Социальная адаптация младших дошкольников к ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Садырина Светлана Федоровна
Мы предполагаем, что наибольшей результативности в организации взаимодействия педагогов и семьи по вопросам адаптации детей раннего возраста к детскому саду можно достичь в ходе комплексного использования различных педагогических мероприятий, включающих индивидуальное информирование и организацию содержательной совместной деятельности родителей друг с другом и со своим ребенком при посещении групп адаптации, в сочетании с традиционными формами группового информирования родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, особенностей развития детей раннего возраста. Такая подготовительная работа с родителями будет способствовать более успешной адаптации детей к детскому саду, а соответственно развитию детей и укреплению и сохранению их здоровья.
 
С целью решения проблемы эффективной организационной формы работы с родителями, на базе  МБДОУ  ЦРР  детского сада  № 75 организован детский клуб «Золотой ключик» для  детей, не посещающих детский сад,      
       Анализ опыта работы клуба показал, что развивающие занятия  наиболее востребованы родителями двухлетних детей. Поэтому реализуются программы, рассчитанные на детей в возрасте от 1 года до 2-х лет (студия «Малышок») и  студия «Малыш» для детей 2-3-х лет. 
 
      Ценностью этих программ является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных возможностей и интересов детей раннего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, в этот период формируются двигательные навыки,  речевая активность, закладываются основы психики.  Но адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к замедлению темпа психофизиологического развития или к невротическим реакциям, таким, как  капризы, страхи, беспокойство, повышенная возбудимость. По данным официальной статистики, распространенность патологии и заболеваемость детей ежегодно увеличивается на 4-5%. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями России. В этой связи, все большую значимость приобретает технология раннего сопровождения и психопрофилактическая поддержка детей, а также социально-психологическая помощь родителям в подготовке  ребенка к посещению  дошкольного учреждения. От организации  работы всего педагогического коллектива, от умения выработать единую педагогическую позицию зависят перспективы нахождения каждого ребенка в детском саду, профилактика его возможных заболеваний и трудностей в развитии.

 Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.  Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру.  

      Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы  определили актуальность данного исследования:

-  с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей,

-  с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию образовательных учреждений и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям.  

     Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

      Цель:  создание благоприятной социальной ситуации для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

      Задачи:

  • Использование эффективных организационных форм работы с родителями, направленных на формирование у ребенка раннего возраста доверительного отношения к воспитателям группы, позволяющих предупредить трудности адаптации ребенка к детскому саду;
  • Обучение родителей методам и приемам взаимодействия с детьми, способствующим полноценному развитию детей и успешной адаптации их к новым социальным условиям;
  • Создание комфортной предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста;
  •  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

     Механизмы реализации проекта:

         Для решения поставленных задач может быть использован следующий  

     комплекс методов:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
  • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ,
  • анкетирование, интервьюирование,
  • изучение детских работ;
  • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.  

          Мы предполагаем, что наибольшей результативности в организации взаимодействия педагогов и семьи по вопросам адаптации детей раннего возраста к детскому саду можно достичь в ходе комплексного использования различных педагогических мероприятий, включающих индивидуальное информирование и организацию содержательной совместной деятельности родителей друг с другом и со своим ребенком при посещении групп адаптации, в сочетании с традиционными формами группового информирования родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, особенностей развития детей раннего возраста. Такая подготовительная работа с родителями будет способствовать более успешной адаптации детей к детскому саду, а соответственно развитию детей и укреплению и сохранению их здоровья.

       Наработанный материал проходил апробацию в течение  2014-2016 годов, показал хорошую результативность, заключающуюся в спокойной адаптации детей, быстром привыкании их к условиям детского сада, более низкой заболеваемости.

Ожидаемые результаты:

-  успешная адаптация детей к новым социальным условиям;

- создание благоприятного эмоционального климата в группе детей раннего возраста;

- овладение родителей методам и приемам эффективного  взаимодействия с детьми;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Механизм осуществления проекта.

