Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Дюбко Людмила Гурьяновна

Развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_priemy.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Поскольку одна из задач развития детского творчества – обогащение опыта детей, то активно используются объяснительно-иллюстративные методы. В их составе выделяются словесные и наглядные методы. Словесные методы – это беседа, рассказ воспитателя. Наглядные методы – наблюдение, показ фотографий, картинок, иллюстраций, репродукций, слайдов, видофрагментов, демонстрация опытов, детское экспериментирование.

Развитию детского творчества старших дошкольников способствуют практические методы, с помощью которых в разных видах деятельности детей решаются следующие задачи:

1)формирование умений и навыков деятельности. Дети осваивают новые способы работы с разными материалами, изображения предметов и образов окружающего мира, нетрадиционные техники;

2)формирование творческой активности детей предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности в выборе сюжета, композиции, цвета; поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; использование адекватных образу средств выразительности; умение отстаивать свою точку зрения.

Детское творчество старших дошкольников неразрывно связано с игрой. Поэтому для его развития необходимо использовать игровые методы. По мнению Е.А.Яковлевой, «различные виды игр дают ребенку материал для развития творческого потенциала». Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательное влияние дидактических игр на развитие детского творчества, писал: «Каждая дидактическая игра, если она по силам ребенку-дошкольнику, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». С помощью игровых методов, – отмечает Н.И. Иванова, – происходит обучение в процессе собственной самостоятельной и активной деятельности ребенка,  направленной на «открытие» им нового знания». По наблюдениям Л.А.Парамоновой, в процессе применения игровых методов реализуется принцип:  креативности, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало дошкольников, приобретение ими собственного опыта активной творческой деятельности.

В развитии детского творчества А. Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение со старшими дошкольниками  возникшей в любой деятельности (игровой, изобразительной, трудовой) проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем.

Для развития детского творчества старших дошкольников используются различные приемы. Прием в педагогике – это 1) способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы, которые составляют основу творческого решения любой проблемы, называют эвристическими. С. Барре приводит перечень эвристических приемов, формулируя их в виде вопросов, которые вполне эффективно могут использоваться для развития детского творчества старших дошкольников в разных видах продуктивной деятельности.

В психолого-педагогической литературе находим приемы развития творческого воображения старших дошкольников. Это объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Объединение (агглютинация) – это когда фантастическая идея можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов.  Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект (сфинкс, единорог, избушка на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы). Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Например, детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д. Преувеличение или преуменьшение – это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Акцентирование – это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Типизация – самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Все эти приемы (конечно, без четкого осознания и знания их названий) применяются детьми для создания фантастических образов, описаний: сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов, людей и т.д.

Формы развития детского творчества старших дошкольников весьма разнообразны – коллективные, групповые, индивидуальные. Коллективные формы – это экскурсии в музеи, походы в театр, на концерты, выставки. Групповые и подгрупповые формы развития детского творчества используются в процессе совместной деятельности детей и воспитателей и в самостоятельной деятельности детей – в играх, изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование). В свободной деятельности старших дошкольников, во время развлечений и праздников используются игры, соревнования, конкурсы. Индивидуальные формы работы с детьми обязательно используются при развитии детского творчества, так как учет индивидуальные особенностей, склонностей и интересов каждого ребенка – обязательное условие развития детского творчества.

Таким образом, развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Предпочтение отдается игровым методам обучения. Приемы развития детского творчества у старших дошкольников выступают как часть методов обучения, они достаточно специфичны: объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей. Эта деятельность может носить интегрированный характер, т.е. объединять разные виды деятельности дошкольников. Различные формы развития детского творчества (коллективные, групповые, индивидуальные) могут включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (изобразительную, речевую, музыкальную, познавательную).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природный материал как средство развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста

—Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже н...

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Методы и формы формирования экологических знаний у старших дошкольников

Аннотация: Детям дошколь­ного возраста свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Ведущими становятся методы, формы и средства экологического вос­питания. В работе с детьми...

«Современные подходы к развитию детского творчества в старшем дошкольном возрасте посредством музыкально - ритмической деятельности»

Использование современных технологий музыкального развития даёт возможность раскрыть личность, инициативу, познавательные и творческие способности ребёнка. Благодаря современным технологиям...