Родительское собрание "Развитие речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Поклонова Елена Александровна

Главная цель разработки-вооружить родителей знаниями и практическими умениями в области развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе  

Тема:  Развитие речи детей дошкольного возраста.

Цель:  Раскрытия значения речи во всестороннем  развитии личности ребенка.

 Задачи:

  • создавать условия для совместной деятельности детей и родителей;
  • обогащать знания по игровой деятельности ребенка в семье и детском саду;
  • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами;
  • повысить активность родителей при подготовке и проведении совместных мероприятий;

Форма проведения: Мастер-класс

Участники: Родители, дети, педагоги.

Предварительная работа:

Оформить группу пословицами и поговорками;

Приготовить материал для проведения  литературного КВНа, призы для вознаграждения.

Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темы.

Анкета для родителей:

  1. Как вы считаете,  кто должен заниматься развитием речи ребенка (родители, дет сад)?
  2. Любит ли ребенок когда ему читают?
  3. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок?
  4. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
  5. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? Какую?

Повестка дня:

  1. Организационный момент;
  2. Выступление воспитателя о развитии речи дошкольников.
  3. Литературный КВН;
  4. Памятка для родителей «Речевые игры дома»
  5. Рефлексия.

1. Организационный момент

 Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

2. Выступление воспитателя с докладом о развитии речи дошкольников.

Основные задачи речевого развития детей – это:

1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Предварительно вы  заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод– что речь ваших детей удовлетворительна  и многие считают , что форма педагогической помощи для вас является род. собрания,  открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы .Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

ромашка

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие  мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

 Спасибо всем.

Таким образом , основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связной  речи.

Напоминаю вам, что дети должны:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  •  Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
  • Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Называть части предмета, части тела.

. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. 

 

3. Литературный КВН

Родители и дети делаться на две команды. Воспитатель предлагает придумать названия команд. Объявляет членов жюри.

Конкурс № 1 «Портреты писателей и их произведения»

  На столе лежат портреты писателей лицом вниз. Капитаны, выбирают портрет, называют фамилию,

имя, отчество писателя. Затем командам дается задание назвать как можно больше литературных

произведений выбранного автора.  

   За правильный ответ присуждается 1балл – фамилия, 1 балл – если дети назвали имя, отчества

писателя, и за каждое произведение – 1 балл. 

Портреты: Пушкина Александра Сергеевича,  

  Чуковского Корнея Ивановича,

  Михалкова Сергея Владимировича,

  Маршака Самуила Яковлевича,

  Носов Николай Николаевич

  Барто Агнии Львовна

Конкурс № 2  «Волшебные слова и песенки из сказок»

   Детям предлагается досказать волшебные слова из сказок и назвать из какого произведения слова. За

правильные ответы присуждается – 2 балла, за часть – 1 балл.

1. «Лети, лети, лепесток,  

Через запад на восток, ……

Через север, через юг,  

Возвращайся, сделав круг.  

Лишь коснешься ты земли -  

Быть по-моему вели...»

 (Женя, сказка «Цветик – Семицветик» Катаев В. П. )

2. «По щучьему…. веленью, по моему хотенью.»  

     ( Емеля, Русская народная сказка " По щучьему веленью".)

3. «Сивка-бурка, вещий каурка!...... Стань передо мной, как лист перед травой!»

 ( Иванушка – дурачок,  Русская народная сказка "Сивка - бурка")

4. «Свет мой, зеркальце! Скажи, …..

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Царица, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин А. С.)

5. «Я -  Колобок, Колобок! …

Я по коробу метен,  

По сусекам скребен.

Я от дедушки ушел,

 Я от бабушки ушел…»  

(Колобок, Сказка «Колобок» русская народная )

6. «Нам не страшен серый волк,

 Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?»

(Братья поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Сказка «Три паросенка» Михалков С. В.)

Конкурс №3 «Загадки»

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит)

2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)

3. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых … (поросенка)

4. Кто великий умывальник,
Умывальников начальник?
Кто мочалок командир?
Это добрый... (Мойдодыр)

5. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)

6. Сказки вы помните из книг любимых
И, конечно, мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино?
Ну, конечно, злой разбойник... (Карабас)

Конкурс № 4 «Ребусы»

Командам предлагаются ребусы. Чья команда   больше прочтет за минуту ребусов.

Конкурс № 5 «Волшебные предметы»

Команды отвечают на вопросы по очереди.

- Ваша задача: угадать из каких произведений волшебные предметы, песенки, кому они принадлежат.  

Максимальное кол-во баллов 3.

 

1.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чья это волшебная палочка?

Ответ: Сказка «Золушка» Волшебная палочка Феи.

2.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это золотой ключик?

Ответ: Золотой ключик или приключение Буратино.  

3.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это Цветик - семицветик?

Ответ: Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик» Цветок у девочки Жени.

4.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чьё это волшебное зеркало?

Ответ: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А. С. Волшебное- зеркало

Царицы.

5.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Кто пользовался «яблоком на тарелочке»?

Ответ: Сказка «Аленький цветочек» Аксаков С. Т. «Яблочко на тарелочке» Младшая дочка

купца Аленушка.

6.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это ковер – самолет?

Ответ: Восточная сказка « Алладин и волшебная лампа»

 Конкурс 6  «Собери сказку»

    Каждой команде дается набор из сюжетных картинок. Детям предлагается разложить картинки в

правильной последовательности, согласно развитию сюжета. Назвать сказку и автора.

(Максимальное количество 3 балла дается команде, если серия разложена правильно, и названы

сказка и автор)  

 

Сказки: Выпускные группы «Кот в сапогах» Шарль Перро, «Дюймовочка» Ханс Кристиан Андерсен;

Старшие группы: «Золушка» Шарль Перро, Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка»

(есть альтернативные сказки в обработке Толстого А. Н., Афанасьева А. Н.)

   Итоги подводит жюри.

Вот и закончились наши конкурсы. Вы молодцы! Все старались, внимательно слушали, правильно

отвечали. А сейчас мы попросим жюри назвать итоги игры и победителей нашей игры КВН

«Литературная гостиная»

  Жюри объявляет итог игры и победителей занявших призовые места.  Вручает сладкие призы.

 

4. Памятка для родителей «Речевые игры дома»

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.

Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

«Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

 «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

6. Рефлексия

 На этом наша встреча подошла к концу.  Спасибо, что Вы пришли сегодня к нам. Надеюсь, друзья, что Вы поняли, как важно развивать речь детей дошкольного возраста. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча послужит началом совместной работы по развитию речи дошкольников. Пожалуйста, оставьте отзывы, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече. Всего доброго, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки!  ...

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Родительское собрание совместно с детьми. Матемриал будет полезен воспитателям детских садов....

Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"

Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста...