Обобщение опыта "Экперементирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дете дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

Олейник Светлана Григорьевна

Выступление по теме на августовском совещании работников дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Экспериментирование как основа познавательно – исследовательской деятельности дошкольного возраста»

      С.Л. Рубенштейн писал «Для ребенка нет ничего естественнее , как развиваться, формироваться, становиться тем , что он есть, в процессе воспитания и обучения» .

      Традиционный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками  состоит в погоне за определенными результатами . Вместе с этим очевидно, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний , а тип их усвоения, не результат , а путь к нему. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания , чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он умеет применять.

      Природа снабдила растущего человека невероятной любознательностью , сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Любопытство, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения.

    Говоря о способах познания, свойственных детям раннего возраста и младшим дошкольникам ,  педагоги нередко цитируют А.В.Сухомлинского» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». При этом доля форм работы,  обеспечивающих детям возможность познавать мир в соответствии с данным постулатом, традиционно катастрофически мала. В рамках так называемые непосредственно образовательной деятельности преобладают типовые занятия,  на которых сообщаются готовые знания, адресованные не «кончикам пальцев», а ориентированы на крайне слабо развиты в данном возрасте слуховое и зрительное восприятие абстрактной информации.  Эффективность и его гуманизация возможны лишь в том случае , если взрослые перестанут настойчиво навязывать детям несвойственные способы познания.

    Термин Экспериментирование  означает практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств , связей и зависимостей. Эта деятельность не задается заранее взрослыми в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений. Действуя самостоятельно , производя пробы поискового и подражательного характера , ребенок приобретает личный опыт экспериментирования.  

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников , ориентируя нас педагогов на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы , позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников в видах детской деятельности. С утверждением ФГОС дошкольного образования данная деятельность дошкольника вышла на новый этап развития.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей.;

- склонен наблюдать , эксперементировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и очень актуальна.

Именно поэтому я выбрала направление своей работы по теме «Экспериментирование как основа познавательно- исследовательской деятельности дошкольников».

 Для начала я поставила для себя цель своей работы: Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс эксперементирования.

Для достижения цели были сформулированы задачи :

- изучила и проанализировала данную проблему в научно-методической литературе;

- выстроила систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности младших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

- создала предметно-пространственную среду стимулирующую развитие познавательной активности

- повысила компетентность родителей и педагогов в развитии познавательной активности младших дошкольников.

Для решения всех поставленных задач поданной теме я изучила научно-методическую литературу, составила перспективный план по экспериментированию на год , учитывая возрастные особенности детей  распределяя изучаемый материал по временам года. Занятия запланированы не реже одного раза в неделю. Работу с детьми второй младшей группе по экспериментированию планирую по трем направлениям:

- организация взаимодействия с детьми ;

- организация предметно- пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности;

- взаимодействие с педагогами и родителями.

Для начала создала условия в группе, в группе был создан уголок экспериментирования .Задачи уголка : развитие первичных представлений, наблюдательности, любознательности ,активности мыслительных операций(анализ, наблюдение, обобщение , сравнение); формирование умений комплексно обследовать предмет.                                                                         В содержании уголка экспериментирования входит:

- место для постоянной выставки , где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы( раковины, камни, кристаллы и др.)

- место для оборудования и приборов;

- место для хранения природного и бросового материала;

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов(« песок-вода»).                                                                        Уголок постоянно пополняется новыми материалами , что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт , утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.                                                                             С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно нами используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности, в режимных моментах ( пример: во время умывания дети знакомятся со свойствами воды :тепля -холодная , течет - не течет, можно смывать грязь с рук и т.п.) , во время прогулок наблюдаем за объектами живой природы , знакомимся со свойствами сухого и мокрого песка, играем с солнечными зайчиками .
С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.                                                                                                      
                                           

                                       

Мы с детьми проводим следующие эксперименты:                                                                                                                                   эксперименты с воздухом                                                                   «Игры с веерами и султанчиками» где знакомятся с движением воздуха – ветром; «Вертушка» ; «Двигаем предметы»; «Он в мешке»; «Реактивный шарик»; «Ветер по морю гуляет».

Эксперименты с водой                                                                                        "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

«Помошница - вода»; «Что в банке?»; «Холодное –горячее»; «Надувание мыльных пузырей»; «Узнаем какая вода»; «Разноцветная водичка»; «Тонет ,не тонет, плавает».

«Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода.
Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. Я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий.»Бусы для мишки» дать понятия о свойствах и качествах льда»;

Эксперименты с песком                                                           Знакомясь со свойствами песка в опытах дети познакомились с тем , что песок можно сыпать , пересыпать, из мокрого песка лепить формы , можно рисовать на мокром песке  и т.д.
«Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить; »Норки для ежат» «Свойства песка»(состоит из песчинок , рыхлый, мелкий, легко сыплется, на песке остаются следы , мокрый темнее сухого.)
«Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень, «Солнечные зайчики», Играем с солнышком»(определяем какие предметы нагреваются лучше :темные или светлые ,на  солнышке или в тени.)
Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей. Например, в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.
Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы.                                                                                          

В своей работе непосредственно с детьми я использую различные формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- наблюдение;

- опыты;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- развлечения.

Одним из требований к содержанию разрабатываемых мной занятий является ориентация на интересы и потребности, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Работаем с детьми подгруппами чтобы каждый ребенок мог проявить себя, попробовать, себя в роли исследователя. Экспериментирование проводим следующим образом:

- перед детьми ставится проблема;

- поиск путей решения проблемы ;

- проведение наблюдений, поисковая деятельность, опыты;

-результат;

- вывод.                                                                                                                    Работая в этом направлении тесно взаимодействую с педагогами , обмениваемся опытом подготовила выступление на педсовет по теме «Детское экспериментирование», принимала участие в конкурсе уголков экспериментирования, участвовала в семинаре «Юный ииследователь».

Известно что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителем и педагогом. В индивидуальных беседах , консультациях, на родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям , поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельновыяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.                                                             Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома .Например:» Цветные льдинки», также родителям были предложены игры.

Привлекаю родителей к пополнению уголка экснериментирования. Взаимодействие с родителями ,увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателю ,делятся впечатлениями

Использование экспериментальной деятельности является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов, ознакомления детей с окружающим миром , развитие любознательности. Очень важно анализировать вместе с детьми полученных результатов и делать вывод.

В результате организации детского экспериментирования я пришла к выводу , что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, об объектах неживой природы их свойствах. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы, подтверждать предположения , делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность, целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...