Семинар-практикум "Технология проектов: этапы деятельности"
методическая разработка на тему

Тренина Татьяна Викторовна

Материал для работы с педагогами ДОУ по освоению проектного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_po_proektam.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Технология проектов: этапы деятельности

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Выбор темы легко направить в нужное русло, используя способ «культурного продавливания». Для этого используются следующие приемы:

  • Мотивация на основе проговаривания детских идей: «Ребята, я слышала ваш разговор о …. Может быть вы хотите об этом узнать побольше (рассказать всем, что вы знаете)?» и т.п.
  • Мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации в группе).
  • Чтение, предварительная экскурсия.
  • «модель трех вопросов».

Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? В свободное время (вечером, утром) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотели бы узнать по предполагаемой теме. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для проекта. Просто ведет разговор, который в плане оформляется как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи. Высказывания детей записываются печатными буквами на специально расчерченном бланке. Возле каждой записанной идеи ставят имя автора. В модели трех вопросов разговор с детьми о домах будет выглядеть так:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Дома строят люди, чтобы в них жить (Люда)

Дома бывают разными, большие и маленькие (Сережа)

Дома все строят, не только люди (Сема)

Кто придумал строить дома? (Саша)

Почему дома в 100 этажей не падают? (Ира)

Как люди раньше жили без домов? (Петя)

Как могут птицы строить дома, ведь у них рук нет? (Коля)

Спросить у взрослых (Ира)

Самим подумать или спросить у родителей (Маша)

Прочитать в книге (Лена)

Посмотреть в передаче «В мире животных» (Саша)

 Опрашивать всех детей вовсе не обязательно. Заполненная таблица вывешивается на видном месте.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Выбор темы проекта определяется на основе анализа:

- изученных проблем детьми по результатам рабочей диагностики, личных интересов детей, изменений в развивающей среде;

- содержания программы по конкретной возрастной группе;

- особенностей сезона.

    Начиная работу над проектом, необходимо использовать разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них могут быть следующие:

- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему.

- необходимость оформления выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;

- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). На этапе разработки и выполнения проекта дети при участии педагога намечают план достижения цели, способы ее реализации. Чтобы решить ту или иную проблему, необходимо как можно больше о ней узнать, собрать всю доступную информацию.

       Осуществляется поисково-познавательная творческая деятельность детей в процессе реализации проекта. Благодаря такой необходимости дети учатся пользоваться энциклопедической литературой, имеющейся в группе, дома.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

        Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработать план продвижения к цели (обсудить план с педагогами, родителями).
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Заняться сбором и накоплением материала.
  6. Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности по образовательным областям.
  7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Организовать и провести презентацию проекта или открытое мероприятие.

Матрица разработки педагогического проекта

Существует множество матриц и соответственно методик разработки педагогического проекта. В работе с детьми известна методика педагогического проекта, предложенная Л.Д.Морозовой, к.п.н., ст. преп. МГПИ

Матрица проекта

1.Название проекта:________________________________________________

2.Тематическое поле:_______________________________________________

3.Проблема:________________________________________________________

4.Цель:___________________________________________________________

5.Задачи:_________________________________________________________

6.Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

 • _____________________________________________________________

 • _____________________________________________________________

7.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________

 8.Вид проекта:______________________________________________________

 9.Состав участников:________________________________________________

 10.Межпредметные связи:

Название раздела программы

Содержание        

Задачи

11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:___________________________

 12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_____________________

 13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап        

Содержание деятельности

Сроки

14.Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Сроки

  • Занятия        
  • Наблюдения        
  • Экспериментирование, моделирование
  • Экскурсии        
  • Самостоятельная работа с родителями
  • Групповое обсуждение        

  15.Форма проведения презентации:______________________________

Из общего обсуждения темы, из заполнения таблицы «трех вопросов» рождается основа плана – как по содержанию, так и по видам деятельности. Дальнейшее развитие проекта может произойти при составлении плана  «Паутинка» во время утреннего сбора. Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных образовательных областях.

Далее имеет смысл заполнить таблицу, в которой будет расписано содержание работы по каждой образовательной области, сформулированы задачи, необходимо также отметить, в какой форме будут они реализовываться (в совместной с педагогом деятельности, включая НОД, либо ребенку будет дано задание для самостоятельного выполнения, либо задание будет дано для совместной работы ребенка с родителями).

Далее необходимо определиться со сроками реализации той или иной деятельности и с формой презентации готового продукта (рассмотреть еще раз матрицу)

После реализации проекта необходимо провести этап рефлексии, т.е. обсуждения с детьми достигнутой цели и вклада каждого в общее дело.


Практическое задание для педагогов

1 группа

1.1.Сформулируйте тему проекта по разделу программы  «Познавательное развитие»

1.2.Ожидаемый результат по вашим проектам

1.3.Цели и задачи проекта по направлениям работы: дети, родители, сотрудники

1.4. Сформулируйте  мероприятия  для первого этапа проектной деятельности по выбранной теме: создание мотивации у детей, ознакомление с проектом родителей, привлечение сотрудников д/с к формулированию и планированию проекта.

2 группа

1.1.Сформулируйте тему проекта по разделу программы  «Художественно-эстетическое развитие»

1.2.Ожидаемый результат по вашим проектам

1.3.Цели и задачи проекта по направлениям работы: дети, родители, сотрудники

1.4. Сформулируйте  мероприятия  для первого этапа проектной деятельности по выбранной теме: создание мотивации у детей, ознакомление с проектом родителей, привлечение сотрудников д/с к формулированию и планированию проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»

Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....

Этапы деятельности педагога и детей в процессе проведения образовательной ситуации.

Этапы деятельности состоят из трех блоков:1. Мотивационно-побудительный – на этом этапе педагог должен использовать те методы и приемы, которые будут побуждать ребенка к действию, вызывать интерес к и...

Проект « Забавы Матушки Зимы» (проект совместной деятельности воспитателей, родителей и детей)

проект совместной деятельности воспитателей, родителей и детей...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речевого и творческого потенциала детей посредством реализации кружковой работы ».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Пре...

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по  сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников  и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....

Проект организованной деятельности педагога с детьми средней группы с ОНР через организацию художественно продуктивной детской деятельности. Тема: "Путешествие в гости к Весне."

Цель: Вызвать интерес к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка....