих заповедей воспитания: (педагоги)

1. Не навреди.

2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

3. Определи, что ты хочешь от своего воспитанника.

4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.

5. Предоставь самостоятельность ребенку.

6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

7. Не упусти момент первого успеха ребенка.

Ход мероприятия:

Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие дошкольников с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, готовности к служению Родине.

Существует несколько трактовок понимания патриотизма:

СЛАЙД Зон. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.

Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

СЛАЙД Тюч. Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству.

Кто такой патриот?

СЛАЙД Тяж. Патриот, по точному определению Владимира Ивановича Даля, не только “любитель Отечества”, но и “ревнитель о благе его”.

СЛАЙД Дяч. Патриот: человек, одушевленный патриотизмом. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий Отечество.

СЛАЙД + МУЗЫКА Патриотическое воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности. Игровые приемы, применение нетрадиционных форм обучения воспитания позволяет заинтересовать детей, повысить эффективность работы. Сейчас мы покажем вам Короткий фрагмент занятия с использованием нетрадиционных методов рисования на стекле. Триколоры которые нарисовали дети, вы сможете посмотреть после мероприятия.

Уважаемые коллеги, А какой смысл в понятие «патриотизм» вкладываете вы? (Ответы педагогов)

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема патриотизма находится в поле вашего внимания.

Итак, мы начинаем наш диалог.

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то единую систему патриотического воспитания, можно представить в виде дома, который сейчас постепенно мы с вами будем строить. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным?

Давайте попробуем построить дом-систему патриотического воспитания вместе. Начнем с подготовки места под строительство.

Этап 1. Стоит ли строить?

Стоит или не стоит строить систему патриотического воспитания в дошкольном учреждении? Давайте спросим об этом педагога – психолога Лазареву В.Ф  

Спасибо за интересные ответы.

СЛАЙД Педагогам была предложена: анкета «Патриот»,

Цель анкетирования: (предложены на слайде)

  • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения дошкольников к окружающему социуму;
  • определение актуальности вопроса патриотизма в системе ценностной ориентации дошкольников;
  • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

С вопросами анкеты вы можете ознакомиться, анкеты лежат на столах.

Обработка анкет позволила выявить следующие результаты.

Вопросы анкеты «Патриот»:

1. . Знаете ли вы, слышали или затрудняетесь в определении понятия патриотизм?

 а) знаю;

 б) слышал;

 в) слышу сейчас впервые;

 г) затрудняюсь ответить.

2.Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

 а) с первой;

 б) со второй;

 в) затрудняюсь ответить.

3.Патриотизм – это…

 а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

 б) позитивное чувство к Родине;

 в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

 г) готовность к самопожертвованию;

 д) затрудняюсь.

СЛАЙД Результаты следующие:

1 вопрос. Знаете ли вы, слышали или затрудняетесь в определении понятия патриотизм?

Знаю

Слышал

Затрудняюсь

Итого:

13

2

1

СЛАЙД 2 вопрос. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

1 точка зрения

2 точка зрения

Затрудняюсь

Итого:

11

4

1

СЛАЙД Также педагогам был предложен Тест «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления педагогов о качествах человека, характеризующих его  

гражданскую сферу.

Ход:  предлагается  список  слов:  патриотизм,  трудолюбие,  требовательность,      выдержка,      творческое      отношение      к    труду,    справедливость,  настойчивость,      долг,   совесть,    честь,    мужество,     жизнерадостность,      искренность,  гражданственность,       решительность,       отзывчивость,       ответственность,         радушие,  сдержанность,  сострадание,  терпеливость,  упорство,  уверенность,  энтузиазм.  

Необходимо  записать слова в три колонки:

а) самые значимые для вас слова, характеризующие вашу  гражданскую направленность;

б) слова, которые присущи вам;

в) слова, не значимые для вас.

Анализ   полученных   данных   позволил         установить   и   проанализировать   причины  

расположения  качеств  данными  педагогами,  сопоставить  оценку  качеств,  характерных  и  нехарактерных  для  гражданской зрелости.

СЛАЙД Результаты следующие

1 уровень

понятные слова

непонятные слова

Остальные слова понятны.

Толерантность, содействие,  

гуманность,  холодность,

бескорыстие.

2 уровень

позитивные понятия

негативные понятия

Остальные слова имеют позитивное значение.

Безразличие, высокомерие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, холодность.

3 уровень

Любовь, дружба, достоинство, доброта, взаимопонимание, долг, помощь, сочувствие, искренность, справедливость.

