Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ (из опыта работы).
статья на тему
Информатизация общества и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности стали ведущими тенденциями мирового развития. Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы жизни, науки, образования, производства, что требует соответствующих знаний и умений их использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt_v_dou.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникативных
технологий в работе ДОУ (из опыта работы).
Современное общество испытывает быстрые фундаментальные изменения во всех сферах деятельности, которые, в первую очередь, касаются новых путей создания, хранения, передачи и использования информации. Информатизация общества и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности стали ведущими тенденциями мирового развития. Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы жизни, науки, образования, производства, что требует соответствующих знаний и умений их использовать.
Несмотря на повышенный интерес к проблеме использования ИКТ в последние годы, анализ профессиональных педагогических источников показал, что ИКТ рассматриваются, в основном, как средство формирования навыков самостоятельной работы, общепознавательных умений, логического мышления.
В контексте отношения человека к информации, ее оценки, отбора для практического использования, организации современной информационной деятельности возникает проблема исследования сущности и содержания ИКТ, их функциональных возможностей.
Научные достижения А. Билан, И. Коваль, Е. Михеевой, О. Панасик дают нам возможность, в первую очередь, определить сущность понятия "информационные технологии".
Понятие "информация" и "знание" не являются тождественными: информация - объективная, знание - субъективное. Информация – это знания в коммуникативной форме, средство передачи (транспортировки) знания. Она является сырьем, полуфабрикатом, суррогатом знания. С точки зрения семиотики информация – это знание в знаковой форме. Ее можно использовать для измерения различных свойств и отношений реальных объектов и систем.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Так, что же такое информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)? Это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г.К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е.С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова и др.).
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся средством формирования предметно-развивающей среды, инструментом профессиональной деятельности педагога. И современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Так, в Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 24.03.2010 г. № 209 прописано, что педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям должны владеть современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
ИКТ в нашем обществе стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования. Действительно, занятия становятся более интересными и увлекательными. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Общие требование предъявляемые для использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе:
- Психолого-педагогические (отбор материала, организация деятельности, адаптивность, формы предъявления информации);
- Эргономические (расположение и предъявление информации, использование текста, применение изображений);
- Эстетические (выразительность, целостность);
- Конструктивно-технические (конструктивная универсальность, сопроводительная документация, эффективность труда педагога, эффективность труда ребёнка);
- Строгое отслеживание времени на каждый этап.
Целью использования ИКТ в образовательном процессе - обучение, развитие и воспитание дошкольников.
Задачами по внедрению ИКТ в работу ДОУ является:
- Создание единого информационного пространства ДОУ.
- Подготовка кадров к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
- Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, к информационным ресурсам.
- Интеграция ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения.
- Создание банка методических материалов, разработок по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.
В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
- Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
- Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.
- Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.
- Высокая цена на мультимедийное оборудование.
- Недостаток специальных помещений.
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- Бесплановость, случайность применения ИКТ;
- Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ, о которых не стоит забывать.
- Предъявление информации на экран компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание.
- Проблемные задачи ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- Предоставляется возможность индивидуализации обучения.
- Ребенок самостоятельно регулирует темп и количество игровых решаемых обучающих задач.
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе и в том, что он многое может.
- Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам их исправит.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, совместных развлечений.
СанПиН 2.4.1.2660 – 10 предусматривает требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
1.15. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником.
Планирование образовательной деятельности в электронном виде является удобным, читабельным, эстетичным и позволяет вместить большее содержание любого из разделов образовательной деятельности.
Кроме планов образовательной деятельности в электронном виде оформляется вся документация. Это и табель посещаемости, сведенья о родителях; протоколы родительских собраний; заседание родительского комитета; антропометрические данные; оздоровительные и профилактические мероприятия; наблюдения во время карантина.
В нашем дошкольном учреждении создана информационная среда, которая включает в себя:
- Кабинеты старшего воспитателя, психолога и логопеда оборудованные компьютером, принтером, сканером, подключенные к сети Интернет. Изучение имеющейся литературы и опыта работы, создание информационной базы о детях и родителях, анкеты. Использование информационных технологий в работе с родителями (родительские собрания, консультации, папки – передвижки, брошюры, памятки). Участие в заочных конкурсах и конференциях муниципального, регионального и Всероссийского уровнях, как педагога, так и воспитанников. Оценка и обобщение опыта работы воспитательно-образовательного процесса (круглый стол, педсовет, фото- и видеоматериалы). Обобщение опыта работы для презентаций педагогам.
- Наличие в группах ДОУ телевизоров, DVD-плееров, магнитофононов, фотоаппаратов. В некоторых группах при помощи родителей уже приобретены компьютеры и принтеры. Дети рассматривают фотографий (прогулка, группа, праздники, развлечения) и их обсуждают. Просмотр видеоматериалов на занятиях и в свободное время детьми. Просмотр видеоматериалов родителями на собраниях, образовательно-игровых тренингах. Запечатление моментов свободной и организованной деятельности детей (прогулка, занятие, развлечения, праздники, театрализованные этюды, режимные моменты, соревнования, игровое взаимодействие детей,). Отображение практического взаимодействия родителей и педагогов на родительских конференциях, семинарах-практикумах, игрового моделирования способов родительского взаимодействия взрослых и детей. Просмотр фото- и видеоматериалов родителями на собраниях, презентаций в рамках педагогических лекториев, практикумов. Презентация опыта работы для коллег, отчетная документация.
- Музыкальный зал оснащен мультимедийным проектором, музыкальным центром, синтезатором. Прослушивание аудиозаписей в процессе проведения занятий (художественная литература, познавательный блок) и в свободной деятельности (динамические минутки, прием пищи, музыкальные паузы, развлечения, вечера шалости). Прослушивание аудиозаписей родителями на собраниях, при анализе ситуаций взаимодействия детей («Говорят дети», «Правильно ли я поступил(а)?»). Проведение занятий по реализации образовательных видов деятельности.
Существует ряд требований к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер;
- Легкость для самостоятельных занятий детей;
- Развитие широкого спектра навыков и представлений;
- Возрастное соответствие;
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
- Новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования.
Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, использование портфолио, игровых технологий и т. д.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
У детского сада есть собственный сайт в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о преподавательском составе ДОУ, о предметно-развивающей среде, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную, исследовательскую активность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОО....
«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с использованием информационно - коммуникативных, здоровьесберегающих технологий, нетрадиционной техники аппликации (обрывание)
НОД аппликация в средней группе...
Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".
quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
«Витамины и здоровье» с использованием информационно-коммуникативных, игровых технологий.
laquo;Витамины и здоровье»с использованием информационно-коммуникативных,игровых технологий....