      С целью решения проблемы эффективной организационной формы работы с родителями, на базе  МБДОУ  ЦРР  детского сада  № 75 организован детский клуб «Золотой ключик» для  детей, не посещающих детский сад,      

       Анализ опыта работы клуба показал, что развивающие занятия  наиболее востребованы родителями двухлетних детей. Поэтому реализуются программы, рассчитанные на детей в возрасте от 1 года до 2-х лет (студия «Малышок») и  студия «Малыш» для детей 2-3-х лет.  

      Ценностью этих программ является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных возможностей и интересов детей раннего возраста.

       Занятия проводятся два раза в неделю,  длительностью 1 час.  

     Беседы с родителями адаптационной группы в начале ее работы показали, что они пришли в эту группу для того, чтобы их дети лучше адаптировались к детскому саду, научились взаимодействовать с воспитателем и друг с другом, приобрели определенные умения и навыки в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, успешно развивались. Кроме того, родители хотели научиться лучше понимать своих детей и взаимодействовать с ними.

       С первых дней работы группы педагог стремится объединить детей, родителей, родителей и детей.   На первых встречах многие родители скованны, не все идут на контакт с педагогом. Знаний родителей относительно особенностей их детей часто явно не достаточно для благополучного взаимодействия c детьми и друг с другом. Навыки общения, уровень познавательного развития некоторых детей ниже нормы.

          На первых занятиях малыши нередко проявляют агрессию, конфликтуют со сверстниками. Многие дети насторожены,  с большим трудом привыкают к совместным играм, отказываются от участия в них, оставаясь наблюдателями, неохотно идут на контакт со взрослым.  В результате работы группы дети научились слышать воспитателя, реагировать на него, взаимодействовать друг с другом (играть, рисовать, петь, танцевать), у них появились навыки общения, уровень развития детей повысился по сравнению с началом работы группы, они стали более самостоятельными и дисциплинированными. Посредством реализации разработанной программы отмечается позитивная динамика в поведении и развитии детей.

           На занятиях показывают, в какие игры можно играть с детьми дома, как с ними общаться, чтобы все это способствовало успешному развитию каждого ребенка. Используются индивидуальные и групповые методы работы. Психолог находит  возможность побеседовать с каждым родителем индивидуально, выясняет трудности и проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей, дает советы, возможность родителям решить проблемы самостоятельно. Также родители обмениваются опытом воспитания детей, помогают руг другу в решении проблем.  

        Во время встреч педагог сначала показывает родителям как можно взаимодействовать с детьми сама, затем предлагает родителям самим совершить то или иное действие с детьми, даёт задание на дом (в какие игры лучше поиграть, что читать с детьми, о чем им рассказать и т.д.    Эффективно используется метод «общий круг», дети и родители концентрируют внимание друг на друге, учатся совместной деятельности, общаться друг с другом.

       В начале работы группы родителям предлагают оформить дневник развития ребенка. В котором поэтапно фиксируют все достижения каждого ребенка. Благодаря этому родители смогли узнать, что умеет и чему может научиться их ребенок в определенный момент жизни, в конкретном возрасте. Ведение дневника научило родителей наблюдать за развитием своих детей, анализировать развитие, находить пути успешного решения проблем в развитии ребенка, прогнозировать результат.

   По словам родителей,

  • они стали больше общаться со своими детьми, больше уделять  им внимания,
  • осознали важность игры в жизни детей,
  •  узнали об особенностях развития их детей,
  • научились взаимодействовать друг с другом, с детьми,
  • приобрели навыки наблюдения за развитием детей,
  • избавились от некоторых комплексов (стали более уверенными в себе и своих возможностях воспитания детей).

     Привлечение родителей способствовало созданию доброжелательной благоприятной атмосферы, повышению уверенности и улучшению настроения у детей.

Создание комфортной предметно-развивающей среды

в группе детей раннего возраста

       Умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками Теоретической основой для организации предметно-развивающей пространственной среды для детей раннего возраста послужили исследования Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, Н. М. Аксариной, а также нормативные документы СанПиНа.

