Сообщение из опыта работы "Самостоятельная музыкальная деятельность детей"
материал (подготовительная группа) по теме
"Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. Очень важно, чтобы дети в процессе непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале чувствовали себя комфортно. Музыкально-развивающая среда создается в процессе непосредственно образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в музыкальном зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека /кассеты, диски/ с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.
Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности. Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателями в группах, где были определены места для музыкальных уголков, удобных для занятий и комфортных для эмоционального состояния ребенка. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции /утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю концерта и т.п./. Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.
При организации самостоятельной музыкальной деятельности детей и создании музыкально-развивающей среды в групповых комнатах, на участке я обращаю внимание воспитателей на то, что ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований личности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребенку весь процесс осуществления действия, и он начинает выполняться самостоятельно. Поэтому, прежде всего, воспитатели должны сами проявлять искренний интерес к различным видам музыкальной деятельности, уметь свободно играть простейшие мелодии на различных детских музыкальных инструментах, знать правила музыкальных, музыкально-дидактических игр – только в этом случае музыкально-развивающая среда в групповой комнате или на участке будет действительно эффективной и развивающей ребенка. Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты:
- что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности /инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д./;
- в каком порядке целесообразно это сделать;
- за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;
- какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
Учитывая задачи воспитания на современной этапе, я обращаю внимание воспитателей на то, что нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а чаще говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей и творческого использования музыкально-развивающей среды.
При оформлении музыкального уголка учитывается мнение воспитанников, и используются работы, изготовленные ими под руководством воспитателей в ходе совместной деятельности, а также совместно с родителями – это и различные самодельные шумовые инструменты, и рисунки детей, которыми они выражают свое отношение к прослушанной музыке, и атрибуты /например, султанчики/. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.
Статичная, застывшая музыкально-развивающая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Поэтому,
оригинальность, простота, привлекательность и доступность необходима и при ее организации в групповых комнатах. Поэтому мы с воспитателями стараемся внести «изюминку» для развития у детей самостоятельности и инициативности. Например, создание «детских альбомов» - свое представление о том или ином музыкальном произведении дети передают в рисунках. Постепенно создается альбом рисунков, содержание которого составляют знакомые песни, музыкальные образы. Для закрепления пройденного материала, развития песенной импровизации мы изготовили «музыкальный кубик», педагогическое назначение которого не ново, но содержание я определяю сама, в зависимости от изученного музыкального репертуара. В подготовительной группе мы время от времени вывешиваем большой «колокольчик для друзей» с яркой ленточкой. Когда ребенок хочет пригласить кого-то поиграть с ним в какую-либо музыкальную игру, он звенит в этот колокольчик и таким образом собирает вокруг себя «единомышленников».
В течение учебного года музыкальный уголок, особенно в подготовительной группе, дополняется предметами детской продуктивной деятельности – различными поделками, аппликацией, лепкой, всем тем, что является результатом их личного восприятия музыкального образа, тем самым реализуется основополагающий принцип развития современного дошкольного образования – интеграция образовательных областей. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то сломать или уронить.
Человек, которому с детства распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее, он полнее и радостнее живет. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"
Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1024595-1521971576.jpg)
СООБЩЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-1150589-1561285797.jpg)
Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-644177-1435945197.jpg)
Сообщение из опыта работы МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/23/picture-1033460-1524500373.jpg)
Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."
Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...