Педагогический проект "Родина моя"
консультация (подготовительная группа) на тему

Курчина Ирина Александровна

Проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodina_moya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле (Лихачев Д.С.)

   Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

   Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

   Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, к поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

   Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения) потому, что он любит свою страну.

   Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

   Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Именно поэтому, базовым этапом формирования детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщении к миру, его культуре. Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным опросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родным местам.

   В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во-вторых проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и решать познавательные задачи.

   Примером такого сотрудничества может служить педагогический проект "Родина моя", участниками которого стали педагоги, родители и дети дошкольного возраста.

   Актуальность данного проекта определена тем, что в процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном городе, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах.

Кроме этого необходимо преподнести материал так, чтобы детям стало интересно, а для этого нужно использовать все возможности дошкольной дидактики. Любая развивающая или образовательная ситуация должна быть построена так, чтобы материал был донесен до ребенка доходчиво, эмоционально, начиная с того, что окружает детей, что они могут непосредственно наблюдать, а затем постепенно расширять круг знания.

   На основании вышеизложенного, был составлен план работы с детьми и родителями по данному направлению. Возникла идея написания проекта "Родина моя".

   Проект состоит из трех блоков:

1 блок - моя семья (октябрь, ноябрь)

2 блок - мой город (декабрь, январь, февраль)

3 блок - моя страна (март, апрель, май)

   Вид проекта: познавательный, творческий, долгосрочный.

   Цель проекта: создание условий для расширения кругозора детей и родителей о своей Родине.

   Задачи проекта: на основе расширения знаний об окружающем мы надеемся на предполагаемые результаты:

-повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране,

-умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

-приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми и сверстниками.

-формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

-воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважение к старшим, любви к Отчизне и др.

   Таким образом, эффективность проделанной работы будет достигнута через создание условий для расширения кругозора детей и родителей о своей Родине, через совместную деятельность педагогов и семьи.

   Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

   Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

   Дошкольный возраст по-своему уникален, поскольку, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен "глубоким опытом жизни" и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. 

   Именно поэтому проектная деятельность востребована на современном этапе. Она носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.

   В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.

   Мы знакомимся с достопримечательностями нашего города, памятными местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Через знакомство с улицей, на которой живет ребенок, где находится его  детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному городу.

   Также благодаря музеям, находящимся в нашем городе, дети имеют реальную возможность многократно соприкоснуться с историей своего края, узнать историю вещей. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города.

   Любить свой город – значит, и любить природу в нем. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства мы организовываем их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы. Огромный интерес дети испытывают при проведении различных опытов и экспериментов с предметами неживой природы. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда.

   Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Расширяем представления детей о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.

   В нашей группе создан патриотический уголок, в котором собран большой материал по ознакомлению детей с родным краем, городом, страной, с многочисленными иллюстрациями и фотографиями. Дети с удовольствием играют с куклами в национальных костюмах и дидактические игры.

   Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

   В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду, это:

- народные и фольклорные праздники – Масленица, летние игры и развлечения, праздник Осени;

- государственно-гражданские праздники – Новый год, День Защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;

- международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;

- бытовые и семейные праздники - дни рождения, «Выпускной» и др.

   Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, которое тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

   В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

   Использование всех ресурсов дошкольного учреждения и семьи при ознакомлении с родным краем, с родной страной с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, страну, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним, и по большому счету делает первые шаги, чтобы стать истинным патриотом своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...