Современный процесс музыкально-эстетического воспитания детей
статья по теме

Макорина Ирина Евгеньевна

Современный процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Основные подходы.

Современное дошкольное образование строится с учётом научных методологических подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.

Процесс музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на 4 методологических подхода:

1.     системно-деятельностный,

2.     культурологический,

3.     аксиологический,

4.     средовой.

Системно-деятельностый подход

Деятельность — активный процесс овладения опытом, достижениями культуры общества. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых формируются психические качества и свойства личности.

 

В дошкольном образовании данный подход ориентирует педагогов и родителей на ценностное отношение к детству и создание максимальных условий для активности детей во всём её разнообразии, при этом особое внимание уделяется ведущим видам деятельности дошкольников и прежде всего творческой игре .Системно-деятельностный подход даёт возможность детям быть активными участниками, а не выступать в роли пассивных слушателей, которым выдаётся готовая информация.

Воспитание ребёнка в деятельности — одна из закономерностей. Деятельность как форма взаимодействия и взаимоотношений индивида с окружающей действительностью пронизывает все сферы жизни и является определяющим фактором становления личности, так как разворачивается в пространстве материальной и духовной культуры.

Музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игр, общения с искусством, природой, в условиях коллективной и индивидуальной деятельности.

Условия, создаваемые педагогом, для становления дошкольника как субъекта музыкально-эстетической деятельности:

осуществление процесса музыкально-эстетического воспитания в условиях разнообразных видов игровой деятельности, направленной на творческое, интеллектуально-личностное и эмоционально-чувственное развитие;

позитивность и бережное отношение к началам проявления музыкально-игрового творчества;

оказание педагогической поддержки детскому музыкально-игровому творчеству и сопровождение творческих проявлений детей на всех этапах развития;

оценка поступков и продуктов деятельности детей на основе создания для ребёнка ситуации успеха;

актуализация проблемно-поисковых игровых ситуаций;

доминирование в музыкально-эстетическом воспитании игровых и проблемно-поисковых методов;

организация музыкально-эстетической деятельности полихудожественного содержания.

 

Формирование основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста — это процесс личностного развития ребёнка в условиях музыкально-эстетической деятельности, в ходе которой происходит зарождение и становление эмоционально-чувственного и ценностно-смыслового отношения к художественным образам музыкального искусства и окружающей ребёнка действительности, развитие способности к творческому самовыражению средствами искусства и игры. В основе системно-деятельностного подхода лежат определённые принципы, характеризующие процессы музыкально-эстетического воспитания в системе целостного процесса обучения детей дошкольного возраста:

1.     принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление о художественной картине мира как системе;

2.     принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора музыкально-эстетической деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

3.     принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребёнка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями психики, уровнем развития музыкально-творческих способностей и общей музыкальности;

4.     принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребёнком музыки и других видов искусств, обеспечивающий субъектность в познании эстетических качеств искусства и окружающего мира, создание условий для включения каждого ребёнка в самостоятельную музыкально-эстетическую деятельность;

5.     принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребёнка;

6.     принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам;

7.     принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных способностей на разных возрастных этапах, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Системно-деятельностный подход в музыкально-эстетическом воспитании детей органично связан с формированием у воспитанников ценностных качеств и воспитания эмоционально-ценностного отношения дошкольников к искусству, миру и самому себе в процессе разнообразных форм музыкально-эстетической деятельности. Значимым аспектом деятельности детей при вхождении в мир музыкальной, художественной, эстетической культуры имеют игровые процессы, что логично вытекает из культурологических концепций развития личности, творящей себя через игру. Сложность и своеобразие эмоций, возникающих в игре, позволяет сравнивать их с художественными эмоциями, а саму игру рассматривать как феномен культуры. Общее, что связывает игру с художественной деятельностью и искусством, — это образность, условность, метафоричность, эмоциональность. То общее, что роднит игру и искусство, позволяет адекватно для детского возраста осуществлять эстетическое воспитание и творческое развитие в игровой форме. В этом случае музыкальная игра в процессе воспитания приобретает не только новый уровень содержания, но и раскрывает свои полифункциональные возможности: развивает творчество и музыкальные способности ребёнка, обогащает опыт музыкально-эстетической деятельности, формирует представления о красоте и выразительности искусства, окружающего мира и человеческих отношений.

