Неделя толерантного отношения к детям с ОВЗ
проект на тему

Шишкина Наталия Владиславовна

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей(в том числе ограниченных возможностей здоровья).В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями  является создание в ДОУ толерантной среды, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения,  воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ, изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Поэтому мы решили провести в нашем дошкольном учреждении "Неделю толлерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektt.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Неделя толерантности

Формирование толерантного отношения к детям

с ограниченными возможностями здоровья в образовании

Выполнили:

Педагог-психолог Н.В.Шишкина

Учитель-логопед Е.В.Утешева

Москва 2016

Актуальность

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей(в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.

Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее, что и  было выявлено при проведении анкетирования родителей.  Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на развитии здоровых детей, даже стремятся ограничить это общение, часто выражают протест против пребывания в их группе «особых» детей и прививают подобные установки своим детям, в результате чего  ребенок с ОВЗ часто становится «белой вороной». Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать воспитателя и детей, что снизит уровень знаний, ухудшится дисциплина.

Во-вторых,  проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными».

В-третьих, неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями  является создание в ДОУ толерантной среды, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения,  воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ, изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса по направлениям:

  1. самообразование педагогов;
  2. взаимодействие с родителями;
  3. совместная деятельность с детьми. 

Цель данного проекта: Формирование основ толерантной культуры, изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у дошкольников, их родителей и педагогов к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Педагоги

  • повышение компетентности педагогов по вопросам особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • толерантный стиль поведения педагогов как значимых для дошкольников личностей;
  • педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья;

Родители

  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах интегрированного обучения детей с ОВЗ;
  • включение родителей в совместную с детьми и педагогами социально- значимую деятельность.
  •  формирование уровня компетентности родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.

Дети

  • воспитание у детей ценностей жизни и природы, формирование способности к эмпатии, понимание и уважение позиции другого и на этой основе развитие сотрудничества, взаимопомощи, формирование культуры чувств.
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • развитие коммуникативных способностей, как основное условие освоения детьми культурно-исторического опыта, познания собственного «Я», понимание различий между людьми и построения гармоничных толерантных взаимоотношений с окружающими, независимо от особенностей развития на основе знания о способах взаимодействия.

Конечным результатом успешной реализации проекта должно стать наличие толерантного самосознания у всех участников образовательного процесса.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта:

Проект включает в себя 3 этапа:

подготовительный,

основной ,

заключительный.

Подготовительный 

На предварительном этапе мы провели анализ научной литературы, современных представлений о толерантности, основных компонентов этого интегративного качества и этапов его формирования. По результатам полученных нами данных в ходе анкетирования родителей и педагогов, выявилась недостаточная компетентность субъектов образовательного процесса по данной проблеме. Обнаружено слабое владение технологиями  по социально– нравственному воспитанию детей, осведомленности об инклюзивном образовании.

Нами был собран и структурирован материал для стенгазет и папок передвижек по темам «Дети с ОВЗ, кто они?», «Инклюзивное образование», «Толеррантность».

Разработка проекта:, определение основных задач и направлений работы, создание папок передвижек по данной тематике, создание стенгазет «Дети с ОВЗ, кто они?», «Инклюзивное образование», «Толеррантность».

Постановка театрализованной  сказки «Гадкий утенок» с детьми подготовительной группы, составление сценария, репетиции, подбор костюмов, декораций и героев.

Подбор и изучение материала для консультаций педагогов. Составление презентаций .

Разработка коррекционно-развивающих игр для детей.

Подбор мультфильмов по данной тематике для детей разных возрастных групп.

Основной этап:

Содержательная часть проекта включает в себя различные формы работы и мероприятия, направленные на решение задач во всех образовательных областях.

Проведение недели толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья:

Заключительный

Результаты апробации «Недели толерантности к детям с ОВЗ» способствующих формированию толерантности у старших дошкольников в условиях интегрированного обучения позволяют говорить о положительных изменениях во взаимоотношениях между детьми с нормативным развитием и детьми с ограниченными возможностями здоровья: сформировалось понимание различий между людьми, применение толерантных способов взаимоотношений со сверстниками с ОВЗ, эмпатия, дети стали терпимее относится к другим детям с иным уровнем возможностей, наблюдались проявления сопереживания успехам и неудачам другого, легкая адаптация в коллективе детей с разным уровнем возможностей, стремление к личной независимости, высокая социальная активность, интерес к коллективной деятельности с детьми с разным уровнем возможностей. У детей на достаточном уровне сформирована способность взять на себя ответственность за происходящее, они осознанно подходят к выбору поступков, оценок и взаимодействия с окружающими. У детей сформировано умение взаимодействовать в коллективной деятельности детей с разным уровнем возможностей, сформировано умение оказать помощь другим, поддержать, уступить. Таким образом, были сформированы начальные представления о ценностях толерантности.

