Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет " веселый поход"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Каленюк Ольга Федоровна

Представленный материал представляет собой методическую разработку по познавательной деятельности с детьми 5-6 лет с элементими экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_pohod.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ННОД

Наименование ОО  Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Солнышко»

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Каленюк Ольга Федоровна, воспитатель, высшая квалификационная категория

1.2.

группа

Старшая группа

1.3.

дата

продолжительность

 Не более 25 минут

Раздел 2.                    Содержание                                                              

2.1.

тема

 «Веселый поход »   (в рамках тематической недели «Реки, моря, океаны»)

2.2.

цель

2.3.

задачи

Образовательные

познакомить детей с компасом (его строением, дать знания о назначении компаса),  продолжать знакомить с профессиями познакомить с профессией эколога.

формировать первоначальные представления об экологической обстановке.

продолжать учить работать со схемами.

Развивающие

продолжать формировать  мышление, память, воображение, внимание….

совершенствовать навыки работы со схемами.

Воспитательные

-совершенствовать  нравственные качества личности  ребенка: желание прийти на помощь

-продолжать развивать умение  общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; способствовать  становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-формировать готовности к совместной деятельности со сверстниками.

- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2.4.

образовательные области

приоритетная

ПР

в интеграции

РР.

2.5.

предпосылки УУД

личностные

- формирование познавательной и социальной мотивации 

-формирование умения прийти на помощь другу.

-воспитание  нравственных ориентиров (малой родине, бережное отношение ко всему живому)

познавательные

Общие навыки и умения:

- сформированность сенсорных эталонов;

- ориентировка в пространстве и времени;

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;

-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

 - умение работать по заданному алгоритму;

- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Знаково-символические:

 - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

 - моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

 Сформированность логических операций:

- классификация (объединение по группам)

- анализ (выделение признака из целого объекта)

- сравнение (выделение признака из ряда предметов)

- обобщение (выделение общего признака из ряда объектов)

- синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам

- установление причинно-следственных связей;

- сериация (установление последовательных взаимосвязей

  Информационные:

 - умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, предметов и т.п.);

 - умение пользоваться простейшими инструментами.

регулятивные

-  умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

- умение работать по инструкции взрослого.

-готовность выбирать для себя материалы из предложенных на выбор.

коммуникативные

Инициативное сотрудничество: - умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

 - формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить монологичное высказывание;

- слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- учитывать позицию собеседника при работе в паре;

- принимать различные позиции во взаимодействии.

 -участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе)

2.6.

виды детской деятельности

познавательно – исследовательская

игровая

коммуникативная

конструктивная

2.7.

Форма организации ННОД

групповая

2.8.

методы и приемы, используемые в ННОД

По внешним признакам деятельности педагога и воспитанников:

- инструктаж;

По источнику получения знаний:

  -словесные;

 - наглядные: демонстрация, схем, таблиц, моделей; использование технических средств; просмотр презентации

 - практические: практические задания; игры; анализ .

По степени активности познавательной деятельности воспитанников

  -частично поисковый;

  - исследовательский;

По логичности подхода:

- синтетический (от частного к общему);

  Методы обучения:

  -проблемные;        

  -поисковые;

   -исследовательские;

    Обучение воспитанников сознательному использованию способов деятельности:

- предпосылки регулятивных УУД (целеполагание, рефлексия…);

- предпосылки познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение …);

Приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, экспериментирование, моделирование и т.д.).

 Методы развития воспитанников:

  1. Методы повышенной познавательной активности

-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

-сравнение.

-метод моделирования и конструирования.

-метод вопросов.

-экспериментирование и опыты.
2.   Методы повышения эмоциональной активности.

-игровые и воображаемые ситуации.

-сюрпризные моменты.

-элементы творчества и новизны.

3. Методы обучения и развития творчества

-мотивирование детской деятельности.

-исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

-прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее).

-игровые приёмы.

-экспериментирование.

-проблемные ситуации и задачи.

-предположения (гипотезы).

2.9.

