Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Солдатенкова Татьяна Александровна

Родительское собрание совместно с детьми. Матемриал будет полезен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_3.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Форма проведения: Речевые игры.

Участники: Дети, родители.

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развития речи детей.

 Рассказать о направлениях по которым ведётся работа по речевому развитию  в группе.

 Показать значение развития правильной речи ребёнка.

 Организовать и провести литературный К. В. Н. между командами родителей и детей.

Предварительная работа:

 Оформить группу пословицами о языке.

 Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.

 Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой. (Анкеты прилагаются)

Повестка дня:

1. Организационный момент.

2. Литературный КВН

3. Доклад воспитателя: « Развитие  речи детей шести-семи лет»

4. Памятка для родителей: «Речевые игры- помощницы».

6. Подведение итогов.

Ход собрания:

1. Организационный момент

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи детей дошкольного возраста».

2 Литературный КВН.

Родители и дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает придумать названия команд, объявляет членов жюри.

Конкурс №1. Литературный.

Командам предлагается поочерёдно называть фамилии известных детских писателей.

Конкурс №2. Книголюбы.

Команды получают по конверту,  в которых на листке написана фамилия детского

писателя. Участники должны вспомнить произведения этого писателя. (К. И. Чуковский).

Конкурс №3. Поэтический.

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определённого времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочесть их.

Конкурс №4. Драматический.

Команды получают атрибуты героев сказок. Участникам предлагается разыграть

диалоги сказочных героев.

Конкурс №5. Загадки –догадки.

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Конкурс №6. Конкурс капитанов.

Капитан команды получает конверт с заданием изобразить на листе ватмана значение многозначных слов. Язык (у колокола, человека, обуви, пламени). Кисть (винограда, руки, малярная, шали).

Конкурс №7. Ребусы.

Командам предлагаются одинаковые ребусы. За 1 минуту необходимо их прочесть. Чья команда быстрее прочтёт.

Конкурс №8. Съедобное –несъедобное.

На столе лежат картинки с изображением съедобных и несъедобных предметов.

Дети одной команды выбирают картинки с изображением съедобных предметов, а дети другой команды- несъедобных предметов. Кто быстрее выберет свои картинки.

Конкурс №9. Расскажем друг о друге.

Участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос:»какая твоя мама?»,называя одно качество.

Затем мамы дают характеристику своим детям. Побеждает команда,назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итог литературного К. В. Н. а, вручает награды.

3 Доклад: «Развитие речи детей шести-семи лет»

Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связанно с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки.

Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный состав.

Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети,ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с интонацией (вопросительной, восклицательной,могут передать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям (радость, печаль, негодование и т. д.).

Ребёнок умеет изменять темп речи, чётко произносить слова.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет словарный запас, строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказывать содержание сказки, какого-либо события.

Развитая речь облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближает с незнакомыми детьми.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Обогащение активного и пассивного словаря.

• Формирование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи.

Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.

4 Памятка для родителей «Речевые игры-помощницы.»

Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь, активизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память.

Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в детский сад, готовя обед, когда ваше чадо рядом не знает чем заняться и т. д.

1)Скажи наоборот:

Прилагательные (мокрый-сухой,добрый-злой,горячий-холодный,кривой-прямой)

Существительные (день- ночь, добро- зло, мальчик- девочка, богатство- бедность)

Глаголы (бежать- стоять, смеяться- плакать, кричать- молчать, открывать- закрывать)

2) Слова для определения действий

Какими словами можно сказать про то,что может делать котёнок? (лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, и т. д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)

3) Слова-определения.

О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковорода….)

---круглый (шар, мяч, обруч….)

---круглое (колесо, зеркало….)

---красный (флаг, мяч….)

---красная (косынка, майка….)

---красное (знамя, яблоко….)

4) Слова-наречия

Как передвигается черепаха (медленно, спокойно, плавно)

Как падают листья на землю (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво)

Как вы играете в д. с. (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно.)

5) Родственные слова

Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.

Какие клички можно придумать о лисе, чтобы было понятно, что она рыжая

(рыжуля, рыжик, рыжулька, рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.)

Как сказать о цыплёнке,чтобы понять, что он пушистый?

6) Сравнения

На что похоже солнышко?

На что похож ёж?

На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по –разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

Мелодику (повышение и понижение голоса)

Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)

Ритм (чередование ударных слогов)

Тембр (эмоциональную окраску голоса)

Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)

Решение: продолжить работу по речевому развитию дошкольников совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация №1 к родительскому собранию "Развитие речи детей раннего возраста"

тема: Лучшие иллюстраторы детских книг. Как знакомить детей с иллюсирациями - рекомендации для родителей....

Родительское собрание "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Главная цель разработки-вооружить родителей знаниями и практическими умениями в области развития речи детей дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель собрания : Способствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность группы на основе проблемы эффективного речевого развития через театральную деятельность.Задачи:1. Созда...

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»Цель:формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возрастаЗадачи:позна...