Дальнейшее углубление решения поставленной проблемы мы видим в превращении ДОУ в открытую социально-педагогическую систему, ориентированную на формирование толерантности у обучающихся дошкольников в условиях инклюзивного образования.

Только толерантное взаимодействие на основе понимания и принятия вариативности способов жизни, уважения физических, психологических, социальных и других особенностей, стремления к диалогическому согласию обеспечивает реализацию равных прав и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их подлинную интеграцию в обществе.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.

 

 

Сценарий. Представление  по  мотивам  сказки Г.Х. Андерсена

 «Гадкий  утёнок»

Характеристика  героев  сказки         

Герои и их характеры:                

Гадкий утёнок        

Добрый, слегка неуклюжий, застенчивый, несчастный.

В конце сказки - счастливый.        

Серая шапочка с клювиком, серая жилетка.

2-ой костюм – белая шапочка с красным клювом, белая  жилетка, крылья, красные тапочки.        

Мама Утка        

Заботливая, хлопотливая, любящая своих детей.        

Коричневая шапочка с красным клювиком, передничек.

Утята        

Весёлые, послушные, беззаботные, но считают себя лучше Гадкого Утенка.        

Желтые шапочки с красными клювиками, желтые жилетки.

Петух        

Гордый, задиристый, заносчивый.        

Шапочка, яркие крылья, разноцветный хвост.

Курочка        

Спокойная, равнодушная ко всему, кроме своих цыплят.        

На голове пёстрая шапочка с маленьким гребешком, передничек.

Цыплята        

Непоседы, шустрые, любопытные.         

Желтые шапочки с маленькими гребешками, желтые жилетки.

Главная Утка        

Самолюбивая, но не злая.        

Шапочка с красным клювиком, крылья коричневые, красные тапочки.

Гуси        

Своенравные, эгоистичные.        

Серые шапочки с красными клювиками, серые крылья, на ногах красные тапочки.

Девочка-хозяйка        

Заботливая, но пренебрежительно относится к Гадкому Утёнку.        

На голове платочек, передник, в руках миска с кормом.        

Деревья        

Недоброжелательные.        

Коричневые сарафаны или комбинезоны,  на голове зелёные шапочки, с прикреплёнными к ним веточками (искусственными)

Лебеди        

Грациозные, благородные.        

Белые шапочки с красными клювиками, белые жилетки, крылья, красные тапочки.

Цели и задачи:

  • Воспитывать добрые отношения друг с другом, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, эмоционально откликаться на эмоциональное состояние: горе, радость, печаль, страх и т.д.  
  • Воспитывать положительное отношение к своему телесному образу.
  • Формировать понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению друг к другу.
  • Помочь детям научиться видеть разные модели социально-нравственного поведения, выделять положительные  и отрицательные стороны во взаимоотношениях между героями. Продолжить учить различать разные эмоциональные состояния и выражать их через жест, мимику, интонацию голоса.

  • Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

Коррекционные задачи:

  • Корректировать отношения детей друг к другу, умение принимать друг друга, оценивая не по внешним данным, а по внутренним качествам.
  • Корректировать отношения детей к себе, помочь высвободить те творческие возможности, которые сковываются ощущением своей некрасивости, невыразительности.

 

Сценарий.

Действие  1

Картина  1.

 На  сцене  декорация  леса.  На  переднем  плане  озеро. В  глубине  в  середине  сцены  стул,  на  нём ( к  спинке)  нарисованное  гнездо.  Мама  Утка  сидит на  стульчике,  гнездо  за  её  спиной.  Утята  спрятались  за  гнездо,  только  макушки  торчат,  на  макушках  белые  шапочки ( как  яички).  Звучит  кассета  « Звуки  леса».

