Музыкальные опыты
материал (старшая группа) по теме

Ринкевичене Лариса Викторовна

Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_opyty.docx27.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные опыты

«Музыка или шум?»

Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Ход опыта.

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из них несложную мелодию и спрашивает, знают ли ребята эту песенку. Затем выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику. (Нет). Как назвать то, что получится? (Шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему. (Нет, так как разные предметы «шумят» по-разному.) Затем дошкольники извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

«Как появляется песенка?»

Цель: выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Материал: ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

Ход опыта.

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (например, «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию на другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее, второй – грубее.) Обращаем внимание на размер трубочек инструментов, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.

«Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход опыта.

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов:

  • Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется.) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается).
  • дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала),  а потом замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).
  • Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа ее пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.) Делается вывод, звучит только то, что дрожит (колеблется).
  • Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк. (Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета.)

«Откуда берется голос?»

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход опыта.

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла.) Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорят громко – в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было.

Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «Ниточки» тихонько задрожали). Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дернуть посильнее – звук усилится.) взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

«Звуки в воде»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: большая емкость с водой, камешки.

Ход опыта.

Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми устанавливает алгоритм действий: бросать камешки и слушать звук его удара о дно емкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Ребята выполняют оба  варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук происходит лучше, чем через воздух.

«Как распространяется звук?»

Цель: объяснить, как распространяются звуковые волны.

Материал: емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход опыта.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку.) Дети бросают камешки в емкость с водой. Рассказывают, что увидели ( по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху.

        Шашки или монеты располагают вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно дети ударяют по крайнему предмету. Выясняем, что произошло. (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы, так же передается звук по воздуху.)

Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивают, сколько камешков брошено и как он об этом догадался. (Услышал три удара, их  звуки передались по воде.)

Дети наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (По воде пошли волны – передается звук.)

«Где живет эхо?»

Цель: подвести к понятию возникновения эха.

Материал: пустой аквариум или большая стеклянная банка, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход опыта.

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет  их.) Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнате.) Проверяют с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются.) Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (Нет, эхо исчезло.)

Дошкольники играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы; не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы.) То же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняем, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам.)

«Почему Мишутка пищал?»

Цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Материал: струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжелому предмету).

Ход опыта.

Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л. Толстого «Три медведя»

«…Медведи пришли домой и захотели обедать.

Девочка открыла глаза , увидела медведей, выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее»

Ребята изображают, как говорил Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка, какими были их голоса. (У Михайлы Ивановича – грубый, громкий, у Настасьи Петровны – не очень грубый, у Мишутки – тоненький голосок, он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, производя серию опытов.

Дошкольники вспоминают, в результате чего появляются звуки речи. (Дрожание голосовых связок.) Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор. (Толстая струна звучит похоже на голос Михайлы Ивановича, самая тоненькая – на голос Мишутки, средняя – на голос Настасьи Петровны.)

Дети привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Взрослый предлагает выполнить следующее задание: из набора нитей (заметно отличающихся по своей толщине) выбрать ту, которая будет звучать, похожа на голоса Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Задание выполняется подгруппами.

«Как сделать звук громче?»

Цель: выявить причину усиления звука.

Материал: пластмассовая расческа, рупор из картона.

Ход опыта. Взрослый предлагает дошкольникам выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев – получается звук. Ребята сами объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха – и слышится звук.) Звук очень тихий, слабый. Ставим расческу одним концом на стул. Повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче ( в случае затруднения можно предложить одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время – легонько пальцами коснуться стула). Что чувствуют пальцы? Делаем вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше – и звук получается громче. Педагог предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: стулу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).

Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. (Колебания.) Стал ли звук громче? (Звук усилился.) Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, когда отдыхают команды? (Рупор.) Дошкольники берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через него. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«Коробочка с секретом»

Цель: выявить причину ослабления звука.

Материал: коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри она полностью обложена поролоном.

Ход опыта.

Педагог предлагает отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл; звук шуршащий – крупа.) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Ребята пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла). По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как они звучат и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных. (Накрыть будильник чем-нибудь мягким – подушкой, одеялом т. п.)

«Почему не слышно?»

Цель: выявить причины ослабления звука.

Материал: большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Ход опыта.

Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты:

  • В большой емкости у одного края помещаются легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края ребята бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращаем внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дольше, тем звук тише).
  • Дети закрепляют в емкость преграды – «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости гонят рукой волны, наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут»,утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

«Передай секрет»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 м), два обрезка металлической трубы.

Ход опыта.

На прогулке педагог предлагает детям встать у разных

концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок несильно стучит по трубе, второй – у противоположного конца считает удары (он сначала просто стоит у трубы, затем приставляет к ней ухо). Третий ребенок – «связной» - выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребенок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо.) Вторая пара игроков передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары (звук по трубе – через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху). Взрослый просит детей объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по одной батарее, то звук передастся по другим, это будет мешать соседям.)

«Спичечный телефон»

Цель: познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Материал: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками.

Ход опыта.

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробку к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дошкольники выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет  дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку. (Палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания.) Дети узнают, что спичечный «телефон»работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Ребята зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается.)

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: выяснить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материал: пластмассовые расчески с разной частотой  и размером зубьев.

Ход опыта.

Педагог предлагает дошкольникам провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с мелкими зубьями – звук тонкий, высокий.

Дошкольники рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з»; у шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

«Поющая струна»

Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материал: проволока без покрытия, деревянная рамка.

Ход опыта.

Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проволоку, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что  звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще.) Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Ребята делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«Почему мышонок не услышал щуку?»

Цель: выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Материал: очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Ход опыта.

Дошкольники вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха.) Ребята рассказывают, что у разных животных организмов барабанная перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее усиливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их воспринимают (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют  колебания земли раньше человека и т. д.).

«Как видят летучие мыши?»

Цель: выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

Материал: изображения летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.

Ход опыта.

Дети рассматривают изображения летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости гонят волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит… (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит (предмет далеко). Воспитатель рассказывает, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор – эхолот, который необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук ко дну и принимая его обратно.