При ее создании  учитываются следующие принципы:

  • опоры на зону ближайшего развития – личность ребенка может формироваться только в тесном сотрудничестве со взрослым (Л.С. Выготский);
  • непрерывности и целостности – реализуется через систему групп кратковременного пребывания (когда ребенок переходит из одной группы в другую, обеспечивается его всестороннее развитие: физическое, эмоциональное, познавательное, речевое и т. д.);
  • совмещения игровой и познавательной деятельности детей;
  • постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.


Основные
характеристики предметной среды группы раннего возраста:

  • разнообразие наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
  • доступность расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (низкая мебель, открытые шкафы);
  • зонирование построение не пересекающихся друг с другом игровых и обучающих зон;
  • крупномасштабность игрушек - соразмерность самому ребенку или кукле.
  • оптимальность - разумный оптимум в насыщении среды материалами и игрушками;
  • цветовой дизайн - эстетичность, преобладание в группе 3-х основных цветов и оттенков;
  • сочетание новизны и традиций - отсутствие увлечения материалами «нового поколения», сбалансированный подбор, ориентация на большую развивающую ценность;
  • трансформируемость - материалы и оборудование легко перестраиваются, являются многофункциональными, по отношению к каждому виду деятельности рассматриваются с точки зрения их размещения целостно;
  • полоролевая специфика - обеспечение среды как общими, так и специфичными играми, игрушками, материалами для мальчиков и девочек.

Предметно-развивающая среда МБДОУ ЦРР детского сада №75

     Уголок конструктивной деятельности. Многообразие конструкторов и их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной. Рациональное размещение игрушек позволяет ребёнку беспрепятственно выбирать те из них, которые интересны малышу в данный период времени. Очень важно учитывать разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение.

     Игра с куклами. В этой игровой зоне ребёнок постигает азы взрослой жизни. Игровой уголок состоит из нескольких частей: кухня, столовая, комната, спальная комната, дополнением служат коляски. Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций. Ребёнку интересно выполнять роль взрослого. Это вселяет в него уверенность, учит «взрослой» жизни.      Дети раннего возраста любят все игрушки, которые гремят, звенят, шумят. Взрослым это порой представляет неудобство, но тем не менее, все эти шумные игрушки развивают малыша. Поэтому необходимо в группе раннего возраста найти место для расположения детских музыкальных инструментов.

    Уголок ряжения. Это придаст не только своеобразие воспитательному процессу, но и позволит маленькому ребёнку самостоятельно решать некоторые вопросы.

     Книжный уголок соседствует с уголком «шумовых» игрушек. Наполнение книжного уголка разнообразят внесение разного рода театров. Театрализованная зона для игр в группах раннего возраста стимулирует развитие речи ребёнка, благоприятно действует на формирование эмоциональной сферы.

    Уголок двигательной активности. Мобили, машины не только помогают организовать сюжетно -отобразительную игру, но и служат в раннем возрасте дополнительным средством в стимулировании движений. Спортивное оборудование расположено в зоне досягаемости ребёнка. Очень удачно в данном случае подобраны яркие, лёгкие корзины, где лежат мячи, кольцебросы, кегли. Использование массажных ковриков незаменимо  в массировании стоп ног.

    Уголок сенсорного развития. Пособия на любой вкус – пирамидки, вкладыши, втулочки, кнопочницы, шнуровки. Всё это развивает тонкую моторику рук, способствует обогащению сенсорного опыта. Зона познавательной деятельности – уголок настольно – печатных игр.

     Цветовая гамма, яркость красок, украшение стен также являются частью развивающей среды ребёнка, так как действуют на всестороннее развитие малыша, посредством сенсорного воспитания, формирования эстетического вкуса. Использование в оформлении группы текстильных материалов не только выполняет функцию разделения игровых зон, но и создаёт уют в помещении, создавая домашнюю обстановку. Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей, развитие их творческого потенциала, а также создание положительного эмоционального настроя.

Результаты работы.

         В целях изучения процесса адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада,  а также для определения эффективности развивающих занятий,  в октябре 2016г. проведено психологическое исследование поведенческой реакции 24-х вновь поступивших воспитанников 2-й младшей группы, из них 13 детей посещали детский клуб (контрольная группа).