Утка:  Кря-кря,  ну  когда  же  они  вылупятся.  Ах  как  долго.(Вдруг  раздаётся  треск  скорлупы,  по  очереди  появляются  головки  утят,  Утка  радостно  восклицает,  поворачивается  к  ним  и  взмахивает  крыльями.)

Наконец-то!!!  ( Утята  опять  исчезают,  снимают  шапочки  и  неуклюже,  попискивая,  озираясь  кругом,  вылезают  из  гнезда.

Утка:  Кряк-кряк!  (Одобрительно  смотрит  на  утят).  Какие  хорошенькие!  Только  этот  совсем  не  похож  на  остальных  утят,  какой-то  неуклюжий!  (Оглядывает  одного  утёнка)

Утята:  (восхищенно)  Как  велик  мир!

Утка:  Глупышки,  уж  не  думаете  ли  вы,  что  тут  весь  мир?  Сейчас  я  введу  вас  в  общество  и  представлю  на  птичьем  дворе.  Ну,  живо  за  мной! (Утята  выстраиваются  за  уткой,  Гадкий  утёнок  пытается  влезть  в  середину,  его  отталкивают,  клюют,  пока  он  не  оказывается  последним.)

Картина  2.

Под  песню  «Уточки»  утята  вышагивают  за  мамой Уткой  по  направлению  озера.

Мы  уточки,  мы  уточки,

Мы  топаем  по  улочке,

Идём  себе  вразвалочку

И  крякаем  считалочку.

Мама  Утка  гордо  подняв  голову,  и  слегка  покачиваясь,  вышагивает  впереди,  утята,  пытаясь  подражать  ей,  шагают  следом.  Гадкий  утёнок  бредёт  сзади,  всё  время  не  в  ногу.  В  это  время  один  из  утят  спотыкается ,  оглядываясь  по  сторонам,  и  чуть  не  падает.  Гадкий  утёнок  пытается  поддержать  его.  Неловкий  братец  недовольно  отряхивается  и  отталкивает  его  от  себя.  Растерянный  Гадкий  утёнок  опять  встаёт  на  своё  место.

На  начало  припева  утята  подходят  к озеру  и  выстраиваются  полукругом.

Припев:  Кря-кря-кря,  кря-кря-кря,

Что  нам  реки  и  моря!

Раз,  два,  три,  четыре,  пять-

Нас  водой  не  испугать.

Утята  наклоняются  друг  к  другу,  вертят  хвостиком,  прыгают  в  озеро..

2 куплет.

В  воде  не  страшно  уточкам

Ни  капельки,  ни  чуточки.

Ныряют  наши  носики,

Как  славные  матросики.

Утята  плывут  по  кругу,  гордо  смотря  по  сторонам,  руками  делают  движение,  как  будто  загребают  лапами  воду. Мама  Утка  с  любовью  смотрит  на  утят  и  ходит  по  берегу. Выполняют  имитацию  ныряния:  руки  отставлены  назад,  наклоны  туловища.

Припев: (Музыкальное  сопровождение)

Утята  продолжают  плавать   врассыпную,  подплывают  друг  к  другу.  Гадкого  утёнка  как  будто  не  замечают,  проплывая  рядом,  демонстративно  отворачиваются.  Утка  наблюдает  за  утятами.

Утка:  Хоть  этот  последний  и  не  красив,  но  от  других  не  отстаёт,  вон  как  славно  лапками  гребёт.  И  вовсе  он  не  дурён,  если  к  нему  присмотреться.  Кря-кря! (Утка  машет  крылом,  зовёт  утят.)  Дети,  за  мной!

Утята выходят,  строятся  за  мамой  и  под  музыкальное  сопровождение  уходят.

Действие 2.

Птичий  двор.

Картина 1.

Пруд  убирается.  На  сцене  забор,  кадка  с  кормом.  Звучит  фонограмма  «Птичий  гомон»  ( Театральные  шумы.  Буренина.)  С  разных  сторон   выходят  птицы.  Курица  с  цыплятами.  Курица  начинает  рыть  землю,  искать  червячков.  Цыплята  копошатся  рядом:  клюют,  машут  крылышками.  Курица  следит  за  ними,  озабоченно  кудахчет.  Рядом  важно,  высоко  поднимая  ноги,  ходит  петух.  Иногда  он  останавливается  и, наклонив  голову,  свысока  оглядывает  двор.  С  другой  стороны  выходят  гуси, слегка  покачиваясь,  расставив  крылья,  вытянув  шеи.  Они  подходят  к  кадке  и  начинают  есть.  Последней  выходит  главная  Уточка.  Она , высоко  подняв  голову,  ни на  кого  не  смотря,  идёт  медленно,  и  с  достоинством.  Останавливается  посредине,  начинает  чистить  пёрышки,  достаёт  зеркало,  любуется  собой, поправляя  пёрышки.

Картина  2.

Звучит  музыкальное  сопровождение  «Уточки».  Входит  Утка  с  утятами  и  останавливается  у  переднего  края  сцены  с  боку. Она  поправляет  пёрышки  у  утят,  прихорашивает  их.

 

Уточка:  Видите  вон  ту  старую  Утку?!  Она  здесь  знатнее  всех.  Крякните  и  поклонитесь  ей.

Утка  ведёт  утят  к  знатной  Утке,  все  остальные  птицы  провожают  их  взглядом  и  рассматривают.  Утка  и  утята  выстраиваются  перед  знатной  Уткой  в  шеренгу.  Утята,  повторяя  за  мамой,  наклоняют  голову  и  говорят:  «Кряк!»

Петух ( возмущённо)  Ну  вот,  ещё  целая  орава!  Нас  и  так  много! (Подходит  к Гадкому  утёнку  и  рассматривает его  с пренебрежением)

Петух:  А  этот  какой  безобразный!  Уж  его мы  не  потерпим!

Выпятив  грудь,  угрожающе  начинает  наступать  на  него.  

Цыплята:  Урод,  урод,  фу  какой  большой!

Курица  покачивает  головой.

Гадкий утёнок  сжавшись  оглядывается.  К  нему  подлетают  два  гуся,  вытянув  шеи  начинают  шипеть  на  него.  Мама  Утка  встаёт  между  ними  и  Утёнком,  защищая  его.

Утка:  Оставьте  его!  Ведь  он  вам  ничего не  сделал.  Он  не  красив,  но  у  него  очень  доброе  сердце.

Главная  Утка:  Славные  у  тебя  детки,  только  этот  не  удался.  Ну,  да ладно,  будьте  как  дома.

Картина  3.

Под  музыку  входит  хозяйка – девочка.  Она  начинает  кормить  птиц.

Танец  импровизация

Бедного  Утёнка  все  толкают,  ему  не  удаётся  подойти  поближе  к  хозяйке.  Наконец  он  пробивается,  но  девочка  грубо  его  отталкивает.

Утёнок  обиженно отходит,  грустно  смотрит  как  остальные  суетятся.  Клюют,  копошатся.  И  медленно,  опустив  голову,  покидает  птичий  двор.

Действие 3.

Картина  1 

Занавес закрыт.  В  углу  стоит  макет  дерева  с  большим  дуплом.  Действие  происходит  на  авансцене.  Поют  птички. Из-за  кулис медленно  выходит  Гадкий  утёнок.  Щебет  стихает,  свет  постепенно  приглушается,  из-за  противоположной  кулисы  медленно  выходят  деревья. Звучит  шелест листьев,  ветер.  Утёнок и деревья  идут  навстречу  друг  другу.  Деревья качают  ветками,  обходят  утёнка и встают врассыпную.  Окружая  его.  Звучит  вой  ветра,  напряженная  музыка.

Этюд  «В  лесу»: утёнок  идёт  по лесу  между  деревьями,  они  его пугают.  Утёнку  страшно,  он  то  приседает,  то  пытается  спрятаться,  прикрывая  голову  руками.  Деревья  качаются  всё  более и  более  угрожающе.  Утёнок  мечется. Наконец  он  в  углу  замечает  дерево с  дуплом  и  прячется  там.

Ветер стихает, деревья  уходят.

Прошёл  год.

Ветер  стихает,  свет  становится  ярче,  звучат  голоса  птиц, плавный  переход к  звукам дождя,  вою  ветра  и  завывания  вьюги.  В  процессе  звуковой  композиции  свет  приглушается и  в  полной  темноте  на  звуки  завывания  ветра  луч  направляется  на  стеклянный  шар,  чтобы  возник  эффект  снегопада.  Всё  стихает.  Постепенно  зажигается  свет.  Слышны  звуки  леса.

Картина  2.

Занавес  открывается.  На  сцене  озеро, силуэты  деревьев.  Под музыку  грациозно  плавают  лебеди.  Утёнок  в  это время  уже  переодетый  в  костюм  лебедя  сидит  в  дупле.