СЛАЙД Ведущий. Опросили мы и родителей. Результаты анкетирования родителей по проблеме патриотического воспитания детей, предложены на слайде:

часто

не посещаем

по выходным

в празднич. дни

другое (иногда)

Посещаете ли вы вместе с детьми культурные места

  • 24%
  • 4%
  • 32%
  • 16%
  • 24%

часто

периодич.

редко

никогда

никогда

Как часто вы рассказываете детям об истории города

  • 12%
  • 52%
  • 36%
  • 0%
  • 0%

Как часто вы проводите время с детьми,  поддерживая семейные традиции

  • 64%
  • 12%
  • 4%
  • 0%
  • 20%

Как часто вы беседуете с детьми на правовые и нравственные темы

  • 52%
  • 44%
  • 4%

  • 0%
  • 0%

Итак, стоит или не стоит строить? Результаты анкетирования говорят сами за себя. Стоит.

Этап 2.Этап "закладки фундамента" системы.  

Ведущий. Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент.

СЛАЙД Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.),

 в концепции патриотического воспитания граждан РФ, одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)

и в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" утверждённой Правительством РФ от 5 октября 2010 года № 795.

На основе федеральных документов в нашем детском саду была разработана рабочая Программа по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу».

Этап 3"создания стен" системы.

Ведущий. Сложно, но интересно. После того, как заложен фундамент, необходимо построить стены – основу для эффективной коллективной деятельности. Давайте вспомним направления патриотического воспитания.

СЛАЙД: Направления патриотического воспитания: (педагоги)

Военно-патриотическое

Историко-краеведческое

Культурно-патриотическое

Спортивно-патриотическое

Ведущий. Наполняем дом-систему содержанием и выстраиваем стену, где каждый кирпичик – это формы патриотического воспитания детей по направлениям.

Направления патриотического воспитания и возможные формы работы:

1 направление – это ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (педагоги)

СЛАЙД «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Это - хорошо известные слова В.Г. Белинского.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:

  • возложение цветов к памятнику Погибшему солдату
  • проведение уроков Мужества
  • проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны
  • поздравление ветерана войны с праздником
  • выступление с концертами перед ветеранами войны и труда
  • празднование памятных дат (проведение цикла классных часов: «Города – герои», «И гордо реет флаг державный», «Нет фашизму», «Так началась война», «У каждого поколения своя война»)
  • проведение литературно-музыкальных гостиных «У войны неженское лицо», «Дети войны»
  • проведение конкурсов чтецов «В огне войны»
  • проведение конкурсов рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества» к Дням воинской славы
  • просмотры видеофильмов («Судьба человека», «Звезда»)
  • проведение фестиваля народного творчества, посвящённого Дню победы
  • знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ
  • создание Книги памяти
  • участие в Акции «Подарок солдату»

2 направление – это ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (педагоги)

СЛАЙД К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Это справедливо, ведь патриотическое воспитание- залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Историко-краеведческая работа

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

  • экскурсии в городской краеведческий музей.
  • беседы-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края
  •  изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников
  •  оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью"
  •  конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»
  •  посещение и просмотр спектаклей
  • проведение экскурсий по живописным местам края
  • посещение выездных выставок краеведческих музеев края
  • проведение праздника «Традиции моей семьи»
  • проведение выставки «Реликвии моей семьи»
  • создание семейного клуба по интересам
  • проведение фестиваля семейного творчества

3 направление – это КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (педагоги)

СЛАЙД Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Воспитание на культурных традициях народа

  • занятия гуманитарного цикла;
  • организация и проведение тематических вечеров, бесед;
  • изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
  • изучение своей семьи, составление генеалогического древа семьи;
  • организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

4 направление – это СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (педагоги)

СЛАЙД В.А. Сухомлинский писал: “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества”.

В этом направлении проводятся  мероприятия:

Военно-спортивные игры.

  • проведение соревнований «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчиши!»
  • проведение спортивного мероприятия “Мама, папа, я…”

Ведущий. Продолжаем строить стены, где каждый кирпичик – это методы патриотического воспитания детей.

      СЛАЙД  Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, выделили для себя группы методов:

Группа методов

Методы

I.

Методы

формирования

сознания

личности

  • убеждение
  • внушение
  • беседы
  • лекции
  • дискуссии
  • метод примера     

II.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

  • создание воспитывающих ситуаций
  • коллективное творческое дело
  • метод проектов

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

  • соревнование
  • поощрение
  • наказание
  • взаимовыручка
  • создание ситуации успеха

Этап 4.  «Прорезаем окошки…»

Ведущий. Уважаемые педагоги, когда вы воздвигали свои стены, сделали вы окна?  А как же без них? Открываем окна и показываем, чего мы достигли в своем строительстве!