Музыкально-эстетическая деятельность — это эстетическая форма активного отношения к миру. Музыкально-эстетическая деятельность является каналом, по которому осуществляется интериоризация содержания музыкальной, художественной и эстетической культуры общества. Пропуская культуру через себя, музыкально-эстетическая деятельность наполняется её духом, а ценности культуры «перетекают» в ценностное содержание деятельности.

 

Процесс формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников предполагает становление и развитие субъектности ребёнка, основанной на способности выбирать, оценивать, конструировать разнообразные виды организованной педагогом и организованной ребёнком, самостоятельной музыкально-эстетической деятельности, осуществляемой в следующих формах:

·        музыкально-игровая деятельность (игра-сказка, игра-балет, игра-опера, игра-драматизация, музыкально-режиссёрская игра в виде кукольного спектакля);

·        музыкально-творческая деятельность (игра-фантазия, сюжетно-образные игры на сочинение сюжета-истории на основе логики развития музыкальной речи; игры-путешествия, связанные с воображаемым перемещением, под впечатлением восприятия музыки в пространстве и времени, игры-впечатления, основанные на воссоздании ощущений, возникающих в результате восприятия музыки (например, ощущение теплоты, свежести, запахов, мысленное прикосновение к предметам, ощущение эмоционального состояния).

·        художественно-изобразительная деятельность (рисование во время звучания музыки, создание рисунка под впечатлением музыкального произведения, отображение содержания музыкального произведения в рисунке, поделке, передача настроения музыки в графических, цветовых, колористических изображениях, передача эстетических эмоций восприятия музыки в рисунке и др.);

·        художественно-речевая деятельность (чтение стихотворения во время восприятия музыки, подбор выразительных фраз или четверостиший, соответствующих музыкальному образу, сочинения четверостиший, ритмических фраз, в соответствии с характером музыки, сочинение сказок, рассказов о музыкальном произведении, мелодекламация в процессе восприятия музыки, речевые импровизации музыкального образа и т. п.);

·        театрально-игровая деятельность (драматизация сюжета программного музыкального произведения, сочиненной сказки или истории о музыке, драматургическая импровизация сказки, стихотворения, рассказа на основе восприятия музыкального произведения и др.);

·        музыкально-ритмическая деятельность (танцевально-двигательная импровизация на основе восприятия музыки, сочинения музыкального образа в пластике и движениях, игры с атрибутами, соответствующие характеру музыки и др.);

·        спортивно-игровая деятельность (соревновательные, подвижные игры сопровождающиеся звучанием музыки).

Музыкально-игровая деятельность обладает богатым потенциалом, который эффективно влияет на творческое развитие дошкольников. Учёные, исследовавшие музыкальную игру (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Г. С. Тарасов) отмечают следующие её характеристики:

·        носит импровизационный, творческий, активный характер и представляет собой поле для творчества ребёнка;

·        ей присущи эмоциональная наполненность, напряженность, эффект включенности, удовольствия от процесса, что создаёт эмоциональное поле игры;

·        внеобыденность, фантазийность, образность, мнимость ситуации, независимость от внешнего пространства создают поле условности;

·        наличие прямых или косвенных правил, логика сюжета и последовательность действия опредмечены содержанием музыкального произведения, и это предопределяет логическое поле игры;

·        бескорыстность, непредсказуемость результата, его целостность создают поле свободы музыкально-игровой деятельности.