предварительная работа

с детьми

-

с родителями

Консультация на тему «Дидактические игры в экспериментировании». Изготовление родителями дидактических игр. Проведение совместно с родителями мероприятия «Час игры» «Делайте сами, экспериментируйте с нами» ( приложение №  )

с литературой и

интернет источниками

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
  3. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьёй: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2010. 112 с.
  4. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М., 2002.
  5. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду, 2010, №4.
  6.  Микляева Н.В.Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: метод. Пособие для воспитателей ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
  7.  Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями // Ребёнок в детском саду. 2005. № 5.
  8.  Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007.

9.Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

10. Образовательный портал: http://www.prodlenka.org/

11. Сайт ФГАУ «ФИРО»: http://www.firo.ru

12. ИД "Воспитание дошкольника" http://dovosp.ru

13. «Обруч» - иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей http://www.obruch.ru

14. Сайт: Детская психология для родителей. http://psyparents.ru/

2.10.

оборудование

для педагога

компьютер

для детей

Схемы ,рюкзаки(на каждого),блюдце, графин с водой, ножницы ,небольшой кусочек картона, картинки с изображением предметов (котелок ,палатка, спальный мешок, компас, фляжка для воды и др),схемы- карточки ( на подгруппу) для изготовления фильтра, вата, бинт, бумажные салфетки. (приложение 4)

Раздел 3.                                                                                                

Структура ННОД

Продолжительность части

Содержание ННОД

Целевые ориентиры

                    Комментарии

3.1.

Вводная часть

2-3 мин

Воспитатель обращает внимание детей на рюкзаки.

 В. Ребята, посмотрите, что это? Какие красивые рюкзаки. А кто носит рюкзаки?

Д. Школьники, туристы

В. Когда туристы одевают рюкзаки?

Д. Когда отправляются в путешествие.

В. Может и нам отправиться в путешествие?

А каким должен быть путешественник?

Д. смелым, умным…..

В.А где можно путешествовать?(…..) у меня есть карта, рассмотрите внимательно, она вам ничего не напоминает?( нашу группу) значит можно путешествовать и по группе.

   Мы свами совершим путешествие ….( одеваем рюкзаки)

Активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Организационный момент.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя.

нельзя торопить детей с ответами

3.2.

Основная часть

8-9

1.В А что же надо взять с собой в путешествие?(…)В этом нам помогут карточки, рассмотрите и скажите , какие предметы нам понадобятся в походе?

Задание № 1 Д/И « Соберемся в поход»

Вос На карте стоит значок, следуя по карте надо найти такой же значок в группе.(дети находят значок) .Здесь задание- нужно правильно собраться в поход. Карта у нас уже есть, а какие предметы нам понадобятся еще? А еще в походе не обойтись без компаса. Компас это специальный прибор по которому можно определить стороны света, а значит и отыскать верный путь

.( Рассматривание компаса).

Вос. А давайте представим ситуацию, что у нас нет компаса, как нам идти? Компас можно сделать своими руками. Для этого нам понадобится блюдечко с водой, маленький листок бумаги и намагниченная иголка.

Задание №2 «Собери компас»

С помощью схемы нужно собрать компас.

Проверяем сделанный компас по- настоящему компасу , обратить внимание на то, что конец иголки всегда показывает на север, находим стороны света( прямо – север, сзади –юг, с права- запад, с лева- восток)

В .Ребята, как вы думаете, удобно брать такой компас в поход? Почему? (вода может разлиться, можно уколоться иголкой…)

 Какой карте обозначен следующий пункт назначения?  «компьютер». Движемся по карте.(значок компьютер)

Задание №3. «Составь предложение ..»

Рассмотреть фотографии рек (в презентации) : Иркута, Олхи, Ангары, и озера Байкала.Предложить детям составить предложения , где бы присутствовало название рек и оз. Байкал.(с помощью  палочек Кюизенера)Обратить внимание на то , что в конце предложения всегда ставится точка.

Какой же следующий пункт ? Следуем по карте.

Задание №4

Динамическая пауза. (Выполнение движений)

Перечислим хором

Водные просторы: (шагаем)

Лужа, озеро, река,( имитация движений «волны»)

Пруд, ручей и водопад.(приседаем)

Крикнуть нам еще охота:( руки «трубочкой»)

- Море, океан, болото!