Этап 5. «Дело за крышей!»

Ведущий. Мы почти у цели. Строительство системы подходит к концу. Крыша - последний этап сложного строительства! Кажется, что уже все позади…

Этап 6.  «А теперь новоселье!» (педагоги)

Ведущий. Заселение - самый ответственный, но в тоже время интересный и увлекательный момент! Каждый педагог  демонстрирует свой дом-систему, делятся полученными знаниями!

Слово предоставляется творческим группам (группа №1, №2, №3).

(2 младшая гр) Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не  забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу. Это одна из основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

(Тючкалова добавляет) Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

 (средняя гр) Патриотическое воспитание дошкольников по Федеральным Государственным Образовательным Стандартам довольно актуально в условиях современности. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.  Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.

(старшая гр) Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма. Использование новых нетрадиционных приемов позволяет сделать эту работу творческой, интересной и разнообразной.

Такая интересная и новая форма работы с Лепбуками была у нас внедрена в старшей группе в начале учебного года. Проектная деятельность Лепбук использовалась при ознакомлении с лексическими темами. Использование лепбука показала хорошие результаты и своим опытом работы Ольга Владимировна поделилась на городском конкурсе Педагог года. Лепбуки использовались Ольгой Владимировной на открытом занятии в 20 детском саду и это необычная форма работы увлекла детей. И мы хотели бы представить вашему вниманию презентацию проекта «Волшебная книга»

(подготовительная группа) А сейчас Елена Александровна представит вам свой проект: «Куб – профессий» /пожалуйста Е.А./

Этап 7."Открываем двери".  

Ведущий. А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь педагог?

Ответы педагогов: (Возможные риски) (педагоги)

  • Низкий уровень мотивации педагогов
  • Ограниченные возможности здоровья воспитанников
  • Проблемы с материально-техническим обеспечением
  • Загруженность педагогов

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Необходимость воспитания на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.  

Этап 8. «И напоследок, я скажу…»  СЛАЙД

Ведущий. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок  – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

В нашем символическом доме патриотическое воспитание открывает человеку возможность стать не только Человеком – интеллигентом, семьянином, товарищем,  другом, успешной личностью, но Человеком-Патриотом.

Ведущий. (педагоги)

Важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

  • Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, микрорайон, страну, прекрасную и богатую планету к лучшему;
  • Вовлекать детей и родителей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех;
  • Помочь детям видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе научиться содействовать необходимым переменам.

Подведение итогов.

Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом-систему». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог этого – тот опыт, который вы сегодня получили.

Итоговая рефлексия.

Уважаемые коллеги, Выберите цвет, который соответствует вашей оценки:

Разговор был непродуктивным и бесполезным (жёлтый цвет), разговор был интересным и полезным (красный цвет), обязательно следует продолжить разговор на эту тему (зелёный цвет).

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

Н.М.Карамзин

Анкета «Патриот»

1. Знаете ли вы, слышали или затрудняетесь в определении понятия патриотизм?

 а) знаю;

 б) слышал;

 в) слышу сейчас впервые;

 г) затрудняюсь ответить.

2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

 а) с первой;

 б) со второй;

 в) затрудняюсь ответить.

3. Патриотизм – это…

 а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

 б) позитивное чувство к Родине;

 в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

 г) готовность к самопожертвованию;

 д) затрудняюсь.

Тест «Ты гражданином быть обязан»

Ход:  предлагается  список  слов:  патриотизм,  трудолюбие,  требовательность,      выдержка,      творческое      отношение      к    труду,    справедливость,  настойчивость,      долг,   совесть,    честь,    мужество,     жизнерадостность,      искренность,  гражданственность,       решительность,       отзывчивость,       ответственность,         радушие,  сдержанность,  сострадание,  терпеливость,  упорство,  уверенность,  энтузиазм.  

Необходимо  записать слова в три колонки:

а) самые значимые для вас слова, характеризующие вашу  гражданскую направленность;

б) слова, которые присущи вам;

в) слова, не значимые для вас.

самые значимые для вас слова, характеризующие вашу  гражданскую направленность.

слова, которые присущи вам.

слова, не значимые для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапо патриотическому воспитанию дошкольников» Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Влад...

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Педагогический потенциал календарно-обрядовых праздников в патриотическом воспитании дошкольников

Статья о роли календарно-обрядовых  праздников в патриотическом воспитании дошкольников, целях, задачах, педагогическом потенциале. Приведен календарь календарно-обрядовых  праздников....

Выступление на педагогической неделе «Краеведческое образование как направление патриотического воспитания дошкольников»

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.Данный отрезок времени - наиболее...

Конспект педагогического совета «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент....