Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ (из опыта работы).
статья на тему

Воробьева  Елена Владимировна

Информатизация общества и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности стали ведущими тенденциями мирового развития. Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы жизни, науки, образования, производства, что требует соответствующих знаний и умений их использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt_v_dou.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных

технологий в работе  ДОУ (из опыта работы).

Современное общество испытывает быстрые фундаментальные изменения во всех сферах деятельности, которые, в первую очередь, касаются новых путей создания, хранения, передачи и использования информации. Информатизация общества и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности стали ведущими тенденциями мирового развития. Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы жизни, науки, образования, производства, что требует соответствующих знаний и умений их использовать.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме использования ИКТ в последние годы, анализ профессиональных педагогических источников показал, что ИКТ рассматриваются, в основном, как средство формирования навыков самостоятельной работы, общепознавательных умений, логического мышления.

В контексте отношения человека к информации, ее оценки, отбора для практического использования, организации современной информационной деятельности возникает проблема исследования сущности и содержания ИКТ, их функциональных возможностей.

Научные достижения А. Билан, И. Коваль, Е. Михеевой, О. Панасик дают нам возможность, в первую очередь, определить сущность понятия "информационные технологии".

Понятие "информация" и "знание" не являются тождественными: информация - объективная, знание - субъективное. Информация – это знания в коммуникативной форме, средство передачи (транспортировки) знания. Она является сырьем, полуфабрикатом, суррогатом знания. С точки зрения семиотики информация – это знание в знаковой форме. Ее можно использовать для измерения различных свойств и отношений реальных объектов и систем.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Так, что же такое информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)? Это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,  Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г.К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е.С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова и др.).

На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся средством формирования предметно-развивающей среды, инструментом профессиональной деятельности педагога. И современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Так, в Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 24.03.2010 г. № 209 прописано, что педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям должны владеть современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

ИКТ в нашем обществе стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования. Действительно,  занятия становятся более интересными и увлекательными. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Общие требование предъявляемые для использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе:

  1. Психолого-педагогические (отбор материала, организация деятельности, адаптивность, формы предъявления информации);
  2. Эргономические (расположение и предъявление информации, использование текста, применение изображений);
  3. Эстетические (выразительность, целостность);
  4. Конструктивно-технические (конструктивная универсальность, сопроводительная документация, эффективность труда педагога, эффективность труда ребёнка);
  5. Строгое отслеживание времени на каждый этап.

Целью использования ИКТ в образовательном процессе - обучение, развитие и воспитание дошкольников.

Задачами по внедрению ИКТ в работу ДОУ является:

  • Создание  единого информационного  пространства ДОУ.
  •  Подготовка  кадров  к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе  
  • Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом  к компьютерной технике, к информационным ресурсам.  
  • Интеграция ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения.
  • Создание  банка   методических материалов, разработок по использованию ИКТ  в работе с дошкольниками.

В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

  •  Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
  •  Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.
  • Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.
  • Высокая цена на мультимедийное оборудование.
  • Недостаток специальных помещений.
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ, о которых не стоит забывать.

  • Предъявление информации на экран компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание.
  • Проблемные задачи ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • Предоставляется возможность индивидуализации обучения.
  • Ребенок самостоятельно регулирует темп и количество игровых решаемых обучающих задач.
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе и в том, что он многое может.
  • Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам их исправит.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, совместных развлечений.

СанПиН 2.4.1.2660 – 10 предусматривает требования  к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 

    1.15. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав потребителей  и потребительского рынка.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником.

Планирование образовательной деятельности в электронном виде является удобным, читабельным, эстетичным и позволяет вместить большее содержание любого из разделов образовательной деятельности.

Кроме планов образовательной деятельности в электронном виде оформляется вся документация. Это и табель посещаемости, сведенья о родителях; протоколы родительских собраний; заседание родительского комитета; антропометрические данные; оздоровительные и профилактические мероприятия;  наблюдения во время карантина.

В нашем дошкольном учреждении создана информационная среда, которая      включает в себя:

  • Кабинеты старшего воспитателя, психолога и логопеда оборудованные компьютером, принтером, сканером, подключенные к сети Интернет. Изучение имеющейся литературы и опыта работы, создание информационной базы о детях и родителях, анкеты. Использование информационных технологий в работе с родителями (родительские собрания, консультации, папки – передвижки, брошюры, памятки). Участие в заочных конкурсах  и конференциях муниципального, регионального и Всероссийского   уровнях,  как педагога, так и воспитанников. Оценка и обобщение опыта работы  воспитательно-образовательного процесса   (круглый стол, педсовет, фото- и видеоматериалы). Обобщение опыта работы для презентаций педагогам.
  • Наличие в группах ДОУ телевизоров, DVD-плееров, магнитофононов,  фотоаппаратов. В некоторых группах при помощи родителей уже приобретены компьютеры и принтеры. Дети рассматривают фотографий (прогулка, группа, праздники, развлечения) и их обсуждают. Просмотр видеоматериалов на занятиях и в свободное время детьми. Просмотр видеоматериалов родителями на собраниях, образовательно-игровых тренингах. Запечатление моментов свободной и организованной деятельности детей (прогулка, занятие, развлечения, праздники, театрализованные этюды, режимные моменты, соревнования, игровое взаимодействие детей,). Отображение практического взаимодействия родителей и педагогов на родительских конференциях, семинарах-практикумах, игрового моделирования способов родительского взаимодействия взрослых и детей. Просмотр фото- и видеоматериалов родителями на собраниях, презентаций в рамках педагогических лекториев, практикумов. Презентация опыта работы для коллег, отчетная документация.
  • Музыкальный зал  оснащен мультимедийным проектором, музыкальным центром, синтезатором. Прослушивание аудиозаписей в процессе проведения занятий (художественная литература, познавательный блок) и в свободной деятельности (динамические минутки, прием пищи, музыкальные паузы, развлечения, вечера шалости). Прослушивание аудиозаписей родителями на собраниях, при  анализе ситуаций взаимодействия детей («Говорят дети», «Правильно ли я поступил(а)?»). Проведение занятий по реализации образовательных видов деятельности.

Существует ряд требований к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер;
  • Легкость для самостоятельных занятий детей;
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • Возрастное соответствие;
  • Занимательность.

  Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций
  • Новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошкольного образования.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, использование портфолио, игровых технологий и т. д.

Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

У детского сада есть собственный сайт в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о преподавательском составе ДОУ, о предметно-развивающей среде,  полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную, исследовательскую активность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОО....

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".

quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...