Музыкально-эстетическая деятельность в форме игры-сказки (оперы, балета, карнавала, музыкально-драматической постановки) строится на интонационно-двигательном и художественно-речевом самовыражении, одновременно выступая средством деятельностного переживания и присвоения дошкольниками социально значимых ценностей искусства. Педагог, осуществляя поддержку ребёнка в процессе организации музыкально-эстетической деятельности, побуждает к эмоциональному и осмысленному восприятию произведений искусства, стимулирует ситуации рефлексии и диалога во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками, направляет творческую активность с учётом способностей и индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Критерием эффективности музыкально-игровой деятельности эстетического содержания являются позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере воспитанников: проявление интереса и любви к музыке, искусству, потребность в музыкально-творческом самовыражении, ориентация на эстетические ценности во взаимоотношениях со сверстниками, природой и окружающим миром.

Культурологический подход

Данный подход обеспечивает направленность музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного образования на становление и развитие культурной личности, необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно-образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры. Формирование «человека культуры» (Е. В. Бондаревская), начиная с дошкольного детства, предполагает развитие такой личности, для которой значимы ценности современного мира. Немаловажную роль в этом процессе выполняет эстетическое воспитание, раскрывающее для ребёнка мир духовных ценностей и создающее условия для творческой самореализации. Одной из важных задач эстетического воспитания является приобщение детей к искусству как элементу культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В искусстве кроется особый опыт личностного развития человека, сконцентрированный в духовно-практическом и ценностно-эвристическом познании мира. Искусство обращается к человеку как к субъекту, уникальной и свободной личности, вступает с ним в духовный контакт, вызывает активное сопереживание и размышления.

Педагоги, искусствоведы, исследователи культуры (Ю. Б. Борев, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, В. В. Медушевский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, Л. П. Печко, Р. М. Чумичева) отмечают, что искусство выступает хранителем целостности культуры, эстетического опыта человечества, который познается отдельной личностью на основе творческого диалога.

Культурологический подход основывается на идее ценности саморазвития ребёнка как творческой личности, в процессе воспитания дошкольник как субъект культуры «проводится» через культурные значения, переживания, чувственная ткань которых и личностный смысл воплощены в музыкальном языке, далее они распознаются в явлениях культуры (сказка, театр, изобразительное искусство, танец и др.) и находят своё отражение в окружающем ребёнка мире.

Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном возрасте предполагает процесс восхождения личности к культуре на основе освоения ценностей музыкально-прекрасного, включает развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе усвоения ценностей музыки, её художественно-образного, эстетического и этического содержания.

Аксиологический подход

Данный подход в музыкально-эстетическом воспитании тесно связан с культурологическим и выступает его ядром, т. к. позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения ребёнка к общечеловеческим и культурным ценностям. В рамках аксиологического подхода музыкально-эстетическое воспитание дошкольников ориентировано на приобщения к ценностям, которые могут быть сформированы средствами музыкально-эстетической деятельности дошкольников.

Ценности музыкального искусства обобщают многовековой опыт человечества, который сконцентрирован на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром. Музыка как вид искусства через интонацию выражает огромное множество эмоционально-смыслового содержания. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественно нового уровня духовности личности, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия. Изучение методологических и теоретических аспектов проблемы формирования культуры личности показывает, что процесс вхождения ребёнка в культуру начинается с «распредмечивания» уже созданных исторической культурой предметов в соответствующей деятельности и с использованием необходимых качеств человека как субъекта деятельности.

Усвоение универсалий культуры происходит прежде всего как усвоение ценностей, а последующее функционирование их в структуре сознания ребёнка осуществляется в виде ценностных отношений.

Эстетические ценности — это чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Они включают в себя собственно эстетическое, прекрасное, а также искусство, возвышенное, трагическое, комическое, изящное и др.

Ценностями музыкальной культуры являются шедевры музыкального искусства и народного творчества как эталоны красоты в музыке, запечатлённые в её интонациях.

Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному влиянию. Известно, что музыка способна ранее всех других искусств воздействовать на психику ребёнка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном.

Музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на чувства и сознание детей, является источником развития музыкальности и творческой индивидуальности (Н. А. Ветлугина2, О. П. Радынова3, Б. М. Теплов4, В. Н. Шацкая5 и др.).

