Развитие музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора
методическая разработка на тему

Макарова Марина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_razvit._muz._spos.-folklor.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Развитие музыкальных способностей у детей средствами

                                 музыкального фольклора

   «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём  культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные

отличия сохранятся и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием

душ, а не только передачей знаний».

                                                                                                  Д.С.Лихачёв

Каждая  образовательная  область  вносит  свой  вклад  в формировании              человека, который будет жить в новом тысячелетии.

 Музыкальное искусство, представляет  детям  возможность  осознать себя,

 как       духовно – значимую личность, развить способность художественного,  эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.

С древнейших  времён  музыка  сопутствовала человеку, была для него    естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, труде. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

     Развивать человека гармонически, пробуждать его творческие силы – идёт от    мыслителей древности. Философы той поры придавали музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они  интересовались проблемой музыкально – творческого  развития человека, хотя  собственно способность  к  музыкальному  творчеству  ими  не изучалось.  (74.с.155)

Именно замечательный русский учёный – мыслитель М.Ломоносов, будучи   большим знатоком и  любителем народного пения, обратил  внимание  на

большие воспитательные возможности фольклора. (81.с.91)

Великий Л.Н. Толстой считал, что одновременно с родной речью ребёнок

должен учиться родному музыкальному языку. (83.с.275)

Одоевский А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор  в

процессе обучения детей. Именно у него можно найти мысли об эстетическом  воспитании детей на базе фольклора. Проблема развития музыкальных способностей активно разрабатывалась зарубежными и отечественными  психолагами  и педагогами (Гилфрод Д., Выготский Л.С., Теплов В.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А.)

Однако,  долгие годы формирования основ духовной и  эстетической  культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось,

не воспитывалось, отношение к нему как  к национальному  достоянию.

Россия конца 20 – 21веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие

 и старшие поколения. Отказ от народности  в воспитательном процессе ведёт  к бездуховности.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства. Возродить и передать сохранившиеся до

наших дней  ценности традиционных  народных  культур  подрастающему  поколению.

Исходя из  вышеизложенного,  позволило выделить проблему, которая

заключается в приобщении детей к истокам русской народной культуры. Эта проблема очень актуальна, которая определила выбор направления моей работы.

Цель работы:   разработать и апробировать технологию по развитию

 музыкальных способностей  детей средствами музыкального фольклора.

Чтобы реализовать цель, поставила задачи.

                                                     Задачи

 1.Систематически использовать в практике разновидности жанров  народного

   творчества  в развитии музыкальных способностей  дошкольников.

2.Расширить представление о традициях, обычаях русского народа.

 

3.Побуждать детей интересоваться предметами русского быта.

4.Обогащать словарный запас терминами.

      5.Выделить компоненты, критерии, показатели музыкальных способностей.

6.Разработать технологию развития музыкальных способностей.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров -  прибаутки,

небылицы, скороговорки, игровые и плясовые  песни, загадки, игры и хороводы

с напевами, театрализованные представления и фольклорные  праздники,

ярмарки,   театрализованные сказки.

На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный,  воспитательный и развивающий  эффект.

Работа по музыкальному воспитанию ребёнка, по обучению его пению – дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному или хоровому народному пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система. В систему такого вокального воспитания  входит развитие основных  певческих  навыков: правильного естественного дыхания, протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчётливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На  музыкальных занятиях  навыки пения я прививаю детям  постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Перед исполнением песни дети исполняют простые попевки, прибаутки, которые важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Большое внимание на музыкальных занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для ребят является чистота интонирования. Поэтому в своей работе также использую небылицы и скороговорки.

Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую всё поставлено « с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в них: мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; медведь, как птица летает в облаках и т.д. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление, стимулирует познавательную деятельность. Небылицы были использованы на фольклорных, календарных праздниках: «Масленице», «1 апреля», «Ярмарке», которые проводились в нашем детском учреждении.

Не каждому из детей удаётся повторить и скороговорки с первого раза. Но весёлая словесная игра увлекает их.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок  музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять  скороговорку,  интонируя  её на простую мелодическую попевку,  легче, чем  просто произносить. Музыкальные скороговорки использую в своей работе по совершенствованию вокальных навыков, чёткого произношения слов, правильной дикции.

В своей работе на музыкальных занятиях,  театрализованных  представлениях, праздниках  использую и загадки.

В них богатая выдумка, остриё, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или

намёком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность.

 Одни состоят из простого  вопроса,  другие похожи на задачки. Легко отгадывает задачки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а так же умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту  и богатство его, то всякий мудрёный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

На занятиях  дети с удовольствием слушают не только композиторскую, но и русскую народную музыку, определяя характер, темп  мелодии. Под музыку

 дети чётко показывают ритм  не только хлопая в ладоши, но и играют на детских шумовых музыкальных инструментах. Поэтому посредством фольклора формируется и музыкальный слух ребёнка.

Наибольшее предпочтение на музыкальных занятиях, дети отдают народной игре и хороводам.

Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника  выйти победителем. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии.

Хоровод – это жанр, который  включает в себя элементы театрализованного действа и  хореографии. Отмечает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражён народный быт, красота родной природы. Участвуя  в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребёнок будто переносится в иной мир, становится царевной или царевичем, ясным соколом и белой лебедью. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актёром и плясуном увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.

Произведения  народного творчества  могут жить присущей им жизнью: ведь сказка  должна  сказываться, загадка загадываться, игра – играться: песня только тогда и песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но и прежней, настоящей – устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. Успех фольклорного праздника  во многом  зависит от того, насколько готовы  к нему

не только дети, но и взрослые.

Каждый  ребёнок  может  принять  участие  в  ярмарке,  даже  он  не  является участником постановки, он  может быть вовлечён в действие тем, что станет участвовать  в играх  вместе с актёрами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребёнку соответственно

его возрасту и творческим  возможностям. Можно с точностью сказать, ярмарка объединяет  в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным  время  провождением русского народа в былые времена и остаётся весёлым праздником в жизни современных детей.

                                                             

 В дошкольном учреждении созданы условия для творческого развития детей. Открыт  мини – музей «Русская изба». В нём  дети знакомятся с народным прикладным искусством, с предметами быта. Дети, играя, приобщаются к народным традициям, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществить без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми. Этому способствует следующие формы совместной деятельности.

*индивидуальные консультации

*практикумы (совместные праздники и развлечения)

*подбор тематического фольклорного  материала.

Разработан план  мероприятий с педагогами и специалистами.

Успешное развитие детей в детском саду невозможно без помощи активного участия и помощи родителей.

Привлечение родителей к решению поставленных  задач осуществляется через просмотр и участие в праздниках.

Таким образом, в процессе своей деятельности использую различные формы, виды, содержания работы, направлены на всестороннее и гармоничное развитие детей. Хотелось бы заметить, что работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры следует рассматривать как одно из направлений моей работы, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на  развитие ребёнка в целом.

Опыт работы по данной теме представила педагогам района на предметно – педагогическом цикле «Музыкальное воспитание дошкольников»  -2010 – 2011г.

Разработала  методические рекомендации:

« Весёлые попевки»

«Игры и хороводы»

«Народные песни»

«Шумовой оркестр»

«Народные праздники»

Результатом  моей работы  считаю диагностические  исследования.

Детское музыкальное творчество определено рядом  показателей, каждый показатель имеет уровневую дифференциацию:

1.Восприятие музыки

2.Пение

3.Музыка и движение

4.Музицирование

5.Песенное творчество

6.Танцевальное творчество

7.Музыкально – игровое творчество.

                                                             

 В диагностическом  исследовании  приняли  участие  дети  подготовительной группы. Диагностика  проводилась в начале года  -сентябре 2010г., середине -феврале 2011г. и в конце года – мае 2011г. Сравнительные  результаты

диагностик показали, что уже в середине года дети достигли высокого уровня развития музыкальных способностей по всем показателям.

Так из диаграмм  видно, что увеличилось в %-м соотношении количество детей,

имеющих  высокий  уровень  музыкального  творчества.

Анализируя итоги своей работы, можно заметить, что развитие музыкальных способностей у детей средствами  музыкального фольклора достигли  высоких результатов.

В рамках реализации обозначенной цели по приобщению детей к истокам русской народной культуры планируется проведение музыкальных досугов для детей, русских ярмарок, театрализованных представлений, посиделок, а также введение в мероприятия сотворчество  многонациональностей.

Учить детей сочинять потешки, четверостишия, интонировать на свой мотив.

В ходе поддержания преемственности  между детским садом и семьёй планирую

совместную концертную деятельность родителей и детей по музыкальному фольклору.

Именно сейчас  к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых

народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

                                                 Библиография

1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский  

                           фольклор – М.,1999

2.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка, М. Просвещение,1988

3.Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор – М., 1999

4.Науменко Г. М. Народный праздник в песнях, сказках, играх, обрядах –М.1999

5.Народные праздники в детском саду (Зацепина М.Б., Антонова А. В.) – М.,2006

6.Программа  эстетического  воспитания (Комарова Т.С, Антонова А.В.,

    Зацепина М.Б.) –М.,2002

7.Стариков К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".

Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...

Консультация "Развитие артистических способностей у детей на музыкально - ритмических занятиях"

Консультация "Развитие артистических способностей у детей на музыкально - ритмических занятиях"...

Статья на тему: Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест сред...

Развитие музыкальных способностей дошкольников по средством музыкально-дидактических игр

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

Проект: «Развитие музыкальных способностей у дошкольников средством музыкального творчества с элементами театрализации»

Проект направлен на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников средством инсценирования песен, музыкальной драматизации и театрализации небольших сказочных сюжетов....