Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
статья на тему

Петрина Наталья Владимировна

Вопросы преемственности образования, пути реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_preemstvennosti_dou_i_gou.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования

                                                                        Петрина Наталья Владимировна

        воспитатель

СПб ГБДОУ № 14

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования

«Школьное обучение никогда не  начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Актуальность темы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы.  Опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденный материал осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада.  Ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность  обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности, связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

Преемственность в содержании обучения и воспитания.

Преемственность в формах и методах образовательной работы

Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Ребёнок, поступающий в ДОУ, привыкает к определённому режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребёнка, смены уже сформировавшегося стереотипа. Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.

Основные направления программы

1. Организация воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

2. Специальная подготовка детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.

В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности. Общая готовность к школе выражается в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. А.В. Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение, чем специальная. В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.

Администрация  ДОУ  и  ГОУ СОШ  планирует организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преемственность - двусторонний процесс.

Дошкольная ступень - сохраняет самоценность  дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка.

Школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Нормативно-правовая база

Методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 г. №35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

Договор о взаимодействии   ДОУ  и ГОУ СОШ

Программа взаимодействия  ДОУ и ГОУ СОШ   по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования.

План совместной работы. Календарно – тематическое планирование

Инструктивно-методические документы

Отраслевые документы

Приказы Комитета по  образованию города Санкт –Петербурга

С Х Е М А       В З А И М О Д Е Й С Т В И Я

  1. Составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;
  2. Беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений;
  3. Утверждение плана мероприятий на методических объединениях учителей начальной школы и воспитателей ДОУ;
  4. Осуществление, анализ и корректировка совместных действий.

Основные направления в работе по обеспечению преемственности:

  1.  Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
  2.  Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
  3. Совершенствование форм организации и методов обучения в ДОУ  и  начальной школе.

Методическая работа.  Изучение методов и форм                       воспитательно - образовательной работы:

  • взаимо - посещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
  • рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;
  • анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;
  • участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом комиссии на базе школы;
  • участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;
  • совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.

Работа с детьми

  • организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
  • организации выставок детских работ, вернисажей;
  • посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;
  • совместных  эколого-валеологических походов;
  • посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями

  • встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;
  • анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;
  • организация работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;
  • организация «Дня открытых дверей».

Заключение

Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии

В статье представлен  материал из опыта работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования, выражающейся в сохранении и постепенном изменении содержания,...

Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования

В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...