Музыка и искусство в целом изначально ориентированы как на осмысление мира, так и на выявление его значимости для человека. В этой связи процесс музыкально-эстетического воспитания в русле культурологического подхода позволяет раздвигать границы познания, создаёт условия для приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям, способствует становлению музыкально-эстетической и общей культуры личности.

Освоение музыкальной культуры дошкольниками происходит в процессе постижения «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) музыки разных эпох и стилей. Попадая в сферу индивидуального сознания личности в виде переживаний, чувств, мыслей и оценок ценности музыкальной культуры распредмечиваются и становятся личностным достоянием. В этом случае ценность понимается как значимость для ребёнка явлений, объектов, предметов, знаков и символов культуры, отражённых в музыкальном искусстве. В процессе музыкально-эстетической деятельности дошкольников ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность эмоционально-чувственных, творческих усилий, внимания и интеллекта ребёнка.

Присвоение ценностей музыкальной и эстетической культуры обогащает жизненный опыт детей эмоциональными переживаниями, знаниями о музыке, литературе, живописи и других видах искусства, представлениями о красоте, гармонии и соразмерности окружающего мира, продуктивным творчеством. Результатом присвоения ценностей становится положительное, эмоционально-ценностное отношение детей к содержанию музыкальных и художественных произведений, искусству в целом, природе и проявлениям благородства в поступках человека.

Ценности музыкальной культуры познаются ребёнком благодаря способности воспринимать, переживать и оценивать мир музыкальных и художественных образов и воссоздавать его в собственной музыкально-эстетической деятельности. Исследования О. П. Радыновой6 доказывают, что основы музыкальной культуры как части общей духовной культуры личности закладываются в дошкольном возрасте в процессе опыта познания шедевров мировой музыкальной классики, формирования эмоционально-оценочного отношения к произведениям в творческой музыкально-эстетической деятельности. В процессе целенаправленного овладения дошкольниками содержания музыкальной культуры происходит постепенное формирование и эстетического отношения к разнообразным явлениям окружающего ребёнка мира.

Роль взрослых (педагога, воспитателя, родителей) состоит в том, чтобы открыть ребёнку мир музыкальных ценностей, из которых они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем, что достигается путем активного включения в музыкально-игровое творчество, диалоги-беседы, интегрированные занятия и развлечения, побуждающие к переживаниям ценностей в условиях взаимодействия и поддержки педагога.

Методы и приёмы организации музыкально-эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально-эстетической культуры дошкольников следует разделить на группы.

Первая группа методов ориентирована на то, чтобы ребёнок осваивал интонационный словарь музыкального искусства и способы выражения разнообразных эстетических эмоций (веселье, радость, нежность, строгость, удивление, ласку, грусть, спокойствие, игривость, волнение, тревогу, таинственность, загадочность и т. п.).

Данная группа включает 2 метода:

1.     побуждение к сопереживанию и стимулирование разнообразных нравственных и эстетических чувств, приёмы создания игровых ситуаций (эмоционально-игровая установка, ситуация творческого самовыражения, ситуация диалога и др.), яркой наглядности, увлекательности, образности словесных указаний, стимулирование занимательным содержанием, пояснения, беседы, приём сравнения и контрастного сопоставления материала и т. п.;

2.     метод убеждения средствами искусства в процессе формирования эстетического восприятия, эстетических эмоций и чувств (приём художественного исполнения музыки, сказок, стихов и др.; приём эмоционально насыщенного анализа художественного образа произведений и продукта детского творчества; приём уподобления характеру музыкального, художественного и литературного образа).

Вторая группа  методов ориентирована на овладение языком того или иного вида искусства, на восприятие изобразительно-выразительных средств (цвет, композиция, ритм, мелодия, темп, эпитеты, образные сравнения), на установление взаимосвязи между содержанием произведения и средствами выразительности. Данная группа предполагает использовать:

·        беседу или рассказ о музыкальном, литературном, художественном произведении, включающие проблемные, поисковые задания, создание мнимой или воображаемой ситуации, приём сюжетности, приём соотнесения собственных переживаний и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного, литературного произведения, приём метафоры, сравнения;

·        моделирование средств выразительности произведений искусства посредством игр-уподоблений, имитационных и импровизационных игр;

·        поисковые ситуации, побуждающие ребёнка к практическим действиям и поиску собственных средств выразительности при восприятии, исполнительстве и в продуктивном творчестве; этот метод предполагает использование приёмов развития музыкального, поэтического слуха, зрительной наблюдательности, специальных способностей (чувства ритма, композиции); приёмов формирования самостоятельных действий, умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, осуществлять самоконтроль и самооценку; приёмы игровой интерпретации содержания музыкального произведения (игра — инсценировка, игра-настроение, игра-образ, игра-размышление, «музыкальное рисование» и др.).

