Использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технология проектирования, основной целью корой является развитие свободной творческой личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnogo_metoda_v_rabote_s_doshkolnikami.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в работе с дошкольниками

Автор работы

Казакова Вера Валентиновна

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технология проектирования, основной целью корой является развитие свободной творческой личности ребенка.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования СанПиН), но емкой, что возможно при интегрированном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова, представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду[4]. Актуальность метода обосновывается авторами высокой познавательной активностью детей, которой не достает самостоятельности. Методы объяснительно – иллюстративные и методы проблемного обучения зачастую в работе педагога носят фрагментарный эпизодический характер. Использование комплексных тематических занятий не дает такой результативности  в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков как их интеграция. Интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема – вот выход из ситуации.

         Проектный метод помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.  Все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива). Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.   Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петренчук Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. в пособии «Вода и жизнь: экологические проекты» представили практический материал, основанный на опыте работы детских садов Ярославля[9]. Авторы определяют особую педагогическую значимость проекта – в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на интересах ребенка. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике.

Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом.  Для педагога – это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность. Для детей – это повышение качества формирования личностных качеств при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.

Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В. Ф. утверждает: «Метод проектов… очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки».

В современных авторских исследованиях метод проектов рассматривается как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Смыковская Т.К.)[8], как технология формирования информационной компетентности (Ховякова А.Л)[10], как мотивация к познанию (Е. Евдокимова)[3],  как важная сфера познавательной деятельности (Веракса Н.Е. Морозова Л.Д.)[5]

Опыт работы по проекту

В нашем дошкольном учреждении широко используется метод проектов, в том числе и в воспитании экологической культуры дошкольников.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают животных других стран и гораздо хуже животных лесов России. Этот фактор нацелил нас на создание долгосрочного проекта «Переписка с животными лесов России». Проект был разработан с помощью методики предложенной в методическом пособии «Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса[1].

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги. Целью данного проекта было закрепить и обобщить знания детей о диких животных наших лесов, их приспособленности к изменениям в природе.

Содержание работы по проекту осуществлялось в форме ролевой игры. Дети вместе с родителями писали письмо, оформляли конверт и опускали его в почтовый ящик. Затем с нетерпением ждали, когда «Лесовичок» заберет их письмо, отнесет в лес и принесет им ответ, который ребенок сам достанет из почтового ящика. Воспитатель читает письмо и проводит с детьми беседы: «Обитатели наших лесов», «Чем питаются звери», «Как животные зимуют» и т.д. В ходе переписки у детей возникает проблемный вопрос: «Почему дикие животные не смогут жить у нас в квартире?» Ответ, на который дошкольники получат в процессе переписки.

Приступая  к работе по проекту, важно было заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Увлекая его естественнонаучными знания о природе, использовались разнообразные игровые ситуации («Я люблю животных», «Чем ты можешь помочь животным?»), игры с игрушками-аналогами. Очень понравились ребятам игры путешествия («Лесная страна», «Кто, где живет?»), где при помощи презентации дети узнали много интересного о диких животных России.

На праздник (8 марта) воспитанники выступили перед родителями с музыкальной сказкой «Теремок».

Использование игрового момента «превращение» ребенка в животное и рассказывание от его лица, помогает дошкольнику почувствовать и понять, как не просто живется обитателям леса. В результате, у ребенка появляется желание заботиться о природе.

Дома дети совместно с родителями выбирали животное, придумывали о нем рассказ, сочиняли о нем стихи, загадки. В группе был организован конкурс «Лучшая поделка из природного материала», в котором приняли участие все воспитанники и родители группы.

Любимыми литературными произведениями для наших воспитанников стали В. Бианки «Сказки о животных», Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Теремок» и т.д. Свои впечатления дети отражали в творческой деятельности.

Итоговым мероприятием по проекту для детей стала выставка поделок и рисунков «Лесные жители». Педагоги выступили с проектом на окружном методическом объединении.

Анализ результативности использования технологии проектирования.

Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками действительно дает высокий результат. Это метод позволил нам объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательного процесса.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели социальные навыки. Дети стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развились навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях детей проявлялась их индивидуальность. В подгруппах были организованны различные исследования. Дети с интересом их обсуждали и сравнивали. Ярко проявлялись характеры детей, их психологические особенности.

В результате работы мы убедились, что проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной. В процессе игры дети совместно сочиняли истории, рисовали, строили и благодаря этому у них развились способности творчески мыслить и сотрудничать, то есть как раз те способности, которые больше всего нужны для достижения успеха и удовлетворения человеческих потребностей в современном мире.

Мы пришли к выводу, что работа по проекту в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Объяснив родителям смысл наших идей и целей, мы стали строить с ними активные и плодотворные партнерские отношения. Их интерес к нашей работе возрос, родители регулярно общаются снами и заходят на сайт дошкольного учреждения, чтобы увидеть продукты проектной деятельности. С помощью родителей мы узнаем, что делают дети дома и используем информацию в своей деятельности. Тесное сотрудничество с родителями позволяет нам строить образовательный процесс с учетом индивидуальных способностей и интересов детей. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
  3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с 20-24
  4. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, № 5, 2009, с 9-11
  7. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, № 1, 2004. – с 42
  8. Смыковская Т. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий // Детский сад от А до Я, № 2, 2010, с 109-116
  9. Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. Вода и жизнь: экологические проекты. – Ярославль: 2005. – 70с.
  10.  Ховякова А.Л. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2, 2010 с 144-150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Использование проектного метода в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье автор описывает опыт успешной реализации проекта по театральной деятельности «Маленькие актеры большого театра», который направлен на развитие творческих способностей у дет...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...