Главные вкладки

    Образовательные технологии в работе учителя - логопеда ДОУ
    статья (средняя, старшая группа) на тему

    Кувакина Елена Геннадьевна

    Образовательные технологии в работе учителя - логопеда ДОУ. Материал можно использовать при заполнение портфолио.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx24.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    В работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:

    Технология развивающего обучения. Развитие личности и её способностей. Ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы.

    Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых расстройств. Усвоение программы на различных планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

    Использование личностно-ориентированных технологий даёт мне возможность добиваться значительных результатов в развитии коммуникативных, интеллектуальных качеств детей , самостоятельности и их ответственности. Они позволяют:  изучить  личностные  особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу  с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

    Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников  (непременными участниками образовательного процесса)

    Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

    • Способствуют повышению речевой активности;

    • развивают речевые умения и навыки;

    • снимают напряжение, восстанавливают работоспособность;

    • активизируют познавательный интерес;

    • улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

    В своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

    1. Дыхательная гимнастика.

    Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

    Формируем сильный , плавный и продолжительный выдох, нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе, дифференциацию ротового и носового выдоха.

    2.Гимнастика для глаз.

    Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, улучшает восприятие. Профилактика нарушений зрения.

    3. Мимическая гимнастика. 

    Способствует коммуникации, эмоциональному развитию. Выполняется  перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

    4. Самомассаж

    лицевой и пальцевой мускулатуры (выполняет сам ребенок)для стимулирования и активизации мышечного тонуса. Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи.

    5.Артикуляционная гимнастика

    Проводиться для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

    6. Биоэнергопластика

    - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

    7. Логопедический массаж

    Проводится для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата , подготовки условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

    8.Пальчиковая гимнастика

     Направлена на развитие мелкой моторики, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия, пескотерапия, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками и т.д. Прямопропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи.

     9. Кинезиологические упражнения

    – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,

    улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

    10. Развитие общей моторики

    Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Направлены на развитие координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темам. Способствует повышению  работоспособности, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

    11. Релаксация.

    Снимает напряжение, чувство беспокойства. Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

    Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

    Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности

    Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

    Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

    Настольно-печатные игры- являются играми с правилами. Эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.

    Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

    Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

    С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

    Использование в логопедической работе игровых технологий с воспитанниками способствует предупреждению речевого дефекта, ребёнок развивает в игре речевые навыки. В логопедической работе я использую разные виды игр: речевые игры по коррекции звукопроизношения, дыхания, фонематического слуха, слоговой структуры, по формированию навыка звуко- буквенного анализа и синтеза. совершенствования  лексико-грамматических категорий. Кроме того использую игры по развитию связной речи и формированию коммуникативных навыков , по формированию предпосылок к  обучению грамоте, игры-драматизации, дидактические игры, словесные, настольно-печатные и пальчиковые игры.

    В логопедической работе я использую и информационно- компьютерные технологии. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

    - Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.

    - Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.

    - Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

    - Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.

    - Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).

    - Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

    - Развивать зрительно-двигательную координацию.

    - Активизировать мыслительную деятельность детей.

    - Способствовать положительной динамике развития.

    - Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

    - Развитие слуховой памяти;

    - Развитие зрительного и слухового внимания;

    - Закрепление названий основных и оттеночных цветов

    Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) используются мной  так же для повышения эффективности образовательного процесса в:

    - подборе иллюстрированного материала к занятиям (сканирование, создание дидактических игр, интернет ресурсы);

    - подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    - обмен опытом, знакомство с периодикой, разработками других педагогов;

    - оформление групповой документации, папок- передвижек, информации для родителей.

    Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов.

    Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

    Таким образом, технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

    - расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

    - совершенствовать звуковую сторону речи;

    - развить способность к словотворчеству;

    - формировать личностные качества ребенка;

    - развить коммуникативные навыки;

    - добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

    В своей работе я реализовала следующие проекты : « Умные пальчики», « Мама- самый дорогой на свете человек!»

    Владение новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет мне также повышать свой профессиональный уровень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

    Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

    Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

    Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

    НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...

    Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

     Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

    Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

    Описываются образовательные технологии в работе учителя-логопеда ДОО...

    Использование новых образовательных технологий в работе учителя-логопеда

              Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации,  внедрять в свою работу  инновационные ...