Эти водные просторы

Покорить должны мы скоро!(подскоки)

- Продвигаемся дальше. Где следующий пункт нашего маршрута? ( значок лаборатория)

 И куда же мы попадаем? Что это значит? Мы оказались, в лаборатории. Значит сейчас мы будем с вами учеными экологами ( дети одевают фартуки)

Небольшая беседа об экологической обстановке на реках и озерах нашего края.

Ребята, а что произойдет, если люди будут продолжать загрязнять реки  и озера? А что помогает в очистке рек и озер? Правильно, люди должны перестать загрязнять воду, а загрязненную как можно очистить? Я вам подскажу - это очистные сооружения. И сегодня мы с вами как настоящие экологи будем очищать воду. Предлагаю рассмотреть воду из загрязненного источника . Какая вода?(……)

Проверим, станет ли прозрачной вода?»

- Обратите внимание у вас на столе лежат схемы.1 схема сборки корпуса для фильтра. 2 схема сборки самого фильтра.

Материал:  корпус фильтра пластиковая бутылка объемом 1,5-2 л. (готовая к изготовлению фильтра), крышка с отверстием. фильтр: марля, вата, бумажные салфетки.

Способ изготовления фильтра для воды: пластиковую бутылку объемом 1,5-2 л., разрезают так, чтобы горловина составляла 1/3 от бутылки, в крышке делается отверстие (для стока воды). В получившуюся воронку, укладывается, изготовленный фильтр.

Опыт: В изготовленную установку вливается  загрязненная вода, вода, проходя сквозь фильтр, приобретает прозрачность.

Обратите внимание , что вода действительно стала прозрачная.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Обладает элементарными представлениями из области живой природы,

 может выражать свои мысли и желания, может

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 Ребенок  подвижен, вынослив, владеет основными

движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Интересуется

причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям

природы  склонен экспериментировать

Проявляет инициативу и

самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим

людям и самому себе, у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

Способен договариваться, учитывать

интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

дети подбирают карточки с изображением предметов , которые по их мнению им понадобятся в походе. Спросите, зачем нужен тот или иной предмет. Попросите обосновать выбор ребенка.

Постарайтесь дать полную свободу действий детям во время изготовления компаса, но воспитатель сам кладет   иголку на лист картона (так как ребенок может уколоться), но об этом надо попросить детей  «можно я вам немного помогу..»

.

Методические указания: педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным, грамматически правильно оформленным предложением. Спросить из скольких слов состоит предложение, какое первое , какое второе и тд.

Если ребенок затрудняется по ходу педагог задает наводящие вопросы, при необходимости дает образец предложения.

Динамическая пауза способствует развитию пластики, развитию общей и мелкой моторики, выразительности голоса, мимики. Динамическая пауза переход между видами деятельности, снятие физического и эмоционального напряжения.    

Можно попросить детей придумать движения самостоятельно.

Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта.

 Овладение способами действия, применение знаний, умений и навыков

Во время изготовления фильтра, воспитатель не вмешивается в деятельность детей, помогает только по просьбе детей или с их разрешения.

3.3.

Заключительная часть

2-3

В. Какие хорошие у нас получились фильтры из чего вы их сделали?(...)

В.ребята, как вы думаете, что надо делать чтобы люди не загрязняли водоемы?

Д …)

В  А если нам нарисовать плакаты, в защиту рек и оз. Байкал ?

(Дети уходят рисовать плакаты, материалы для рисования подбирают самостоятельно)

Воспитатель дифференцировано подходит к оценке результатов детской деятельности.

Переход из образовательной деятельности в игровую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми и родителями "Дом нужен каждому"

Занятие для воспитателей с детьми подготовительной к школе группы направлено на формирование у детей любви к родной природе; ознакомлению с заповедной зоной родного края....

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста с ЗПР «В гости к нам зима пришла».

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста  с ЗПР    «В гости к нам зима пришла»....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Веселая математика» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группыТема: «Веселая математика» (образовательная область «Формирование элементарны...