         Методы  исследования: 

  • Изучение общих анамнестических сведений о ребенке;
  • Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности;
  • Анкетирование  родителей;
  • Собеседование с педагогами группы,
  • Заполнение карты  А.С. Роньжиной.

         Для более полного представления о ходе адаптационного периода детей проводились беседы и анкетирование  родителей.    Ответы родителей на вопросы, предлагаемые в анкете, характеризуют становление психофизических  реакций у каждого ребенка, степень социализации, особенности эмоциональной сферы, межличностных отношений в детском коллективе.

      94%  родителей контрольной группы детей заметили позитивные изменения в ребенке, они отмечают, что дети с желанием  идут в детский сад,  наблюдают повышение физического и психического уровня развития детей. По ответам родителей, занятия помогли им лучше узнать  своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности. Наряду с этим, родители воспитанников клуба больше доверяют педагогам, так как видели их отношение к детям, оценили их профессионализм.

     36% родителей детей, не посещавших занятия клуба,  говорят о возбудимости детей, наличия у них страхов, частых простудных заболеваний, медленном и неспокойном засыпании дома.

      Выводы родителей свидетельствуют о том, что психопрофилактическая программа с детьми адаптирующихся к условиям детского сада прошла успешно, наблюдается динамика в адаптации детей к дошкольному учреждению, что преобладающее большинство детей  безболезненно адаптировались к детскому саду.

     В результате анализа  проведенного психологического исследования и анкетирования родителей были получены следующие показатели:

Таблица №1

Результаты диагностики детей, посещавших занятия клуба:

(Октябрь 2016 г.)

Высокий

Средний

Низкий

9 чел.(69%)

4 чел.(31 %)

0

           

          Из таблицы видно, что всего 69% детей легко адаптировались к детскому саду,  для 31% дошкольников характерен  средний уровень адаптации.    

         По результатам психолого-педагогического наблюдения: 100 % дошкольников, регулярно посещающих занятия в клубе, показывают положительные сдвиги в общем развитии. Дошкольники легче устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми, чаще проявляют инициативу, самостоятельность в игре, проявляют речевую активность, свободно выражают свои эмоции,  с удовольствием участвуют во всех играх, у них ниже процент заболеваемости.      Согласно данным исследований у воспитанников первой группы улучшились показатели развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, улучшилось состояние зрительной памяти, внимания.                                                  

                                                                                                                Таблица №2

Результаты диагностики детей, не посещавших занятия клуба:

(Октябрь 2016 г.)

Высокий

Средний

Низкий

0

7чел.(64 %)

4 (36%)

        У другой части детей (не посещавших клуб) адаптация проходила с осложнениями: 7 воспитанников имели среднюю тяжесть адаптации,  4 детей - низкий уровень. Для этих детей характерно нестабильное эмоциональное состояние, конфликтность, преобладание негативных эмоций при изменении привычной ситуации, при переходе к новым режимным моментам.  С этими детьми  проводилась дополнительная индивидуальная работа по оптимизации эмоционального состояния,  налаживанию контактов со сверстниками.  

          Конкретизируя вышесказанное, можно сделать вывод, что          реализуемая развивающая программа позволяет ребенку успешно адаптироваться в группе воспитанников, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

        Благодаря реализации новейших педагогических технологий и методик, выявление и развитие у детей интересов и способностей,  обогащение социально-эмоциональной сферы каждого ребенка,  пребывание детей в дошкольном учреждении  становится интересным, радостным и полезным.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формах, средствах и методах социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ

Социальная адаптация детей – это процесс обучения навыкам взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие навыков самообслуживания.Важным аспектом социальной адаптации является принятие и...

Дополнительная программа социально-коммуникативной направленности по адаптации младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям дошкольного учреждения «Добрый, добрый детский сад»

Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Поэтому важно оп­р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Условия позитивной социальной адаптации старших дошкольников

Условия позитивной социальной адаптации старших дошкольников...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...