Консультация для музыкальных руководителей «Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования»
консультация на тему

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, четче воспроизводят ритм и выполняют музыкально ритмические движения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей25.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для музыкальных руководителей  «Развитие ритмического слуха в процессе  элементарного музицирования»

«Музыка понимается телом, а не рассудком.

Поэтому с детьми нужно говорить музыкой, а не о

музыке» Карл Орф.

Высказывание немецкого  композитора , который и ввёл термин элементарного музицирования.

Как вы думаете: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он, непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему.. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Элементарное  музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно  различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, четче воспроизводят ритм и выполняют музыкально ритмические движения)

Да, действительно, элементарное музицирование –это универсальный метод работы для развития творческих способностей детей. Развивать способность играть на музыкальных инструментах я начинаю с раннего возраста,так как элементарное музицирование предполагает  комплексный  интегрированнный подход к обучению этому виду деятельности. Если малышей я только знакомлю с музыкальными инструментами и обучаю их простейшим приёмам игры- например на погремушках, колокольчиках, деревянных ложках, то в  старшем возрасте дети самостоятельно выбирают инструменты для озвучивания  картин и игры в оркестре.   Игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Опыт моей работы показывает, что добиться результатов в музицировании  невозможно без взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя предполагающий творческое сотрудничество в всех видах музыкальной деятельности и конечно оснащении предметно-развивающей среды.

Музицирование можно использовать в совместной деятельности взрослого и детей- это НОД,при организации театрализованной  игровой деятельности, при проведении праздников, досугов и развлечений.

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.(показ шумовых инструментов)

По мнению автора программы «Элементарное музицирование»Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, первым инструментом человека было человеческое тело .В теле человека заключено всё, что необходимо для         исполнения музыки. Разнообразие тембров , возникающих при ударе ладонями   по его различным частям, вполне  соотносимо с ансамблем ударных инструментов.Звучащие жесты- это хлопки,шлепки по бёдрам, груди, притопы,щелчки пальцами и многое другое.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Музыкальные инструменты для детей- всегда   чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть.Музыкальный инструмент для маленького ребёнка-символ музыки, тот кто на нём играет-почти волшебник.Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки  инструменты,пусть даже самые простые.

                                Что только есть прекрасное на свете –всё музыка нам может передать

                                 И шум волны и пенье птиц, и ветер

                                 Про всё она нам может рассказать.

                                  Поют, танцуют веселятся дети и просто слушают , закрыв глаза,

                                   Прекрасно, что есть музыка на свете!

                                  Нам без неё прожить никак нельзя!

В приложение я подготовила целую подборку дидактических игр, озвучивание стихов, детские стихи про инструменты, которые несомненно помогут сделать занятие более разнообразным.

Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.

«Заяц с барабаном».

Цель: Развивать ритмический слух детей.

Ход игры: Педагог читает стихотворение: Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по-разному играл,

Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют. (см. нотное приложение) .

«Кто пришел в гости».

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:

У зайчонка День рождения,

Получил он поздравленья.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .

«Тихо вокруг».

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг,

Слышен где-то слабый звук.

Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

Бубен песенку пропел – тихо все играли.

«Мышки».

Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:

Мышки, мышки тихо вы сидите!

По порядку буду звать.

Осторожно выходите,

В колокольчик позвените.

«Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.

Импровизация на детских музыкальных инструментах под музыку Э.Грига “Утро”

Вот проснулся ветерок / дудочки

Закружился листок / шуршунчики

Зажурчал ручеек / глиссандо на металлофоне

И забегал паучок / ксилофон

Зашумели поля / шумелки

И проснулась вся земля / все инструменты

Под музыку П.И.Чайковского “Жаворонок” проводится речевое упражнение “Жаворонок”, модель М.Ю.Картушиной.

В небе жаворонок пел, /Взмахивают руками, как крыльями.

Колокольчиком звенел. /Взмахивают кистями рук.

Порезвился в вышине, /Через стороны поднимают и опускают руки, вращая кистями.

Спрятал песенку в траве. /Приседают, руками обхватывая колени

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год. /Хлопают в ладоши.

Музыкально-дидактическая игра “Чья музыка играет?”

1 вариант:

Дети делятся на 3 подгруппы: медведи, зайцы и белки. Каждая подгруппа танцует под свою музыку.

2 вариант:

Дети отстукивают ритм соответствующими игрушками

Озвучивание стихотворения « Осень» 
Тихо бродит по дорожке,            Тихо бьют ладошками по барабану. 
Осень в золотой одежке. 
Где листочком зашуршит,           Маракасы. 
Где дождинкой зазвенит.            Колокольчики. 
Раздается громкий стук:             Деревянные ложки 
Это дятел – тук да тук! 
Дятел делает дупло                                   
Белке будет там тепло. 
Ветерок вдруг налетел ,              Румбы. 
По деревьям пошумел, 
Громче завывает,                        Тремоло бубнов. 
Тучки собирает. 
Дождик-динь, дождик-дон!          Колокольчики, металлофоны. 
Капель бойкий перезвон. 
Все звенит, стучит, поет -           Все инструменты 
Осень яркая идет!    

                               Зимняя дорога.

           Ход игры.

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой

Цок,цок,цок!  цокцок,цок!

(два ребёнка стучат по деревянным коробочкам)

Санки полозам  скрипят, а бубенчики звенят.( бубенцы)

Дятел застучал на ветке: тук-тук-тук! Тук-тук-тук!( ложки)

Белка щёлкает орешки: щёлк-щёлк-щёлк! Щёлк-щёлк-щёлк! (кастаньеты)

Холод, холод, стужа, стужа (бьют

Снег пушистый кружит, кружит….(шуршат полиэтиленовыми  мешочками)

Ехали мы ехали, ехали мы, ехали, наконец, доехали:

С горки-«У-ух!»( вверх и вниз по ксилофону)

В ямку- бух! (стучат по металлической тарелочке)

                         Хоровод (игра на 2х частную танцевальную музыку)

На первую часть музыки дети хлопая в ладоши идут по кругу, внутри круга.

Вторая часть музыки: каждый ребёнок берёт инструмент возле которого он оказался

После чего все дети импровизированно играют.

                      Посудный и ореховый оркестр»(творческая работа)

Для этой игры предложите детям распределится на две группы и подойти к двум столикам ,

На которых будут расположены инструменты  для игры в импровизированном оркестре.

На одном столе-чайные стаканы( 5-6 штук), столько же чайных ложек.

3-4 деревянных ложки.

На другом столе 5-6 цельных грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и маленькие мешочки из ткани, наполненные скорлупой фисташек .Дети пробуют звучание инструментов и играют ансамблем.

                                                   Стихи.

Взял Топтыгин контрабас:

-Ну-ка все пускайтесь в пляс!

Тут и волк на поляне заиграл на барабане!

Чудеса! Чудеса! За роялем Лиса!

Лиска- пианистка! Великая  солистка!

Старик барсук продул мундштук

До чего же у тромбона превосходный звук!

От такого звука убегает скука!

- Я на коврике сидел, я кастрюлями гремел

Прибежали мама с папой, дядя Федя с тётей Капой

Все кастрюли отобрали , но они ещё не знали

Что припрятал я в углу сковородку и пилу!

Вашему вниманию я предлагаю не только теоретическую часть, но практическую ,в которой

мы увидим как  элементы  элементарного музицирования  взаимодействуют со всеми видами музыкальной деятельности.

Восприятие музыки (слушание) «Полька –Анна»

Песенное творчество: песня « Сегодня мамин день» Слова В.Татаринова  музыка М.Парцхаладзе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....

Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»

В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....

Практическая консультация для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Чувство ритма это одна из музыкальный способностей, без которой практически не возможна ни одна музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитан...

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...