Практико-ориентированный проект "На чём музыка держится, или Три Кита"
проект (старшая группа) на тему

Евлампьева Ольга Николаевна

Материал предназначем для музыкальных руководителей ДОУ. Оформлен в виде проекта. Цель проекта:расширять представление старших дошкольников о музыкальных жанрах - песне, танце, марше; способствовать обогащению музыкально-предметной среды группы новой дидактической игрой, интерактивной игрой с загадками о музыкальных жанрах, мягкими игрушками Трёх Китов. Материал интересен методами, которые используются на всех этапах проекта: игровая ситуация, отгадывание загадок, прослушивание музыки разных жанров, музыкально-ритмическая импровизация на музыку Р.-Корсакова "Море", просмотр презентации "Художники и море", презентация сказки "Три Кита Музыки", Викторина для детей и родителей, занятия по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, игровые музыкальные занятия, задания для родителей и т. д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Антошка»  г. Павлово Нижегородской области

    Практико-ориентированный проект

 «На чём музыка держится, или Три Кита»

                                                     Автор-разработчик:

                                                                       Евлампьева Ольга Николаевна

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                    Участники проекта:

                                                        дети старшей группы

                                                     Количество: 20 чел.

                                              Возраст: 5-6 лет

                                                                     Продолжительность проекта:

                                   4 недели

                                         

                                              2016 год  

«Игра развивает индивидуальность; играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра –могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»

Э. Жак-Далькроз

Тип проекта

-По доминирующему методу – творческий;

-По характеру содержания – ребенок и его культурные ценности;

-По характеру участия ребенка в проекте – участник и исполнитель;

-По характеру контактов – внутри возрастной группы;

-По количеству участников – групповой;

-По продолжительности – средней продолжительности.

Цель проекта: Расширять представления  детей об основных жанрах музыки: песне, танце, марше; создание условий для самостоятельных музыкально-ритмических импровизаций детей; пополнение предметно-развивающей среды группы.

Задачи проекта:

-Развивать слуховое восприятие, внимание и память;

-Расширять знания детей о музыкальных терминах;

-Воспитывать у дошкольников любовь к музыке.

Осуществление проекта: в рамках педагогической системы ДОУ

Методы проекта: игровая ситуация; прослушивание музыкальных произведений классической и современной музыки; танцевальная импровизация  под музыку Р.-Корсакова «Море»; отгадывание загадки. Игры «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; игровые занятия на ознакомление с жанрами музыки, занятия по художественно-эстетическому, познавательному и речевому развитию детей, рассматривание иллюстраций морских обитателей, чтение стихов и сказок, дидактическая сказка, проблемные ситуации.

Содержание проектной деятельности:

1.Подготовительный этап: игры «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; разучивание песни «Золотая горка»; прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

2.Основной этап: музыкально-дидактическая игра «На чём музыка держится, или Три Кита».

Задачи игры:

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.

Образовательные:

-познакомить детей с портретом композитора Д.Б. Кабалевского;

-побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;

- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки;

Развивающие:

-продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;

-развивать психические процессы: память, воображение, мышление;

- развивать умение отгадывать загадки;

-развивать творческое воображение.

Игровое оборудование: Посылка, мягкие игрушки-киты, аудиодиск, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д.Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках

3.Этап: Перспектива развития игры – изготовление и раскрашивание карточек с изображением различных видов песни, танца и марша; придумывание  и подбор загадок к карточкам игры – задание для родителей; мультимедийная игра  на музыкальном занятии с использованием карточек.

4.Этап: Музыкальный досуг «Музыкальная викторина «Три Кита Музыки». Перенос полученных умений и навыков, игровых действий в свободную деятельность. Самостоятельное использование детьми музыкальной дидактической игры « Три Кита» .

5.Этап: Результат данной деятельности –музыкальный досуг «Музыкальный калейдоскоп  «Жанры музыки»;   пополнение развивающей среды в группе настольной музыкально-дидактической игрой «Три Кита музыки», способствующей музыкальному развитию детей.

                               План проектной деятельности.

Этапы проекта

Задачи проекта

Проектные мероприятия

Временной отрезок исполнения

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность детей

1.Целеполагание (выбор темы)

Образовательные:

-знакомить детей с различными способами и источниками получения и распространения информации о жанрах музыки.

