Доклад
методическая разработка (младшая группа) на тему

Саенко Ирина Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Взаимосвязь использования нетрадиционных техник рисования и развития связной речи детей»

                                                                                                                                                                                                                                Развитие речи - это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих  учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев,  В. А. Сухомлинский. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Некоторые  дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.  Словарный запас очень низок.

Проанализировав методическую литературу различных авторов, я  определила для себя цель-организовать работу с детьми так, чтобы сформировать у них интерес к продуктивным видам деятельности. Развить художественно-творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, которые в свою очередь будут способствовать развитию речевых умений и навыков.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

  • разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
  • повышение уровня речевого развития детей;
  • формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  • проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
  • развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
  • развитие у детей эстетических чувств.

        Определив основное направление в работе, я приступила к созданию условий для реализации поставленной цели. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

В группе оборудованы центры:

  • «Речевой активности»  -  книги, различные дидактические игры;
  •  «Развиваем пальчики» -  в котором, имеются разнообразные: мозаики,  пазлы, шнуровки, кубики, прищепки.
  •  «Юный художник» - где для детей доступны различные изобразительные материалы, книжки - раскраски, альбомы для рассматривания «Филимоновская и Дымковские игрушки», иллюстрации, игры, рисование по трафаретам.

Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности.

В своей работе, чтобы развить у детей мелкую моторику рук и речь, я использую:

  • Пальчиковые игры-упражнения;
  • Пальчиковый театр;
  • Нетрадиционные виды рисования:

        Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала  с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий («Виноград», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко» «Тюльпаны», «Птицы»).

        С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из овощей и фруктов. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, и т. д. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Маленькой елочке холодно зимой».

        Интересна детям техника рисования смятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

        Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Плюшевый мишка», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик».

        В ходе работы я не забывала, что рисование для детей — это прежде всего игра, поэтому НОД  провожу в непринужденной, доброжелательной обстановке с использованием сюрпризных моментов, потешек, прибауток, сказочных персонажей. Ну и, конечно, не ограничиваю детскую свободу, предоставляю возможность экспериментировать с красками. В процессе обыгрывания сюжета и непосредственно рисования я общаюсь с детьми, задаю вопросы. Такая организация изодеятельности стимулирует речевую активность детей.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами внимательно рассматриваем, обсуждаем готовые рисунки.

Организуя НОД по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы. 

Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. С целью углубления и обогащения знаний родителей   провожу консультации, индивидуальные беседы, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования. Показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях, оформляю выставку готовых работ.

Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками.

Результативность опыта.

 На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Наблюдаются положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию связной речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...