Творческий проект «Шедевры мировой классической музыки детям. Времена года»
проект (подготовительная группа) на тему

Жидкова Наталия Юрьевна

Творческий проект

«Шедевры мировой классической музыки детям. Времена года»

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой»

В. Сухомлинский

 Актуальность. Заслуженный деятель в области музыкального образования и воспитания Наталья Алексеевна Ветлугина в своих работах подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка. А регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки, по мнению ученых, активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, память, учит доброте, помогает привить хороший вкус и чувство прекрасного.

В наше непростое, противоречивое время, в условиях снижения общекультурного уровня общества, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, а развитие современных технологий идет с космической скоростью– происходит обесценивание музыки как таковой. Мы просто отвыкаем слушать музыку всерьез, она превращается в практически не воспринимаемый шум. Отсюда можно с уверенностью сказать, что наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума, мало соприкасаясь с красотой мировой музыкальной классики. Учитывая то, что люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка, надо помочь малышам научиться слушать и слышать. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки.

Слово классика в переводе с латинского языка обозначает – образцовый. То есть классическая музыка это образцовая музыка. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков. Классическая музыка, дарит детям нравственные понятия, такие как доброта, отзывчивость, любовь к Родине, к матери, сопереживание и многое другое.

На основании вышесказанного, было принято решение разработать и реализовать проект «Шедевры мировой классической музыки детям. Времена года», направленный на  духовно- нравственное  воспитание детей, посредством слушания классической музыки.

Цель: познакомить детей с произведениями классической музыки о временах года, содействуя музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.

Задачи:

1.       Учить детей слышать и распознавать в классических произведениях характерные признаки разных времен года.

2.       Учить детей анализировать музыкальные произведения, понимать их содержание,  характер. 

3.       Учить выражать свои впечатления от прослушивания в изобразительном искусстве, используя различные способы и средства изображения.

4.       Учить детей передавать возникший образ, настроение от прослушанного произведения в движении, пластике.

5.       Способствовать обогащению музыкальных впечатлений, накапливанию слушательского опыта детей.

6.       Развивать устойчивое слуховое внимание детей.

7.       Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015г.  -  май 2016г.

Участники: подготовительные к школе группы №1, №3 МАДОУ ДС №11 «Колокольчик», воспитатели, музыкальный руководитель.

 

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительная этап

1. Разработка проекта.

2. Разработка конспектов, видеороликов, презентаций для бесед с детьми.

3. Подбор методического, музыкального иллюстративного, консультативного материала. 

4. Разработка сценария к итоговому мероприятию «Путешествие по временам года».

II.Основной этап

На основном этапе проекта были проведены мероприятия с детьми и их родителями в соответствии с составленным планом (представлен ниже).

III. Итоговый

1. Проведение итогового тематического занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница» на тему «Путешествие по временам года» (с использованием презентации и видеоролика).

2. Коллективная аппликация детей на тему «Времена года».

3.Оформление альбомов детских работ на темы«Прощай, солнечное лето», «Осень золотая», «Зимушка – хрустальная», «Весенние кружева».

4. Создание брошюры  «Времена года в классической музыке».

5. Выпуск аудио, видео дисков с материалами проекта.

6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

7. Анализ работы, подведение итогов.

Перед реализацией основного этапа был проведен мониторинг с детьми подготовительных групп  №1, №3, который проводился в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Ответы детей записывались точно и подробно.

Вопросы мониторинга с детьми:

1.       Знает что такое классическая музыка.

2.       Знает, называет композиторов – классиков.

3.       Узнает на слух классические произведения.

4.       Описывает чувства, возникающие при слушании классического произведения.

На основании вопросов были сделаны выводы в соответствии с критериями мониторинга. Результаты проведения по группам отражены в таблице № 1,  общие итоги – в таблице № 2. 

Оценка уровня развития осуществлялась по следующим критериям:   1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла—отдельные компоненты не развиты; 3 балла—соответствует возрасту; 4 балла—высокий.

Далее осуществлялись мероприятия с детьми и их родителями в соответствии с составленным планом:

п/п

Мероприятия

 

Сроки

выполнения

1.

1.Выступление на родительских собраниях в подготовительных группах №1,№3 на тему «Реализация проекта «Шедевры мировой классической музыки детям. Времена года».

2.Проведение вводного тематического занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница» на тему «Времена года» (с использованием презентации и видеоролика).

3.Проведение комплекса тематических занятий в музыкальной гостиной

«Музыка-волшебница» на тему «Прощай, солнечное лето» (с использованием презентации и видеоролика).

4.Изобразительное творчество детей «Рисуем музыку. Времена года» на тему «Прощай, солнечное лето».

5. Консультация для родителей  «Классическая музыка детям».

сентябрь-октябрь

2.

1.Проведение комплекса тематических занятий в музыкальной гостиной

«Музыка-волшебница» на тему  «Осень золотая» (с использованием презентации и видеоролика).

2. Изобразительное творчество детей «Рисуем музыку. Времена года» на тему «Осень золотая».

3. Консультация для родителей «Рисуем музыку».

октябрь -ноябрь

3.

1.Проведение комплекса тематических занятий в музыкальной гостиной

«Музыка-волшебница» на тему   «Зимушка - хрустальная».