Развивающие:

-развивать интерес к основным музыкальным жанрам, развивать любознательность и интеллектуальную активность

Воспитательные:

-воспитывать у детей потребность познавать мир музыки, беседовать с детьми о музыке.

Музыкальный руководитель  собирает детей старшей группы  и говорит: «Ребята, для вашей группы почтальон принес посылку. Давайте её откроем?»

Открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами: «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Море музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин.» М.р. спрашивает детей, знакомы им эти Киты или нет. Что можно сделать, чтобы узнать про них? (ответы: можно прочитать в книжке по музыке, найти в интернете вместе с родителями, придумать самим про них сказку, написать звуковое письмо Сочиняйкину  и спросить у него). Какой способ вы хотите выбрать?»

Педагог готовит карточки-тесты для родителей, раздаёт их детям и просит выполнить задания.

Дети участвуют в придумывании заданий к играм «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; играют в эти игры; разучивают танец «Буги-вуги»; разучивают песню «Золотая горка»; прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», отвечают на вопросы педагога; выбирают способ получения информации о музыкальных жанрах.

Получают карточки-тесты (памятки для родителей) и берут их домой.

2.Подготовка к проекту.

Образовательные:

-познакомить детей с основными музыкальными жанрами: песня, танец, марш.

-совершенствовать исполнительские навыки детей в пении, движении и игре на музыкальных инструментах;

Развивающие:

-развивать творческие способности в музыкально-ритмических

 импровизациях;

-развивать музыкальную память, внимание, воображение,

Воспитательные:

-воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность

Познавательные минутки-беседы «Знаешь ли ты?», помогающие заинтересовать ребёнка, зарождающие у детей состояние «хочу знать»;

-«Звуковое письмо Сочиняйкину», придуманное и записанное  вместе с детьми;

-танцевально-пластические импровизации на тему морских обитателей («Море» Р.-Корсакова);

- Посылка от Сочиняйкина,

-показ презентации сказки с элементами  развлечения «На чём держится музыка, или Три Кита».

- Активное участие в беседах по карточкам-тестам : дети рассказывают, что им удалось узнать о Китах музыки дома, вместе с родителями;

-участие в записи звукового письма Сочиняйкину;

-придумывание пластических импровизаций, изображающих морских жителей;

- активное участие в просмотре презентации игры «На чём держится музыка, или три Кита»: пение знакомой песни «Золотая горка», исполнение танца «Буги-вуги», игра на музыкальных инструментах пьесы П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»;

-отгадывание загадки.

3.Реализация проекта

Образовательные:

-предлагать вспоминать знакомые песни, танцы, марши, сравнивать их и выбирать песню, танец, марш для музыкально-дидактической игры «Три Кита»;

-побуждать детей изготавливать цветные карточки для муз.-дид. Игры;

Развивающие:

-развивать мыслительные способности и умение сравнивать знакомые муз. пьесы;

Воспитательные:

-воспитывать у детей любовь к музыкальным жанрам и желание исполнять их;

-воспитывать умение

слушать друг друга;

-закреплять умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций.-

-Организует работу по изготовлению карточек к настольной муз.-дидактической игре;

-Проводит консультацию с родителями по придумыванию загадок к разным видам жанра песни, танца и марша;

-Выполняет мультимедийный вариант игры на компьютере;

-Проводит мини-концерты со старшими детьми для малышей по теме «Жанры музыки»;

-Составляет сценарий  досуга для детей старшей и подготовительных групп «Музыкальная палитра»;

-Составляет мультимедийную игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»

-изготовление и раскрашивание карточек с изображением различных видов песни, танца и марша; придумывание  и подбор загадок к карточкам игры – задание для родителей; - участвуют в мультимедийной игре  на музыкальном занятии с использованием карточек настольной муз.-дид. игры.

4.Презентация проекта

Образовательные:

-закрепить приобретённые знания о видах музыкальных жанров;

Развивающие:

 - совершенствовать музыкально-исполнительские навыки детей;

-развивать у детей мотивации к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах;

Воспитательные:

-обогащать эмоциональный опыт детей через участие в музыкальных мероприятиях;

-совершенствовать коммуникативные навыки.

-Участвует в проведении досуга «Музыкальная палитра» в роли ведущей;

- Показывает игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»

-Решает организационные вопросы: место и время проведения мероприятия и т.д.

-Награждает победителей викторины диском с игрой «Три Кита» (на группу).

-Участвуют в досуге «Музыкальная палитра»; отвечают на вопросы, исполняют песни, танцы, читают загадки.

Результат проекта:

- сценарий досуга-викторины  «Музыкальная палитра»

- презентация музыкально-дидактической игры-сказки  «На чём музыка держится, или Три Кита»

-мультимедийная игра «Музыкальные загадки от Трёх  Китов Музыки»

-совершенствование художественно-музыкальных исполнительских навыков детей в музыкальной деятельности

-обогащение знаний детей о музыкальных жанрах, о способах получения и распространения информации о музыке

-картотека загадок о видах музыкальных жанров: песня, танец, марш

-настольная развивающая игра «Три Кита» для пополнения предметно-развивающей среды группы

-мягкие игрушки-киты для  музыкального уголка группы.

Способ презентации: досуг-викторина  для детей и родителей «Музыкальная палитра ». (Праздник День Матери)

Ресурсная база проекта.

1.Информационные и программно-методические ресурсы.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

- Программа «Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект. / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2014.

- Э.П.Костина. Программа Камертон. Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. НГЦ, 2001.

- О.П.Радынова. Парциальная программа музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры». Тема «Песня. Танец. Марш». ООО «ТЦ Сфера», 2014.

- А.И. Буренина.  Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. «Музыкальная палитра» С-П.2012.

-Н.В. Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.:Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога. М.:АРКТИ, 2004

- В. Бедерханова. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. Ж. «Развитие личности» №1/2000

-Ж. «Управление ДОУ» №№ 1/2007,2/2005,8/2008

2.Материально-техническое:

- Мультимедийная Презентация игры-сказки «На чём музыка держится или Три Кита»

-Интерактивная игра «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»

- Портрет композитора Д.Б. Кабалевского

-Ноутбук, музыкальный центр, экран,

- Фонограммы музыкальных произведений

                                                                                           Приложение №1.

                                                     Конспект

            музыкально-познавательного  игрового занятия

                   «На чём музыка держится, или Три Кита».

                        (вариант для мотивации игры  в группе )

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.

Образовательные:

-познакомить детей с портретом композитора Д.Б. Кабалевского;

-побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;

- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки;

Развивающие:

-продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;

-развивать психические процессы: память, воображение, мышление;

- развивать умение отгадывать загадки;

-развивать творческое воображение.

Игровое оборудование: Посылка, мягкие игрушки-киты, аудио-диск, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д.Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках

Мотивация занятия:

Воспитатель собирает детей и говорит: «Ребята, для нашей группы почтальон принес посылку. Она ждет нас внизу, нужно ее забрать. Но все мы не можем туда пойти. Я предлагаю нескольким детям сходить вместе со мной за посылкой.»  Воспитатель с подгруппой детей спускается в методический кабинет за посылкой. В группе дети вместе с воспитателем открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами: «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Мир музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин.» Посмотрите, ребята, здесь ещё есть диск, давайте пойдём в музыкальный зал и послушаем, что на нём записано». Дети вместе с воспитателем идут на музыкальное занятие, где их встречает музыкальный руководитель. Дети рассказывают  ему о посылке и просят  прослушать диск.

Ход занятия .

Дети садятся полукругом перед экраном. Начинается просмотр сказки о Трёх Китах. «В давние времена люди думали, что Земля держится на трёх китах и плавали киты в море Музыки ».

Дети выполняют  первое задание игры: «превращаются» в подводных жителей. Используя зелёные и голубые ленты, мыльные пузыри (воспитатель) – изображают картину подводного царства.

Продолжают просмотр сказки, сидя на стульчиках. «Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали – «Танец», другого кита звали – «Песня» , третьего кита звали «Марш». Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в Море Музыки главный?» «Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - я из вас самый старший, со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится».

 Дети слышат и узнают музыку знакомого танца. Музыкальный руководитель предлагает потанцевать вместе с Китом танец «Буги-вуги».

Дети танцуют современный массовый танец «Буги-вуги».

После танца дети продолжают просмотр сказки. «Тут Кит по имени Песня ему возражает: «Нет, я тебя старше и для человека нужнее. С песней человек никогда не расстаётся, даже маленький ребёнок очень любит петь. Песня помогает трудиться, отдыхать и веселиться».

Музыкальный руководитель предлагает спеть песню «Золотая горка» вместе с Китом Песня.

