консультация, выступление на педсовете
презентация на тему

Сидорова Лариса Сергеевна

консультация, выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vystuplenie_na_pedsovete.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РОЛЬ МУЗЫКИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»

ПОДГОТОВИЛА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

СИДОРОВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА.

             Всё более актуальной становится проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательных учреждениях и поиск путей её решения. Музыкальное воспитание ребёнка, как важнейшая составляющая его духовного развития, может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности ребёнка. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

            Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Большое значение для ребёнка имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса. Звучание музыки фоном в режимные моменты создаёт эмоционально комфортный климат в группе, способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию ребёнка.

              Психологами установлено, что с помощь музыки легче устанавливается контакт между людьми, красивая музыка доставляет радость, благотворно влияет на организм человека. Поэтому они советуют начинать день со звучания музыки. Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека они слышат нежную, чарующую музыку. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребёнку в детском саду хорошо и комфортно.    

       Принцип, по которому должны отбираться произведения, - это красивая мелодия и светлый настрой и,  конечно же это должна быть классика. Гармония и особое благородство классических произведений удивительно хорошо «ложатся» на детское восприятие. Самый подходящий композитор для детей, как считают музыканты и психологи, конечно же,   В.А.Моцарт. О благотворном влиянии музыки Моцарта на психику человека любого возраста написано много научных работ, и секрет этого влияния до сих пор не разгадан. Среди любимых детьми произведений Моцарта – «Музыкальная шкатулка», «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш», также рекомендованы для прослушивания произведения Чайковского, Баха, Бетховена, Вивальди, Штрауса.

       Фоновая музыка должна звучать и на занятиях. Педагог должен ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодию, темп, ритм). Это могут быть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию и физкультуре.

 

        При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Это занятия по математике, ручному труду и конструированию. Степень активности восприятия музыки определяет педагог, ведь некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И.Чайковского и  А.Вивальди «Времена года», произведения В.А.Моцарта.      

      Так, слушая немного печальную, но светлую музыку на занятиях по рисованию, дети часто создают рисунки в воздушных, почти прозрачных тонах, используя серебристую, голубую и розовую краски. А звуки марша многих вдохновляют на использование ярких оттенков – красного, оранжевого. На занятиях по ознакомлению с окружающим можно обратиться к музыке явлений природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов. Это может быть журчание ручья, пение птиц и т.д. А вот на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности рекомендуют использовать звучание музыки только фоном.

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащается «словарь эмоций» ребёнка.    

           Ведь это здорово, когда прогулка проходит под музыку. Бодрые и весёлые аккорды музыкальных произведений оживляют движения детей, задают определённый жизненный ритм. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребёнка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.

       Одним из методов расслабляющего воздействия на ребёнка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Это должны быть специально подобранные произведения – колыбельные – для засыпания и бодрые, весёлые – для пробуждения.

Под воздействием спокойной, нежной мелодии колыбельных у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. А когда звучит бодрая и весёлая музыка при пробуждении, ребёнок восстанавливает свое эмоциональное и физическое состояние.

        Большое удовольствие получает ребёнок,  не только слушая музыку, но и подыгрывая на музыкальных инструментах, поэтому в свободной деятельности детей можно предложить им – металлофон, маракасы, бубен.

Освоить игру на этих инструментах не составит труда для ребёнка, а удовольствия он получит море. В дальнейшем можно организовать концерты, викторины и выступления для родителей. Для этого не обязательно быть музыкантом-виртуозом. Живые звуки инструментов в любом случае обладают способностью «брать за душу». И даже отдельные красивые звуки могут представлять собой маленькое чудо. Научиться замечать такие чудеса, удивляться и радоваться красивым звукам, причём и не музыкальным – это может быть шуршание листвы, шум дождя, пение птиц, - всё это тоже особое искусство: искусство ценить красоту мира.

       Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребёнка. Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости ребёнка в реальной жизни.

      Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Используемая литература:

1.Дошкольное воспитание №6 2007год.

2.Дошкольное воспитание №2 2004 год.

Примерный репертуар фоновой музыки.

УТРО.

1.В.А.Моцарт «Музыкальная шкатулка»

2.П.И.Чайковский «Марш», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3.И.Штраус «Сказки Венского леса», «На прекрасном, голубом  Дунае»

4.Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик», «Весёлый марш»  

5.А.Вивальди «Времена года».

ПРОГУЛКА.

1.А.Т.Гречанинов «Моя лошадка»

2.Русские народные песни «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»

3.И.Штраус Полька «Трик-трак»

4.В.Агафонников «Сани с колокольчиками»

5.В.Г.Кикта «Оранжевый скоморох»

СОН.

1.Колыбельные:  «Тише, тише», «Крепко спи» и другие

2.Г.В.Свиридов «Грустная песенка»

3.Л.В.Бетховен «Сурок», Соната №14, 2 часть

4.Ф.Шуберт «Аве Мария», «Серенада»

5.К.Дебюсси «Облака»

ПРОБУЖДЕНИЕ

1.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

2.Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», «Три чуда. Белка»

3.К.Сен-Санс «Куры и петухи»

4.М.И.Глинка «Камаринская»

5.П.И.Чайковский «Времена года»

6.И.С.Бах «Шутка»

7.Ф Шуберт «Музыкальный момент»

 

Ход проведения мероприятия.

1.Теоретическая часть.

  1. Сообщение на тему «Роль музыки во всестороннем развитии ребёнка»

Сидоровой Л.С.

  1. Выступление Осаковской З.К. на тему «Музыкальный уголок в группе».
  2. Выступление воспитателей 9, 6, 11 групп о создании музыкальной среды в группе и использовании музыки в повседневной жизни.

2. Практическая часть.

(Разделить педагогов на две команды жеребьёвкой, представить жюри, за правильный ответ присуждается 1 ветка с листьями, которая ставится в вазу к выигравшей команде)

  1. Узнай музыкальное произведение П.И.Чайковского.

1.Осенняя песня

2.Старинная французская песня

3.Марш деревянных солдатиков

4.Болезнь куклы

5.Игра в лошадки

  1. Музыкальная викторина.   (Сидорова Л.С.)
  2. Блиц – турнир.  (Осаковская З.К.)
  3. Дидактическая игра «Что лишнее?»

1.Скрипка, гитара, труба, пианино. (Труба – не струнный инструмент)

2.Орган, арфа, скрипка, рояль. (Скрипка находится в руках исполнителя, остальные – на полу)

3.Барабан, аккордеон, бубен, треугольник. (Аккордеон – не ударный инструмент)

4.Скрипка, треугольник, пианино, барабан. (Для игры на пианино не используются дополнительные приспособления – смычок, палочки)

5) Озвучь картину с помощью музыкальных инструментов.

     Предлагается две картины, надо придумать рассказ по ней и озвучить      при помощи   музыкальных инструментов.                 

3. Подведение итогов.

4. Исполнение песни «Улыбка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".

Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие"....

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Консультация для педагогов "Рациональная двигательная активность" (выступление на педсовете)

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. В консультации рассма...

Выступление на педсовете: Консультация "Региональный компонент в образовании"

Консультация для педагогов о содержании регионального компонента (Калмыкии) в образовании. Это защита и развитие национальных культур, культурных традиций и прежде всего преемственность поколенийрегио...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...