Семинар-практикум "Технология проектов: этапы деятельности"
методическая разработка на тему

Тренина Татьяна Викторовна

Материал для работы с педагогами ДОУ по освоению проектного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_po_proektam.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Технология проектов: этапы деятельности

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Выбор темы легко направить в нужное русло, используя способ «культурного продавливания». Для этого используются следующие приемы:

  • Мотивация на основе проговаривания детских идей: «Ребята, я слышала ваш разговор о …. Может быть вы хотите об этом узнать побольше (рассказать всем, что вы знаете)?» и т.п.
  • Мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации в группе).
  • Чтение, предварительная экскурсия.
  • «модель трех вопросов».

Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? В свободное время (вечером, утром) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотели бы узнать по предполагаемой теме. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для проекта. Просто ведет разговор, который в плане оформляется как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи. Высказывания детей записываются печатными буквами на специально расчерченном бланке. Возле каждой записанной идеи ставят имя автора. В модели трех вопросов разговор с детьми о домах будет выглядеть так:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Дома строят люди, чтобы в них жить (Люда)

Дома бывают разными, большие и маленькие (Сережа)

Дома все строят, не только люди (Сема)

Кто придумал строить дома? (Саша)

Почему дома в 100 этажей не падают? (Ира)

Как люди раньше жили без домов? (Петя)

Как могут птицы строить дома, ведь у них рук нет? (Коля)

Спросить у взрослых (Ира)

Самим подумать или спросить у родителей (Маша)

Прочитать в книге (Лена)

Посмотреть в передаче «В мире животных» (Саша)

 Опрашивать всех детей вовсе не обязательно. Заполненная таблица вывешивается на видном месте.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Выбор темы проекта определяется на основе анализа:

- изученных проблем детьми по результатам рабочей диагностики, личных интересов детей, изменений в развивающей среде;

- содержания программы по конкретной возрастной группе;

- особенностей сезона.

    Начиная работу над проектом, необходимо использовать разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них могут быть следующие:

- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему.

- необходимость оформления выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;

- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). На этапе разработки и выполнения проекта дети при участии педагога намечают план достижения цели, способы ее реализации. Чтобы решить ту или иную проблему, необходимо как можно больше о ней узнать, собрать всю доступную информацию.

       Осуществляется поисково-познавательная творческая деятельность детей в процессе реализации проекта. Благодаря такой необходимости дети учатся пользоваться энциклопедической литературой, имеющейся в группе, дома.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

        Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработать план продвижения к цели (обсудить план с педагогами, родителями).
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Заняться сбором и накоплением материала.
  6. Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности по образовательным областям.
  7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Организовать и провести презентацию проекта или открытое мероприятие.

Матрица разработки педагогического проекта

Существует множество матриц и соответственно методик разработки педагогического проекта. В работе с детьми известна методика педагогического проекта, предложенная Л.Д.Морозовой, к.п.н., ст. преп. МГПИ

Матрица проекта

1.Название проекта:________________________________________________

2.Тематическое поле:_______________________________________________

3.Проблема:________________________________________________________

4.Цель:___________________________________________________________

5.Задачи:_________________________________________________________

6.Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

 • _____________________________________________________________

 • _____________________________________________________________

7.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________

 8.Вид проекта:______________________________________________________

 9.Состав участников:________________________________________________

 10.Межпредметные связи:

Название раздела программы

Содержание        

Задачи

11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:___________________________

 12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_____________________

 13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап        

Содержание деятельности

Сроки

14.Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Сроки

  • Занятия        
  • Наблюдения        
  • Экспериментирование, моделирование
  • Экскурсии        
  • Самостоятельная работа с родителями
  • Групповое обсуждение        

  15.Форма проведения презентации:______________________________

Из общего обсуждения темы, из заполнения таблицы «трех вопросов» рождается основа плана – как по содержанию, так и по видам деятельности. Дальнейшее развитие проекта может произойти при составлении плана  «Паутинка» во время утреннего сбора. Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных образовательных областях.

Далее имеет смысл заполнить таблицу, в которой будет расписано содержание работы по каждой образовательной области, сформулированы задачи, необходимо также отметить, в какой форме будут они реализовываться (в совместной с педагогом деятельности, включая НОД, либо ребенку будет дано задание для самостоятельного выполнения, либо задание будет дано для совместной работы ребенка с родителями).

Далее необходимо определиться со сроками реализации той или иной деятельности и с формой презентации готового продукта (рассмотреть еще раз матрицу)

После реализации проекта необходимо провести этап рефлексии, т.е. обсуждения с детьми достигнутой цели и вклада каждого в общее дело.


Практическое задание для педагогов

1 группа

1.1.Сформулируйте тему проекта по разделу программы  «Познавательное развитие»

1.2.Ожидаемый результат по вашим проектам

1.3.Цели и задачи проекта по направлениям работы: дети, родители, сотрудники

1.4. Сформулируйте  мероприятия  для первого этапа проектной деятельности по выбранной теме: создание мотивации у детей, ознакомление с проектом родителей, привлечение сотрудников д/с к формулированию и планированию проекта.

2 группа

1.1.Сформулируйте тему проекта по разделу программы  «Художественно-эстетическое развитие»

1.2.Ожидаемый результат по вашим проектам

1.3.Цели и задачи проекта по направлениям работы: дети, родители, сотрудники

1.4. Сформулируйте  мероприятия  для первого этапа проектной деятельности по выбранной теме: создание мотивации у детей, ознакомление с проектом родителей, привлечение сотрудников д/с к формулированию и планированию проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»

Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....

Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"

Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...

Выступление-доклад на педагогическом совете ДОУ "Нормативный проект. Этапы работы над проектом"

Выступление-доклад на педагогическом совете ДОУ "Нормативный проект. Этапы работы над проектом". Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.Нормативная проектная деятельно...

Презентация на тему "Виды проектов, этапы проектов на основе проекта "Бумажная куколка""

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод п...