Дети поют знакомую песню «Золотая горка» (Д. Тухманов, Ю.Энтин), передавая микрофон друг другу.

Продолжают просмотр сказки. «Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Со мной человек тоже всю жизнь не расстаётся – я с ним на параде шагаю, в бой веду, спортсменам дух поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!»

Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкальные инструменты и вместе с китом Марш сыграть «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Дети берут партитуры для своего музыкального инструмента и рассаживаются в оркестре.

Дети исполняют пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Продолжается сказка. «Спорили они,  спорили, и решили позвать Человека, чтобы он решил их спор. Послушайте, ребята, про кого эта загадка? «Кто пишет музыку для нас, мелодии играет, стихи он с музыкой подружит, кто песни сочиняет?» Дети отгадывают загадку.

«Смотрят, в море Музыки купается композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Помоги нам, композитор, решить , кто в море Музыке главнее? Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, танец и Марш – одинаково важны, потому что музыка на этих «Трёх Китах» держится».

«И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и марша. Давайте споём для китов из сказки свою любимую песню». Дети исполняют песню «Осенние подарки».

В заключении музыкальный руководитель хвалит детей. Воспитатель благодарит музыкального руководителя за помощь и предлагает детям взять посылку и возвратиться в группу.

                                                                                         

                                                                                              Приложение № 2.

                                          Картотека загадок

                 о видах музыкальных жанров: песня, танец, марш

  1. Загадки от Кита Танец.

1)Лишь музыка начнёт играть, не могу я устоять.

     На щеках моих румянец, когда я исполняю …… (Танец)

2) Друг друга за руки возьмём и по кругу мы пойдём,

Песню дружно запоём, что же с вами заведём?       (Хоровод)

3) Мы по льду с тобой скользим, на коньках танцевать хотим.

На конкурс я с тобой пойду, конкурс называется…….   (Танцы на льду)

4) Мы султанчики возьмём, аэробику начнём,

Танец наш такой активный, называется…….. (Спортивный)

5). Ярко зал засверкал! Здесь у нас сегодня бал!

Мальчик девочку на танец приглашает,

На балу какой же танец начинают?                  (Бальный)

  1. Загадки от Кита Песня.

1) Я - ваша подруга, я -  ваша попутчица,

В пути без  меня ничего не получится!

Со мною, друзья, всегда интересно!

Узнали, кто я? Я детская……..                    (Песня)

2) Перед хором я сто, все молчат, а я пою!

Кто же я? Что за артист? Ну, конечно же…….(Солист).

3) Вместе петь, ребята, нужно, складно, слаженно и дружно!

Песней полон коридор, так старается наш……… (Хор)

4)Эту песню нам пела мама, когда колыбель качала.

Что за песня?                        (Колыбельная)

5) Спектакль этот необычный, здесь все поют всегда отлично!

А когда поют всегда, называют……….. (Опера)

  1. Загадки от Кита Марш.

1)Мы на праздник идём, как нарядно кругом!

Музыкант играет наш праздничный, весёлый……. (Марш)

2) Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. Что это за марш? (Военный марш)

3) Любим спортом заниматься! Как шагает детвора!

Ножки ловко поднимаем и считаем –раз! два!

Громко музыкант играет наш и звучит…… (Спортивный марш)

                                                                                           Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)

Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса  к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...

Практико-ориентированный семинар «Проектная деятельность в детском саду» обмен педагогическим опытом (дошкольные подразделения «Кояш», «Надежда», «Поколение» ) 9 февраля 2017 года Рефлексия

Практико-ориентированный семинар«Проектная деятельность в детском саду»обмен педагогическим опытом(дошкольные подразделения  «Кояш», «Надежда», «Поколени...

Практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» Для детей подготовительной к школе группы

Формировать основы музыкальной, художественной и эстетической культуры, у детей подготовительной к школе группы на основе темы программы музыкальные шедевры О.П. Радыновой «Сказка в музыке....

Практико-ориентированный проект «Сказка в музыке» для детей подготовительной к школе группы

Чтобы вызвать  у ребенка эмоции, надо быть в душе тоже ребенком. Я с ними на музыкальных занятиях играю. С ясельной группы большое внимание уделяла образным движениям. На развлечениях использовал...

Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».

žПовышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...

Практико-ориентированный проект «На чём музыка держится или Три Кита»

Практико-ориентированный проект «На чём музыка держится или Три Кита»...