2. Изобразительное творчество детей «Рисуем музыку. Времена года» на тему «Зимушка - хрустальная».

3. Консультация для родителей «Учимся слушать музыку дома».

декабрь-февраль

4.

1.Проведение комплекса тематических занятий в музыкальной гостиной

«Музыка-волшебница» на тему «Весенние кружева» (с использованием презентации и видеоролика).

2. Изобразительное творчество детей «Рисуем музыку. Времена года» на тему «Весенние кружева»

3. Консультация для родителей «Классическая музыка для слушания».

март - апрель

5.

1.Проведение итогового тематического занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница» на тему «Путешествие по временам года» (с использованием презентации и видеоролика).

2. Коллективная аппликация детей на тему «Времена года».

3.Оформление альбомов детских работ на темы«Прощай, солнечное лето», «Осень золотая», «Зимушка – хрустальная», «Весенние кружева».

4. Создание брошюры  «Времена года в классической музыке».

5. Выпуск аудио, видео дисков с материалами проекта.

6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

7. Анализ работы, подведение итогов.

 

май

 

Перечень музыкальных произведений для слушания детьми:

 

Название тематического  блока

Музыкальные произведения:

«Прощай, солнечное лето»

×          П.И. Чайковский «Лето» из цикла «Времена года», 

×          А.Л. Вивальди «Концерт № 2 соль минор «Лето»

×          Е.Д. Дога «Вальс цветов»,

×          Э.Х. Григ «Птичка», «Бабочка»,

×          Г. В. Свиридов «Дождик»,

×          П. И. Чайковский «Баркарола».

«Осень золотая»

×         П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года»,

×         А. Л. Вивальди«Осень» из цикла «Времена года»,

×         Ф.Ф. Шопен «Осенний вальс»,

×         С.М. Майкапар «Осенью»,

×         Д.Б. Кабалевский «Грустный Дождик»,

×         А. Пьяццолла «Осень».

«Зимушка – хрустальная»

×         П.И. Чайковский «Зима» из цикла «Времена года»,

×         П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»,

×         А. Л. Вивальди«Зима» из цикла «Времена года»,

×         Р. Шуман «Дед мороз»,

×         Р.  Шуман «Зимой»,

×         Г.В.  Свиридов «Метель», «На тройке».

«Весенние кружева»

 

×         П.И. Чайковский «Весна» из цикла «Времена года»,

×         А. Л. Вивальди«Весна» из цикла «Времена года»,

×         Н.Я.Мясковский  «Весеннее настроение»,

×         Ф. Ф. Шопен  «Весенний вальс»,

×         Э.Х. Григ «Весной»,

×         И. Штраус «Весенние голоса».


Формы и методы работы с детьми: беседы, слушание, танцевально – игровое, изобразительное творчество, просмотр видео, фрагментов мультфильмов, презентации, рассматривание иллюстраций, портретов композиторов, релаксация.

По мере изучения репертуара классических произведений с музыкальным руководителем воспитатели ежемесячно в группе вместе с детьми осуществляет рефлексию через организацию различных видах изобразительной деятельности (работа в творческой мастерской).

Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на  духовно - нравственное  воспитание детей, посредством слушания классической музыки.

Планируемые результаты:

Для детей:

Дети:

1.       Познакомятся с композиторами – классиками.

2.       Научатся узнавать на слух классические произведения, слышать и распознавать в классических произведениях характерные признаки разных времен года,

3.       Научатся понимать содержание, описывать характер музыкальных произведений,

4.       Научатся импровизировать, передавая настроение от прослушанного произведения в музыкально-ритмических движениях, выражать свои впечатления от прослушивания в изобразительном искусстве,

Родители:

1.       Повысят компетенцию в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию.

Педагоги:

1.     Станут активным соучастниками детей в их творческой и познавательной деятельности,

2.     Повысят  компетенцию в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию.

 

Литература и источники:

 

1.     Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду»

2.     Бочкарев Л.В. «Психология музыкальной деятельности»

3.     Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.  «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

4.     Виноградов Л.В. «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

5.     Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

6.     Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»

7.     Никитина Б. С. «Чайковский: старое и новое»

8.     Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»

9.     Смирнов М. А. «Эмоциональный мир музыки»

10.          Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»

11.          Холопова В. Н. «Музыка как вид искусства»

12.          Якобсон П. М. «Психология художественного восприятия»

13.          musical-sad.ru

14.          detsad.narod.ru

15.          nsportal.ru

16.          maaam.ru

17.          detpoisk.ru

18.          detsad-kitty.ru

19.          doshkolnik.ru

20.          dou-profi.ru

21.          medvejonok-nk.ru

22.          music-school97.ru

23.          gym1565sv.mskobr.ru

24.          bal-ds43.edumsk

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Классическая музыка детям"

Проект по образовательной области «художественно-эстетическое развитие «Классическая музыка детям».Для эффективной воспитательно- образовательной работы я выбрала:Проект «Классическая музыка детям»Обр...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям»

Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...

Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».

Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...

Творческий проект на тему: "Классическая музыка и дети.Знакомство с творчеством крымского композитора Алемдара Караманова"

Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности дошкольных учреждений с использованием инновационных педагогических технологий. К ним относится проект...