Алгоритм конструирования технологической карты по ФГОС
материал на тему

Грезина Валентина Ивановна

Составление технологической карты по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_sostavleniya_tehnologicheskoy_karty.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Воронцовский детский сад

                                              Алгоритм конструирования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

организации совместной деятельности

(образовательного процесса)

Воспитатель: Грезина В.И,

Технологическая карта -  форма написания конспекта  ООД

Технологическая карта – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием залач, средств, времени на реализацию и предполагаемых результатов.

Конструирование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности и взаимосвязь компонентов, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, новые методики и технологии, рационально распределить время.

Составление технологической карты, позволяет педагогу осмыслить свою деятельность (постановка цели и задач), выбрать наиболее рациональные средства, а также четко видеть результат всей деятельности, каждого этапа, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты.

Разработка технологической карты.

Технологическая карта должна отражать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней.

Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Алгоритм составления технологической карты не является неизменным, но есть общие моменты:

  •  Определение темы
  • Постановка цели
  • Формулирование задач
  • Определение  этапов ООД, их целей и промежуточных результатов
  • Примерный хронометраж этапов
  • Наполнение содержанием, подбор материала
  • Выбор методов и приемов

Прослеживается цепочка каждого этапа:   содержание – методы и приемы – результат.

При необходимости технологическую карту можно дополнить, например, указать в ней интегрируемые области, виды детской деятельности, коррекционную работу, если она есть, оборудование.

В зависимости от целей, вида деятельности, используемой технологии этапы и их чередование может изменяться.  Однако логика построения и взаимосвязь должны сохранятся.

Алгоритм составления  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КАРТЫ: 

 

Тема:

Возраст детей, группа:

Тип ООД

 Название образовательной области:  (интеграция образовательных областей)

Форма проведения:

Цель:

Задачи:   Образовательные-

                Развивающие-

                Воспитательные-

Виды детской деятельности:

Методы и приемы:

Материалы и оборудование:

Предварительная работа:

Основные понятия:

Предполагаемые результаты:

Цель

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

- Решение проблемных ситуаций.

Цель: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность, решать проблемы и проверять их опытным путем. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов.

- Опыты, экспериментирование.

Цель: Формировать представления детей о характерных свойствах. Умение делать простые умозаключения.

Коммуникативная

- Отгадывание загадки, речевые игры и упражнения.

Цель: Развивать речевую активность.

- Речевые проблемные ситуации.

Цель: Способствовать развитию речи, мыслительных операций, умения вступать в речевое общение.

- Беседа.

Цель: Развивать умение детей следить за развитием действия, отвечать на поставленные вопросы.

Двигательная

- Подвижная игра.

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в прыжках на двух ногах.

- Динамическая пауза.

Цель: Обеспечить потребность в движении, выполнять движения в соответствии с текстом.

Восприятие художественной

литературы

- Чтение стихотворений, сказок.

Цель: Формировать умение слушать, повторять, пересказывать знакомые произведения.

Игровая      

Продуктивная                      

Игровые упражнения.

Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление. Доставить детям радость, интерес к совместным действиям с взрослым.

Дидактические игры

Цель:  активизация интереса, закрепление знаний, умений, навыков.

 Пальчиковые игры

Цель:  Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

Аппликация, лепка, рисование, моделирование.

Цель: Развитие творческих способностей. Получение продукта деятельности.

Логика образовательной деятельности

Этапы деятельности  (продолжитель-ность)

Задачи этапа «ситуации»

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы,

приёмы

Предпосылки учебной деятельности. Результаты.

1.Вводно-

организационный этап.

(1-2 мин)

Организация направленного внимания

Организация  образовательного

пространства

Занимают свои места, готовят рабочее место, при необходимости задают и отвечают

на вопросы

Беседа,

игровые упражнения,

соревновательные моменты

Формальная готовность к предстоящей

деятельности,

привлечение

произвольного

внимания

Психологический

 настрой

(1 мин)

Создание атмосферы психологической

безопасности.

Эмпатическое

принятие,

эмоциональная поддержка ребенка

Приветствие,

доброе пожелание,

установление зрительно-

тактильных контактов

Приветствие,

участие в игре и пр.

Психо-

гимнастика,

этюды.

игровые моменты и др.

Психологическая

готовность

2.Мотивационно-побудительный

 этап

(1-2 мин)

Формирование

представлений

о предстоящей деятельности,

её задачах.

Знакомит детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности

либо создание проблемной ситуации

Осознают и принимают поставленную задачу

Создание проблемной ситуации, придание личностной значимости предстоящей

деятельности,

сюрпризный момент и пр.

Внутренняя мотивация на

деятельность

 Постановка     проблемы

Формирование

интереса к содержанию ООД,

направление

внимания

детей, раскрытие

образовательной задачи, формирование

умения слушать.

Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружение противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему).

Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.

3. Актуализация знаний

Выдвижение гипотез- предложений

Актуализация имеющихся знаний, представлений,

создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений.

Направление деятельности воспитанников,

наводящими проблемными вопросами

Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы.

Участвуют в диалоге, высказывают мнение,

вспоминают

раннее усвоенное, задают и отвечают

на вопросы.

Предлагают свои способы решения задания, проблемы.

Беседа.

игровые и занимательные

приемы, упражнения, моделирование, наблюдения.

Воспроизведение информации.

4.Воспроизведе-ние и усвоение нового

(либо расширение представлений)

(5-8 мин)

Проверка решения

Усвоение, закрепление, расширение, обобщение, систематизация объема знаний.

Объяснение,

рассказывание

организация

поисковой деятельности.

подведение к размышлению проблемной ситуации,

организация и проведение экспериментов.

Наблюдают

рассматривают

сравнивают.

участвуют в обсуждении

экспериментов

отвечают и задают вопросы, составляют связные высказывания,

делают выводы,

выполняют упражнения по образцу.

Приемы активизации мышления:

фантазирование,

моделирование.

Решение проблемной ситуации:

эксперимент,

импровизация,

наглядный показ образца,

способа действия,

беседа,

наблюдение,

обсуждение,

разучивание,

дидактические игры,

чтение,

драматизация,

заочная экскурсия,

игра и пр.

Осознанные усвоенные понятия

овладение способами

познавательной

деятельности

способности самостоятельно действовать,

решать задачи

Проявляет любознательность

активность

5.Динамическая

пауза

(1 мин)

смена вида

деятельности

предупреждение

утомляемости

проведение

физкультминутки

подвижной игры

участвуют в игре, выполн.

физич.упражнения,исполняют

танец и пр.

игровые

приёмы

снятие напряжения,

эмоцион.и физическая

разрядка

получение нового игрового опыта

6.Практическая

работа

(если есть)

5-10 мин.

овладение способами действия

применение ЗУН

(знания. умения,

навыки)

организация

практич.работы

оказание необх.помощи

и эмоц.поддержки

выполняют

практич.работу

взаимодейств.

с др.детьми и воспитателем

Моделирование, упражнения творческого характера,

выполнение практической работы

овладение

определенным объемом практических.

навыков

овладение умениями

работать по правилу

7.Заключитель-ный

этап

рефлексия

(3 мин)

подведение итогов НОД

обобщение полученного результатом опыта

подведение итогов НОД с разных точек зрения:

качества усвоения новых знаний

высказывания по поводу полученной информации

беседа,

обсуждения,

фронтальная работа

осознание себя как

 участника познавательного, творческого процесса.

 

Рефлексивно-

 коррегирующий этап

(для деятельности

в которой

преобладает практическая

работа)

(3 мин)

формирование элементарных навыков самоконтроля

проверка полученных результатов,

исправление возможных ошибок

самопроверка

Фронтальная, индивидуальная работа

сформированность

элементарных

навыков самоконтроля.

овладение универсальными предпосылками учебной

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по ФГОС ДО

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» / РисованиеТема: «СКВОРЕЧНИК»...

Технологическая карта по ФГОС ДО Конспект открытого занятия по ПДД (подготовительная группа) Тема: «Вовка из Тридевятого царства в гостях в детском саду»

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения....

Технологическая карта по ФГОС ДО Конспект занятия

ЗАНЯТИЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ФЭМП. ТЕМА: ПОДАРКИ ДЛЯ ЁЖИКОВ....

Технологическая карта по ФГОС "Здоровье - залог успеха"

Конспект внеклассного мероприятия  в средней группе ДОУСоколовой Екатерины ВладимировныУчитель-дефектологГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»  Тема: «Здор...

.Технологическая карта по ФГОС «Волшебные снежинки» для занятия с детьми средней группы

Описание: занятие ориентировано для детей средней группы, включает элементы конструирования и лепки....

Статья "Конструирование технологической карты занятия на основе системно-деятельностного подхода"

В статье представлены принципы системно-деятельностного подхода, этапы построения занятия....

Конструирование. Технологическая карта занятия

Цель: Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций.Развивать умение воспринимать предметы и явления в...