Третья группа — это методы, направленные на развитие художественно-творческой личности ребёнка и включающие:

·        упражнения репродуктивного (по аналогии) и творческого характера, предполагающие вариативность в выполнении действий, способность совершения действия в поисковых и проблемных ситуациях;

·        этюды по развитию творческого воображения, включающие серию творческих заданий (приём действия с неоформленным материалом, этюды с реальными предметами и т. п.);

·        «перевоплощения», включающие приёмы вхождения в ситуацию ролевого взаимодействия, погружения в воображаемое пространство художественного образа, создаваемого ребёнком; приём поиска выразительного жеста, согласующегося с музыкальным образом; приём «игры в сказку», «озвучивания персонажа»;

·        приёмы «содействия», сопереживания, сотворчества, соучастия в создании художественного образа произведения (в вокальных, ритмопластических, образно-драматургических, инструментальных импровизациях, рисовании и др.).

·        игровые приёмы, построенные на импровизации движений, мелодии, сюжета игры на основе содержания музыкального произведения (приём музыкального фантазирования, музыкального сюжетосложения, сочинения музыкальных сказок, опер, балетов и др.).

Методика музыкально-эстетического воспитания дошкольников предполагает органичное слияние методов и приёмов работы, допускающих одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, активизацию мышления, воображения, эмоций. В целом это обеспечивает более глубокое погружение ребёнка в мир музыкальных звуков, цвета, слова и позволяет ему плавно переходить от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Таким образом, во всех видах музыкально-эстетической деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания.

Средовый подход

Последний подход к процессу музыкально-эстетического воспитания дошкольников ориентирован на создание развивающей среды, обладающей педагогическим потенциалом позитивного влияния на личность и способствующей её эстетическому развитию.

Говоря о среде в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников, мы подразумеваем, что она способна влиять на духовный мир человека, развивать этико-эстетические чувства, высокий уровень общих и музыкальных способностей, умения и навыки творческой деятельности.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, наполненная музыкально-эстетическим содержанием, художественно-образным материалом, погружает дошкольников в эмоционально-эстетическую атмосферу красоты гармонии, соразмерности.

Эстетизация детского образовательного пространства представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих особое взаимодействие ребёнка с окружающим миром, активизирующих процесс развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, его переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.

Принцип эстетизации образовательной среды предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями, связанными с радостью эстетического открытия, познания красоты, гармонии, соразмерности мира в котором живет человек. Реализация принципа возможна при тематическом построении процесса музыкально-эстетического воспитанияи выделения близких, понятных проблем в познании красоты и гармонии музыки и ее тесной связи с жизнью.

1 Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принципы развития в психологии (сб. статей) / Отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Наука, АН СССР, Институт психологии, 1978. С. 243–265.

2 Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка М.: Просвещение, 1968.

3 Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс, 2011.

4 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. С. 7–26.

5 Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.

6 Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс, 2011.

  

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в процессе эколого-эстетического воспитания детей

Статья о проекте работы с педагогами в инновационной деятельности...

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией в ДОУ

В данной статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов ДОУ , позволяющие оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией....

Самопрезентация "Развитие творческих способностей в процессе музыкально-эстетического воспитания"

На мастер-классе поделилась опытом работы с музыкальными руководителями Красноармейского района Краснодарского края....

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Система работы по использованию современных мультимедийных                    технологий в процессе обуче...

Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей

Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста...

«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»

Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное  поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении  сдерживают становление произвольности – ...