Сообщение из опыта работы "Современные формы организации работы с детьми по краеведению"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Малютина Лариса Владимировна

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.

         Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_dlya_4_ds.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75»

Сообщение из опыта работы по теме:

«Современные формы организации краеведческой работы

с детьми старшего дошкольного возраста»

г. Березники, 2017

        Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.

        Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

        Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

        Руководствуясь Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, ФГОС ДО, Программой воспитания и обучения «От рождения до школы» мы определили основные задачи патриотического воспитания дошкольников старшего возраста:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

        Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

        Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. И если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, в том месте, где он родился, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

        Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

        Хотим рассказать о нескольких формах работы, используемых в нашей группе.  

        Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

        Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у нас появилась возможность решать задачи патриотического воспитания в интересной, творческой форме, объединяющей общими целями и задачами всех участников образовательного процесса.

        Результатом такой совместной деятельности стало создание лэпбука «Мои Березники».

        Содержание работы   с лэпбуком в группе детей старшего дошкольного возраста:

- «Конверт с географической картой города Березники»

Цель: Рассматривание географического месторасположения города Березники на физической карте, рассматривание бассейна реки Кама.

- «Портрет Дьякова С.П.»

Цель: познакомить детей с главой города Березники, его профессиональной деятельностью.

- Фотографии герба и флага города Березники

Цель: познакомить детей с символикой города Березники, их значением.

- Дидактическая игра «Собери герб, флаг города Березники»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе, флаге города

- Буклет «Памятники города Березники» (объёмный 3D формат)

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, его историей и современностью.

- Книжка со стихами березниковских поэтов.

Цель: познакомить детей с литературным творчеством писателей-земляков, воспитывать чувство любви к родному городу.

- Фотографии детей на фоне городских достопримечательностей.

Цель: Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта, развивать связную речь детей. Вовлекать родителей в совместную деятельность по патриотическому воспитанию.

- Дидактической игры «Комплименты городу Березники» (красивый, родной, любимый, зелёный, строящийся, развивающийся, цветочный…)

Цель: Учить детей говорить комплименты, вежливые слова нашему городу, выкладывая на силуэт берёзки зелёные листочки, один листочек – один комплимент; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

- Книжка с завязками «Березники» для дидактической игры «Расскажи о своём городе» (план - схема)

Цель: Упражнять детей в составлении рассказов о родном городе, используя план-схему:

- как называется мой город;

- на какой реке стоит мой город;

- растительный и животный мир;

- достопримечательности города;

- какие заводы есть в нашем городе;

- мой домашний адрес;

- за что я люблю свой город.

- Буклет «Березники промышленные»

Цель: Познакомить детей с промышленными объектами города Березники («Уралкалий», Ависма, Сода-хлорат, Азот); рассмотреть фотографии о деятельности этих предприятий; рассказать о профессиях (шахтёр, металлург, лаборант, токарь).

- Коробочка с вопросом

Цель: познакомить детей с продукцией предприятий нашего города через решение проблемного вопроса «Что лежит в коробочке?». В коробочку выкладывается продукт предприятия (титановая губка, калийная соль, кусочек металла титана и др.) и проводится совместная исследовательская деятельность по разрешению вопроса: где это производится (добывается), люди каких профессий том участвуют, для чего это используется.

Конверт с раскрасками «Профессии»

Цель: закреплять знания детей о профессиях тружеников промышленных предприятий.

- Иллюстрация (фотопанорама) моста через реку Кама.

Дидактическая игра: лото «Животный мир Пермского края»

Цель: закреплять знания детей о многообразии животного мира Пермского края; обогащать и активизировать словарь ребенка, развивать диалогическую  речь.

- Дидактическая игра «Поймай рыбку в реке Кама» (магнитная)

Цель: расширять и закреплять знания детей о пресноводных рыбах,  обитающих в реке Кама; обогащать и активизировать словарный запас детей; упражнять в нахождении гласных звуков в названиях рыб; развивать память.

- «Красная книга Прикамья»

Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими животными Пермского края, рассказать о природоохранной деятельности человека.

- План-схема микрорайона, в котором расположен «Детский сад № 75».

Цель: Рассматривание микрорайона детского сада; нахождение на схеме значимых социальных объектов и своего дома; обозначение своего дома личной фотографией; закрепление знаний домашнего адреса; определение пути безопасного маршрута следования до своего дома из детского сада и в обратном направлении.

        Решению вопросов знакомства с родным городом и краем способствует актуальный ныне метод проектов. Основная его цель - развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В нашей группе был успешно реализован проект «Детско-родительский квест «Памятники города Березники».

        Актуально использовать игры-презентации, которые реагируют на действия пользователей. Такая форма работы вызывает у детей особый интерес, что в свою очередь помогает лучше усваивать новую информацию или закреплять же знакомую. Реализуется такая игра-презентация с помощью различных эффектов анимации.

        Кроме того,  использование мультимедийных презентаций в работе с детьми решает одну из проблем, с которой сталкивались педагоги ранее: где найти необходимый наглядный материал.

        Мы хотим познакомить вас с одной из таких игр на краеведческую тему: «Мои Березники», посвященную 85-летию нашего города.

В процессе формирования основ краеведения ребенок:

  • приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
  • овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
  • определяет свою социальную роль;
  • имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
  • обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
  • приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
  • развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
  • учится самоорганизации, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогической площадке. "Экологические проекты,как форма организации работы с детьми в летний период"

В последнее время, в нашем саду в летний период пракикуется разработка и реализация экологических проектов самими педагогами.Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с большим удовольст...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ - ИНВАЛИДАМИ" ВОСПИТАТЕЛЬ НЕТРЕБСКАЯ Н.С

Опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов....

Методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...

Презентация как одна из форм организации работы с детьми дошкольного возраста

Мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования  как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, ...

Игра как одна из форм организации работы с детьми

Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать....

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2.Экскурсии3.Экологические праздники и досуги4.Экологические акции5.Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6.Труд детей в природе7.Раб...