самообразование
методическая разработка (старшая группа) на тему

«Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2016-2017_uch.g.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Теткинский детский сад «Сказка»

План по самообразованию

педагога - психолога

Маркелова Людмила Викторовна

Тема самообразования:

«Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

2016-2017 учебный год

                                                                        2016-2017уч.год

Актуальность темы

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка, что определило выбор темы итоговой работы «Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса «совместная деятельность педагога и детей».

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:

• Расширять представления детей о "большом мире" через мультимедийные презентации.

• Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

• Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели. (мнемотаблицы)

• Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);

• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями (мнемотаблицы);

• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми.

• Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;

• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;

• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Цели:         
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

- повышение собственного профессионального уровня

Задачи:

   - изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

    - овладение достижениями психолого-педагогической науки;

    - повышение общекультурного уровня;

    - применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического           сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса МБДОУ №16

    - обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт

Основные этапы и направления работы по самообразованию.

Этапы работы

Направления работы

Сроки реализации

1.

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).

 Изучение психолого – педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

В течение года

2

Диагностический

Создание программы коррекционных занятий для дошкольников

В течение года

3

Практический

Введение в практику коррекционной работы.

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста. Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

В течение года

4

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

В течение года

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. - Дошкольное воспитание №9, 1998. - с.91

2.Балашова С. Формирование способностей в процессе контроля знаний и умений / С. Балашова // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С.8-12.

3.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. - Речь, 2006. - 32 с.

4.Белобрыкина О.А. Познавательная функция речи. / / Речь и общение. - Ярославль: Академия развития "Академия К", 1998. - С.9-14

5.Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех - К.: Знания, 2007. - 343 с.

6 .Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.

7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.

8 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

10..Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

11.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 - 1984.

12.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М.: 1982. т.2

13.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. - К.: Вища шк., 1995. - 432 с.

14.Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976.

15.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети - М.: Знание, 1991, №9.

16.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.

17 .Голуб Н. Реализация эвристической функции познавательных задач опережающего характера в работе с 6-летними учениками / Н. Голуб // Гуманизация учебно-воспитательного процесса.- Науч.-метод. хр. - Вып. XXII. - Славянск: СДПУ, 2004. - С.242 - 246;

18 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2004. - № 37. - С.24-29.

19.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры " в развитии ребенкадошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 - 87.

20.Запорожец А. В. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1986.

21.Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблем восприятия. // Избр. психол. тр. Т. 1. М., 1986.

22.Концепция национального воспитания // Родная школа. - 2003. - №6. - С.36.

23.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

24 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. - М.: Педагогика, 1994. - 144 с

25 .Модзалевский Л.Н.. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». СПб.,1869, с.162

26 .Морозова Н. Учителю в познавательном интересе / Н. Морозова. - М.: Знание, серия Педагогика и психология, 1999. - 432 с.

27 .Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. - М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.

28 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

29 .Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.

30 .Повьякель Н. Психодиагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста : навч.-метод. пособ./ Н. Повьякель. - К.: НПУ им. М.П. Драгоманова, „Полиграф-Центр, 2006. - 165 с

31 .Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1988.

32 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. - К.: Академвидав, 2006. - 465 с.

33 .Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев : Радянська школа, 1985. 128 с.

34 .Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.

35 .Сычева В. Формирование обще учебных и специфических умений и навыков учащихся / В. Сычева // Родная школа. - 2003. - № 11. - С. 15. - 19

36 .Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 10. 51

37 .Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО "Модэк", 1998.

38 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247;

39 .Улькина Т.В. Особенности содержания познавательных способностей. Ранняя психодиагностика и психологическая поддержка одаренных детей с особыми потребностями // Актуальные проблемы воспитания и обучения студентов с особыми потребностями. Сборник научных трудов - К.: Университет „Украина, 2002. - Выпуск 1. - С. 173 -179;

40 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999.

41.Фицула В. Педагогика : учеб. пособ. / В. Фицула - К.: Академвидав, 2006. - 432 с.

42.Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1994.

43.Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Ч. Щукина. - М.: Книга, 2001. - 435 с.

Изготовление методического материала

Название

Цель

Период изготовления
2016-2017 уч. г.

Изготовление дидактической игры  на тему: «Профессии»

Профориентационная работа с воспитанниками

Сентябрь

Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у воспитанников

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Октябрь

Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность»

Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями

Ноябрь
Декабрь

Создание минут релаксации, психологических настроев

Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса

Январь

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Для организационных моментов в совместной деятельности

Февраль

Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»

Развитие зрительного внимания воспитанников

Март
Апрель

Создание картотеки игр

Коррекция и развитие психических процессов воспитанников

Май

Изготовление дидактической игры «Найди отличия»

Развитие внимания, мышления воспитанников

Июнь

Создание карточек для работы с бусами «Сложи правильно»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Июль
Август

Практическая работа. Планируемая совместная деятельность.

Название

Направление. Форма работы.

Период

1

Проведение мониторингового обследования на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Методики-игры: «Собери бусы», «Подбери фигуру», «Лишний предмет». «Что увидел», «Шахматная доска», «Знаковый тест», «Перепутанные линии», «Лабиринт», «Расставь точки», «Запомни картинки», «Разучим упражнения», «Запомни предмет», «Запомни слова», «Запомни сказку», «Подбери по цвету», «Узнай форму», «Разложи по величине», «Различи предметы», «Разрезные картинки», «Необычное животное», «Придумай сказку».

Сентябрь-ноябрь 2016 г.

2

Коррекционно-развивающая совместная деятельность с дошкольниками по развитию познавательных способностей.

-Сюжетно-ролевая психотерапия, базирующаяся на игровых психотехниках;

- драм-терапия с разыгрыванием игровых сюжетов и тем;

-спортивные и двигательные тематические игры;

·рисуночная арт-терапия, базирующаяся на изобразительной деятельности с использованием игровых психотехник(изо-терапия);

·библиотерапия, что включает как написание, так и творческое прочтения и толкования литературных образов и произведений, в том числе и сказкотерапия;

·куклотерапия с подготовкой и разыгрыванием сюжетов;

·драм-терапия;

·музыкотерапия как сопровождающий вид психотерапии и психокоррекции психических состояний ребенка

Ноябрь-май

 2016-2017 г.г.

3

Исследование уровня развития детей

 - Индивидуальный констатирующий эксперимент на начальном этапе направленный на выявление у каждого из них уровней развития.

- Моделирование системы использования игровых психотехник и её реализация в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент.

- Индивидуальный контрольный констатирующий эксперимент с целью проследить динамику развития вследствие целенаправленной и систематической работы.

Сентябрь.

Февраль.

Май 2016-2017 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...