Утёнок  выглядывает  из  дупла  и  завороженно  смотрит  на  лебедей.

Утёнок:  Ах,  какие  удивительные  птицы.  Я  полечу  к  ним!  Они,  наверное,  заклюют  меня,  но  лучше  погибнуть  от их  ударов,  чем  сносить  щипки  уток  и  кур,  пинки  птичницы,  да  терпеть  холод  и  голод  зимой.

Утёнок  вылетает из  дупла,  подбегает  к  озеру  и  зажмуривается.  Лебеди  подплывают  к нему.

1-ый  лебедь:  Ты откуда,  братец?

2-ой  лебедь:   Какой  ты  красивый!!!

3-ий  лебедь  ласково  гладит  утёнка.

Утёнок  открывает  глаза,  видит  своё  отражение  и  удивляется.

Утёнок:   Неужели  это  я?! (Рассматривает  себя  со  всех  сторон)  Неужели  это  возможно?!  Я  так  счастлив!!!

Звучит  музыка,  лебеди  танцуют.

Голос  за  сценой.

Лебедем  стал  утёнок – урод,

А  что  говорит  мудрый  народ?

«Утром  грустно,  прохладно,  тень,

Но  следом  придёт  солнечный  день!»

Сказкотерапевтический тренинга

по сказке В.Д. Катаева «Цветик-семицветик»

Необходимые материалы: светильник из световолокна, шарф или лента голубого цвета, цветик-семицветик из тонкой бумаги.

Вступление

- Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное – то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Какие чудеса, как вы думаете? И как выглядят эти цветы? (Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы. Например, это были крупные цветы или мелкие? Какого они цвета и т.д.).

Надо ли сказать какие-то волшебные слова, чтобы цветы совершили чудо? Какие слова?

Вхождение в сказку

- У меня тоже есть волшебный цветок (демонстрируется светильник из световолокна). Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того, чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок и представьте себе, как свет от него входит в вашу голову… шею… спину… грудь… живот… мягко-мягко наполняет руки и ноги.

Чувствуете, как волшебная сила наполнила ваше тело? Ну вот мы и в сказке. Она называется «Цветик-семицветик».

Сказка

Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем сзади пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой съела. Обернулась Женя, но уже поздно! Все баранки съедены.

- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Упражнение 1. Догонялки

Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек (на пол кладется шарфик голубого цвета), взбираются на холмик (на стул), спрыгивают с него, снова бегут и т.д.

        Когда включается музыка, дети останавливаются, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (ногах, руках…) усталость, приятные ощущения, тяжелые и т.д.

Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.

Упражнение 2. Плач

        Детям предлагается почувствовать и показать состояние испуга, страха. Ведущий обращает внимание детей на то, что при испуге тело напряженное, скованное, твердое. Затем дети садятся на пол и «плачут». После «плача» все расслабляются в положении сидя. Ведущий объясняет детям, что после того, как человек поплачет, ему становится легче, мышцы его тела сами расслабляются! Детям предлагается понаблюдать, что в расслабленном состоянии лицо спокойное, плечи опущены, руки свободно свисают вдоль тела… Ведущий подходит к каждому ребенку и слегка поглаживает его плечи, руки, голову, спину.

Вдруг откуда ни возьмись – старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Не плачь, я тебе помогу.

И старушка подарила Жене очень красивый цветок. (Демонстрируется цветик-семицветик). У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету).

- Это цветик-семицветик, - сказала старушка. – Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова.

Упражнение 3. Желтый лепесток

        Один ребенок играет роль Жени. Он с помощью ведущего говорит волшебные слова и формулирует заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы я с баранками оказалась дома».

Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома.

Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу.  

Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки. Что делать?

А вы как думаете? Что сказали бы ее родители, братья, сестренки, бабушки...?

Как бы они отнеслись к ее поступку?

Упражнение 4. Семья

        Один ребенок играет роль Жени. Остальные дети выбирают себе роль мамы, папы, бабушки, сестры и т. д. Каждый из «семьи» подходит по очереди к Жене и высказывает ей свое мнение.

Но всего этого в сказке не было. А было другое.

Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова.

Не успела она сказать их, как осколки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая ваза как ни в чем не бывало стоит на месте.

