Мы -друзья природы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Пахомова Инна

данный конспект может быть применён в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_druzya_prirody.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Мы – друзья природы».  

Образовательная область «Познание»

Задачи:

  1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.
  4. Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка), подбирать однокоренные слова.

Материалы и оборудование:

  • оформление группы: деревья, цветы, муравейники, грибы-мухоморы, паутина с пауком на кустах, еж, змея, гнездо с птенчиками, бабочки;
  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Экскурсия в лес»;
  • CD-диски: «Голоса птиц», «Наедине с природой».

Звучит музыка летнего леса, пение птиц, журчание ручья.

Воспитатель. Друзья мои, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. Давайте отправимся в лес. Но не за грибами и не за ягодами, а за... чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим удивит вас. Словом, отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернёшься. И вот что удивительнее всего: лесных чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель. Как красиво поют птицы! Мы слышали их голоса, записанные на диск. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети. в парке, на озере, на море, в лесу.

Воспитатель. Лес любит песни, потому что он очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

Дети присаживаются на поляне, слушают аудиозапись «Наедине с природой», делятся впечатлениями.

Дети. Как здесь интересно! Сколько тропинок!

Воспитатель. Прежде, чем отправиться по лесной тропинке, вспомним правила поведения в лесу.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова)

Воспитатель. Ребята, а что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно, лес – это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Леса бывают разные.

Лес, где растут берёзы, называют...

Дети. Березняк, берёзовая роща.

Воспитатель. Как вы назовёте лес, где растут ели? Сосны?

Дети. Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес.

Воспитатель. Много дубов...

Дети. Дубрава.

Воспитатель. Как вы думаете, что такое смешанный лес?

Дети. Лес, где растут сосна, берёза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)

Воспитатель. Лес нам теперь откроет и другие свои тайны. Дети, давайте прогуляемся вот по этой тропинке.

На тропинке лежит змея.

Дети. Нет, по этой тропинке нельзя идти, там змея греется на солнышке со своими детёнышами. Она может нас ужалить. Подумает, что мы хотим её убить, обидеть её детёнышей.

Воспитатель. Нет, дети, она добрая. Змея может ужалить нас, если мы ей наступим на хвост или на спину, не заметив её в траве. Песенку змеи помните?

Дети. У змеи – «шипелочка». «Шу-шу-шу, потихонечку шуршу».

Воспитатель. Тогда пойдёмте вот по этой тропинке.

На кустах висит паутина с пауком.

Дети. Нет, нет! Сюда тоже нельзя! Видите, какая узенькая тропочка, здесь паутина и пауки. А убивать пауков и обрывать паутину нельзя. Они полезные, ловят в свои сети мух, комаров, ос. Правда, есть и ядовитые, такие как паук-крестовик, каракурт, тарантул, скорпион.

Воспитатель. Ну тогда пойдёмте вот по этой тропинке.

Рядом с деревом большой муравейник.

Дети.

– Здесь муравейник! Значит, в траве много муравьёв. Мы их можем задавить, затоптать. А они очень полезные. Сюда мы не можем идти.

– Муравьи – очень интересные насекомые. Они большие труженики. С ранней весны и до поздней осени они трудятся.

– Муравьи – санитары леса. Они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

– Муравьи – это залог здоровья леса, поэтому нельзя разрушать муравейники.

Воспитатель. Послушайте, как говорится о муравьях в стихотворении.

Дети.

Муравьишки-торопышки

Не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке

Тащут зёрнышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живёт трудом:

Всё, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай! (А. Бабаджан)

Воспитатель. Друзья мои, что-то долго мы не можем попасть на полянку. Видно, заблудились. Друг наш лес, помоги, нас к полянке приведи.

На большом экране демонстрируется слайд с изображением лесной поляны.

Вот мы и вышли на полянку. Спасибо! Смотрите, как здесь красиво: много цветов, бабочек, пчёл, кузнечиков. Разве это не чудесно! Давайте полюбуемся, понаблюдаем за этой красотой. Нельзя рвать цветы охапками, чтобы потом их бросить.  Цветами надо любоваться. Смотрите, какие они красивые! Цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.

 Видите, сколько над цветами летает бабочек. Они красивы, как и цветы, невесомы и... ранимы.

Дети.

– Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным острым хоботком.

– Смотрите, какие бабочки! Вот павлиний глаз.

Первый ребенок.

А дневной павлиний глаз

Нарядился на показ.

Посмотри, как он одет:

Красный бархатный жилет,

Синие разводы...

Чудеса природы.

Второй ребенок.

Мне очень, очень нравится (подходит к крапивнице и показывает руками)

Крапивница-красавица.

Над ромашкой пляшет, пляшет

И цыганской шалью машет.

Воспитатель. Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали.

Воспитатель. Ребята, продолжим наше путешествие по лесным тропинкам. Пойдём вот по этой тропке.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Воспитатель. Кто хочет рассказать чистоговорку и скороговорку о еже?

Дети.

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

Жи-жи-жи, в лесу живут ежи.

Ежу на ужин жук нужен.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

У ежа ежата.

Воспитатель. Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится... Какие предметы мы называем словом «иголка»?

Дети. Иголки у елки, у сосны, у лиственницы, иголки у кактуса, швейные иголки, иголки для уколов.

Воспитатель. Какие это иглы?

Дети. Еловые, сосновые, лиственные, швейные, медицинские.

Воспитатель. А чем похожи все иглы?

Дети. Все они тонкие и острые.

Воспитатель. Сегодня мы с вами путешествовали по лесным тропинкам, полянкам, увидели много интересного. Мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?

Ответы детей.

Воспитатель. Чтобы человек стал другом Природы, он должен быть добрым.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей. (И. Мазнин)

Ребята, подберите однокоренные слова к слову Родина.

Дети. Род, родной, родитель, родители, родня, родные, родственники, родительское (православный праздник, собрание), прародитель.

Воспитатель. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ветру, цветам, солнцу, друг другу, птицам, бабочкам...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....