Беседа о Чайковском
материал (подготовительная группа) на тему

Морозова Инна Вячеславовна

Занимательная беседа, знакомящая детей с жизнью и творчеством Петра Ильича Чайковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_o_chaykovskom.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТЯМ О ЧАЙКОВСКОМ

  Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик и его назвали Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если другой кто-то обижал или был невнимателен к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры.

 Няня считала, что у Пети очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверное, так оно и было. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Петя был очень впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии внутри него звучали так громко, что порой сильно ему мешали. Бывало, он не знал, куда от них деваться. Однажды произошел такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. Петя сначала был оживлен и весел. Но к концу вечере так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он еще не спал, лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь!» А на самом деле в комнате никакой музыки не было. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее. Она не дает мне покоя!» Няне пришлось успокаивать его до тех пор, пока он не заснул.

 И вот музыка, которая звучала внутри у него и которую он слышал вокруг себя, стала все больше захватывать Петю. Теперь Петя садился за фортепиано и подбирал рваные мелодии. Он даже сам пробовал сочинить музыку. Как-то раз, когда мама уехала в Петербург, он уселся за рояль, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах и, наконец, сочинил песенку, которую так и назвал: «Наша мама уехала в Петербург». Песенка вышла немножко грустная, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Ещё Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. В доме его звали «наш маленький Пушкин». Петя писал в стихах о своей родине, о том, как он любит ее, как красивы леса и горы, среди которых стоял небольшой Петин город, который он тоже любил. Все же музыка Петю занимала больше всего. Он долго на знал, что будет музыкантом. Но музыка преследовала его как тень, Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к родине, к родной Природе. В звуки Петя вкладывал всю свою душу, все переживания, все то, что он увидел в жизни и о чем мечтал. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом люди на земле. Узнали и полюбили за то, что он любил людей, любил природу, любил свою родину и за то, что всю любовь свою он выразил в музыке.

  Имя этого доброго и умного человека известно всем, зовут его Петр Ильич Чайковский.

У П. И. Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему и был посвящен «Детский альбом». Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский и написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия, е так как он умел играть на пианино, то и исполнить сам эти пьесы.

В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. Вы найдете и сказки, и игры, узнаете новые истории о кукле и много, много другого.

Марш деревянных солдатиков

 «Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери — старой оловянной ложки, — а значит приходились друг другу родными братьями. Были они красавцы писаные, мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед» ... Так начинается сказка о «Стойком оловянном солдатике». А у Боба солдатики были деревянные. Но подумаешь, какая разница. Эти тоже были красивые, бравые и они так же умели ходить, четко выстукивая своими деревянными ножками, как барабанными палочками. Раз-два! Раз-два! Очень легко и уверенно идут солдатики. Музыка весело, как будто с удовольствием, подыгрывает им. Не беда, что они только деревянные, легче чем те, что в сказке. Они такие же смелые, они также пойдут в огонь ради красавицы- балерины или куклы, только сгореть им легче... Ведь они деревянные. Поэтому марш у них не всамделишный, легкий идут-то маленькие, бравые деревянные солдатики.

Баб а-Я г а

Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, глаза горят, а в волосах ватер свистит. Куда несется старая? На какие злые дела?

Мужик ив гармонике играет

Бывают такие мастера, которые берутся делать не известные им вещи. Пирожник начнет тачать сапоги, а сапожник печь пироги... Вот и наш мужичок взял в свои руки гармонь и заладил понравившийся ему мотив. Нескладная музыка, да тешит игрока. Так и тянет он свою бесконечную разудалую песню.

Итальянская песенка

Петр Ильич любил путешествовать. Нравилась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудные песни. Страна эта — Италия, и песенка (которую он записал) —итальянская. Красива песенка, потому что люди, поющие ее, тоже красивые. Да и все люди, кто любит петь или слушать музыку—красивые люди.

Полька

        А вот полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в косичках и с надутыми от стараний губами, легко проскакал зайчик, а за ним заспешил усатый охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника—ведь все это только карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.

(Музыку следует взять из Детского альбома

П. И. Чайковского)

Источник: «Беседа Т. БЕЛОНЕНКО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое музыкальное занятие-беседа по ознакомлению с жанром балета на примере музыки П.И. Чайковского о

Комплексно-тематическое занятие-беседа  по слушанию музыки в подготовительной группе.  «Ознакомление с жанром балета на материале музыки П.И.Чайковского к сказке «Щелкунчик»...

БЕСЕДА по произведению П.И.Чайковского «Подснежник».

Программное содержание. Учить детей  чувствовать настроение, выраженное  в музыке, в поэтическом слове....

презентация и беседа к произведению П. И. Чайковского "Апрель" из цикла "Времена года"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7835566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"420"}}]]Апрель «Подснежник»Беседа к  произведению П. И. Чайковс...

БЕСЕДА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО "ОКТЯБРЬ"-"ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ"

учить детей слушать классическую музыку,высказываться о содержании и характере музыки...

Беседа по творчеству П.И. Чайковского

Знакомство детей с творчеством композитора Петра Ильча Чайсковского....

Беседа по слушанию танцевальных пьес из "Детского альбома" П.И.Чайковского

Цель: познакомить детей с творчеством композитора  П.И. Чайковского. Развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкальных произведений, высказываться о нем. Развивать умение переда...

Беседа о музыке П.И.Чайковского "Детский альбом"

Дети в форме исказки знакомятся с музыкой "Детского альбома" П.И.Чайковского. Произведения: "Утренняя молитва", "Полька", "Зимнее утро", "Новая кукла", .т.д....