Упражнение 5. Ваза

        Детям предлагается сделать «вазу», т. е. встать тесным кружком, вытянуть вверх руки, прогнуть спину и отогнуть назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка, «ваза разбивается», «осколки» (дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкает, «осколки» срастаются и превращаются в «вазу». Повторяется 3-4 раза.

Пошла Женя во двор погулять, а там мальчики в героев-полярников играют.

- Мальчики, примите меня поиграть, - сказала Женя.

- Ишь, чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс? Это песок да доски.

- Не песок, а море, не доски, а льдины. Уходи, не мешай нам.

- Ну и ладно. А я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на вашем игрушечном, а на всамделишном.

Женя достала цветик-семицветик, оторвала синий лепесток и сказала волшебные слова.

Упражнение 6. Синий лепесток

        Один ребенок (Женя) говорит волшебные слова, вынимает лепесток и приказывает: «Вели, чтобы я сейчас же был(а) на Северном полюсе».

Ведущий обращает внимание на то, что эту фразу следует произносить капризно и упрямо, решительно.

Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, так и оказалась на Северном полюсе, а мороз там — сто градусов!

Упражнение 7. Северный полюс

Ведущий выключает свет и включает музыку.

Детям предлагается покружиться в вихре, отдаться вихрю, чтобы он перенес их на Северный полюс.

Ведущий предлагает детям оглядеться вокруг и рассказать, что они видят и чувствуют на Северном полюсе.

(В случае затруднения ведущий задает наводящие вопросы . Крупные предметы в группе (столы, стулья...) превращаются в медведей, тюленей, льдины.)

Дети активно «мерзнут». Ведущий предлагает описать им свое состояние. Расслаблены или напряжены руки, ноги, спина, шея, лицо.

Дети садятся на пятки. Ведущий предлагает расслабить шею, плечи,  руки, освободиться от напряженности и холода.

- Теперь вам тепло, уютно, приятно. Тело мягкое, спокойное. Вам уже хорошо и тепло, а что же делать Жене?

Женя схватила обледеневшими пальцами цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи: «Лети, лети, лепесток...»

Упражнение 8. Зеленый лепесток

Упражнение проводится аналогично другим упражнениям с лепестками. Ведущий обращает внимание на голос Жени: испуганный, но решительный, громкий.

Роль Жени в этом упражнении можно предложить ребенку неуверенному в себе, с тихим голосом, чтобы активизировать его, пробудить внутренние силы организма.

И в тот же миг она вновь очутилась во дворе. Только с мальчишками Женя решила больше не водиться, а пошла в другой двор играть с девочками. Пришла и видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого кукла.

Взяла Женю досада, позавидовала она девочкам. «Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого много игрушек».

Вынула Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и сказала волшебные слова.

Упражнение 9. Оранжевый лепесток

Ведущий обращает внимание детей на интонацию речи. Слова нужно произносить с чувством превосходства над другими. Ведущий помогает оформить заключительную фразу: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!».

И сейчас же со всех сторон повалили к Жене игрушки: шагали говорящие куклы, катились мячики, ползли, как змеи, скакалки, ехали велосипеды, кувыркались кубики, по воздуху летели миллионы игрушечных самолетиков.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя.

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Уже весь город был завален игрушками до самых крыш. Женя по лестнице — игрушки за ней. Пришлось Жене оторвать фиолетовый лепесток и быстро сказать волшебные слова.

Упражнение 10. Игрушки

        Один ребенок - «Женя», остальные — «игрушки» (ребенок называет себя какой-то игрушкой и показывает, как он будет двигаться и какие звуки издавать). После обсуждения все «игрушки» направляются к «Жене». «Женя» передвигается по всей комнате, спасаясь от «игрушек», в конце концов отрывает фиолетовый лепесток и быстро произносит заветные слова. Все «игрушки» после этого разбегаются.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и увидела, что остался всего один - голубой лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия. Велю-ка я себе, пожалуй, конфет. Или нет ... Лучше мороженого. Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. А может, лучше билет в цирк или велосипед?

Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.

- Мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай побегаем наперегонки.

- Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди.

С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток...»

Упражнение 11. Голубой лепесток

Выбираются «Женя» и «Витя».

«Витя» демонстрирует хромоту и садится на стульчик. «Женя» отрывает лепесток и нежно, с любовью проговаривает слова: «Лети, лети, лепесток... вели, чтобы Витя был здоров».

В ту же минуту Витя вскочил со скамьи, стал вместе с Женей смеяться, бегать и прыгать по полянке.

Упражнение 12. Веселье

Ведущий включает музыку, дети пляшут, прыгают, веселятся.

Анкета для родителей.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

Знаете ли вы, что такое толерантность?

Знаете ли вы, кто такие дети с ОВЗ?.

Как вы думаете, кто из детей относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья?

(нужное подчеркните)

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения и общения;
  • дети с соматическими заболеваниями;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.

В вашем окружении есть дети с ограниченными возможностями здоровья?

Как вы думаете, Ваш ребёнок сможет принять и подружиться  с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья?

Вы сможете объяснить Вашему ребёнку, что его нельзя обижать?

Как вы думаете может  ли ребёнок с ограниченными возможностями здоровья посещать общеразвивающий детский сад?

Если в вашей группе будет ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, Вы будете против?

        Профессиональная компетенция и индивидуальные способности педагога определяют успех в создании благоприятного психологического климата в группе. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы и сотрудничества в группе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми педагогом.

В определении уровня толерантности два полюса:

•        агрессия;

•        доброжелательность.

Насколько Вы добры, поможет определить тест с одноименным названием Тест «ДОБРЫ ЛИ ВЫ?»

1.        У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2.        Товарищ рассказал вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это не так?

3.        Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4.        Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5.        Любите ли вы злые шуточки?

6.        Вы злопамятны?

7.        Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8.        Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9.        Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10.        Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11.        Вы охотно выполняете просьбы?

12.        Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «ДА» на вопросы 1,3,4,7,11

и за ответ «НЕТ» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.

Более 8 очков. Вы добры, любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Менее 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее…        

Семинар-практикум: «Знать, что бы…» для осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение воспитанников.

II  часть - практическая

1.        Упражнение «Имя +»

Каждый по кругу называет свое имя и то, чем он любит заниматься - хобби)

2.        Упражнение «Три моих качества»

Каждый на отдельном листке бумаги пишет свои три отличительные черты характера и сбрасывает листочек в коробку.

3.        Упражнение «Общий ритм»

Сначала все делятся на команды , можно по временам года. Каждая команда вырабатывает свой ритм (участвуют и ноги и руки) и затем все вместе исполняют свой ритм группы – главное не сбиться.

4.        Упражнение «Найди меня»

Как вариант, можно всем вытащить листочки и отдать тому человеку, кому подходят эти черты.

5.        Проведение теста «Игра «Проявляешь ли ты толерантность»

Педагоги отвечают на восемь вопросов и  подсчитывают баллы.

6.        Упражнение «Числа моей жизни»

Каждый называет три числа значимых в их жизни (Х-Х-Х). Идет обсуждение, что эти числа означают в жизни человека.

7.        Теоретическая часть.

Важность формирования толерантного сознания у подрастающего поколения.

Провести обсуждение: каким образом педагог может формировать у детей толерантное сознание и поведение:

•        Посредством сказок. Ребенку важно увидеть образы разного поведения, важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с героями сказок. На примере каких сказок и какой урок можно вынести из прочтения той или иной сказки:

o        «РЕПКА» - дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.

o        «ТЕРЕМОК» - все разные – но живут вместе. Так и нужно жить вместе в мире и согласии.

•        Методом погружения в историю своего народа и других народов (традиции, песни, танцы, подвижные игры).

•        Личным примером.

8. Подведение итогов тестирования.

9. В заключении изготовление посланий.

Каждый на сердечке пишет несколько пожеланий человеку, чтобы стать более толерантным по отношению к окружающим. Послания заворачиваются, в виде узелка с ленточкой и перемешиваются. Затем каждый выбирает для себя послание.

Список литературы:

 1.Декларация принципов толерантности. М.: Наука, 1999.

 2.Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. В. С. Рахмани­нова. —Воронеж, 2002. 130 с.

 3.Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогика, 1997.

 4.Майтес Д. Социальная психология. СПб, 1997. 180 с.

 5.Осипова А. А. Воспитание толерантности. М., 1999. 150 с.

 6.Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 210 с.

 7.Ребер А. Большой Толковый психологический словарь. Т. 2 М., 2000. 355 с.

 8.Рожков М. И., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования // Ярославский педагогический вестник, 2003 № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художе...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...