"Птицы зимой"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Малыгина Ирина Валентиновна

познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл познавательное развитие96.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Птицы зимой.»

Формирующие задачи:

- Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.

- Воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу;

- Формировать активный и пассивный словарь детей;

- Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Развивающие задачи:

- Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;

- Развивать эстетическое восприятие; творческие способности.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание трудиться;

- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Предварительная работа: 

- Создание предметно-развивающей среды.

- Чтение художественной литературы: "Страшная птица" А. Барто, "Птичка" В. Жуковский.

- Рассматривание иллюстрации "Птицы"

- Целевая прогулка : "наблюдения за птицами".

- Работа над развитием артикуляционного аппарата.

- Подвижная игра: "Воробушки и автомобиль".

Словарная работа:

- предметы: ворона, воробей, снегирь, синица, голова, крылья, хвост, лапки, перья, снежинки, вьюга;

- действия предметов: кормить, любить, ухаживать, согревать, летают, дует.

Признаки предметов: красивые, легкие, пушистые, белоснежные, красный, желтый.

Ход занятия

Организационный момент (звучит аудио запись Вивальди "Зима").

Вос. Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети. Зима.

Вос. Правильно, зима. Ребята, послушайте красивую музыку. Слышите, наступают холода, морозы. С неба падают красивые, пушистые, легкие белоснежные снежинки. И зимняя вьюга кружит их. Ребята, давайте превратимся в красивые снежинки, и покажем, как снежная вьюга нас кружит.

 (Дети под музыку вживаются в образ снежинки.) В момент наилучшего вживания в образ ребенку задается вопрос.

Вос. Вера, какая твоя снежинка?

Дети: Красивая.

Вос. Лена, какая твоя снежинка?

Дети: Снежная, пушистая.

Вос. Полина, какая твоя снежинка?

Дети: Легкая.

Вос. Ваши снежинки пушистые, легкие, красивые. Вы, снежинки, покружитесь и в ребяток превратитесь. Ребята, посмотрите, мы приземлились в зимнем лесу, давайте присядем на пенечки и посмотрим, кто же живет в этом лесу.

Основная часть.

Рассматривание изображений птиц.

Воспитатель показывает картинки с изображением птиц.

Вос. Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите

Дети: Снегирь.

Вос. Какая грудка у снегиря?

Дети: Красная.

Вос. Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.

Дети: Синичка.

Вос. Какая грудка у синички?

Дети: Желтая

Вос. А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?

Дети: Кар-кар-рр

Вос. Какая ворона?

Дети: Большая, черная, сердитая.

Вос. Покажите мне, как ворона сердится.

Дети изображают ворону, передавая ее грозный вид.

Вос. Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная!!! Поэтому она так сердится.

Метод "если бы" (предлагаем детям пофантазировать).

Вос. Ребята, если бы ворона умела говорить, что бы она нам сказала?

Дети: Кар-кар! Холодно, дайте крошек.

Вос. Правильно, ребята, ворона голодная и мы с вами обязательно покормим птиц.

Вос. А кто это маленький, серенький?

Дети: Воробей.

Вос . Как чирикает воробей?

Дети "Чик-чирик!

Вос. Что же с ним случилось?

Дети. Он замерз, хочет кушать.

(аудиозапись: звуки зимней вьюги)

Вос. Да ребята он замерз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает. Как дует зимний холодный ветер? У-У-У:

Дети: У-у-у.

Вос. Как холодно воробушку зимой на веточке? А-а-а!!!

Дети: А-а-а!!!

 (Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)

"Воробушек"

У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).

Вос. Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Вьюга все дороги замела, нужно птичек найти и согреть. Вы, ребята, посмотрите, под елочкой что лежит?

Дети: Снежные комочки.

Вос. Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.

Упражнение: "волшебный комочек". Развитие мелкой моторики.

(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)

Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.

Развитие плавного длительного ротового выдоха.

Вос. Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием). Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.

Вос. Мы посадим птиц на веточку, они будут слушать наш рассказ.

Работа с алгоритмом. Схема: "части тела птицы" (голова, крылья, хвост, лапки, перо.)

Вос. Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что вы видите на схеме?

Дети: Голова, крыло, хвост, лапки, перо.

Вос. Кому они принадлежат?

Дети: Птичкам.

Вос. Правильно, это части тела птицы. Я вам предлагаю поиграть в игру: " Что у человека, что у птицы?" Будьте внимательными.

Сравнение строения человека со строением птицы.

Вос. У человека голова, а у птицы?

Дети: голова.

Вос. У человека руки, а у пиццы?

Дети: крылья.

Вос. У человека ноги, а у птицы?

Дети: лапки

Вос. У человека волосы, а у птицы ?

Дети: перья

Вос. У птицы хвост, а у человека?

Дети: Нет хвоста.

Продуктивный вид деятельности.

Вос. Ребята, давайте поиграем в волшебников

Вос. Вы, ребята, покружитесь, в волшебников превратитесь и создайте сказочную птицу.

Метод - агглютинация.

На подносе у каждого ребенка из пластилина детали птицы, но одной не хватает: крыла, хвоста и т д., на втором подносе - детали заместители. Дети подбирают себе нужные детали, фантазируют и создают сказочную птицу.

Результат: сказочные птицы.

Воспитатель предлагает детям отнести своих сказочных птиц в лес и посадить их на кормушку.

Вос. Дети, в нашем лесу будут жить ваши сказочные птицы.

Вы, волшебники, молодцы, а сейчас вы покружитесь и в ребяток превратитесь.

Физминутка: "Сказочные птицы".

Вот на ветках, посмотри,

(Опущенными руками хлопают себя по бокам)

Сказочные птицы

(Показывают грудку руками)

Распустили пёрышки,

(Мелко потряхивают кистями опущенных рук)

Греются на солнышке,

Головой вертят,

( Повороты головы влево - вправо )

Улететь хотят.

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что птицы улетели с веточки.

(Во время творчества детей воспитатель убрал птиц.)

Вос. Ой, ребята, а где же наши птички? Что- то не видно...

Вос. Наши птички улетели. Нет снегиря, синички, вороны, воробья. Где они спрятались? Посмотрите под столом .Посмотрите на стуле. Посмотрите за елкой.

Дети выполняют указание. Находит птиц за елкой (картинки с изображением птиц на кормушке, под ёлкой, на ветке).

Закрепление предлогов: ЗА, ПОД, НА.

Дети проговаривают, что изображено на картинке.

Воробей сидит под елочкой

- Ворона сидит за кустом

- Синичка сидит на кормушке.

-Снегирь сидит на ветке.

Вос. Вы, ребята, молодцы, нашли птичек. Давайте составим про птичек рассказ.

Заключительная часть

Игровая деятельность детей.

Рассказ о птицах (алгоритм)

Вос. Дети, рассмотрите картинки. Что вы видите на этой картинке?

Дети: зима, снег.

Вос. Какая зима?

Дети: Холодная.

Вос. Какой снег?

Дети: Белый, пушистый.

Вос. А на этой картинке?

Дети: Прилетели снегири.

Вос. Что вы видите на картинке?

Дети: Семечки.

Вос. Кому нужны семечки?

Дети: Птицы любят семечки.

Воспитатель показывает картинку с изображением детей, которые кормят зимой птиц. Дети рассматривают внимательно.

Воспитатель предлагает составить рассказ, используя свои предложения.

Вос. Ребята, составьте рассказ по этой картине.

Дети составляют рассказ по алгоритму.

Вос. Молодцы, ребята, вы составили хороший рассказ, и мы его назовем "Мы любим птиц".

Вос. Мы тоже пойдём кормить наших птичек.

Вос. Вы, ребята, очень добрые, заботливые, любите птиц. Молодцы!!

C:\Users\1\Desktop\CKhajOZuUY8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...