Игры по социально-эмоциональному развитию
картотека по теме

Назаркина Елена Владимировна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_sotsialno.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по социально-эмоциональному воспитанию

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

 «НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

-- Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2.  «РОДИТЕЛИ»

-- Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3. «НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

На лугу растут цветы

          Небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны.)

          К солнцу тянутся цветы.

          С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх.)

          Ветер дует иногда,

          Только это не беда.

(Дети машут руками над головой, изображая ветер.)

          Наклоняются цветочки,

          Опускают лепесточки.

(Присели.)

          А потом опять встают

          И по-прежнему цветут.

4.«ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише», «тише» дети приседают, на слова «выше», «выше» - выпрямляются.)

5.«ПРОСНИСЬ»

     Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

     (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся»  может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.)

     Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. ( «Д.в. №12, 2000г.)

6. «ИДИ СЮДА»

     В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии.

Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково,  то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

7. «ЛЯГУШКИ»

     а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете  делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.                                                                          

     Б) Две весёлые лягушки

        Ни минутки не сидят,

        Ловко прыгают подружки,

        Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

8. «КОТИК»

     Лучик котика коснулся,

     Котик сладко потянулся.

(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

9. «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

     а) Есть в лесу три полочки.

         Ели – елки – елочки.

         Лежат на елях небеса,

         На елках – птичьи голоса,

         Внизу на елочках – роса.

            («Ели» - стоя на носках, руки вверх.

            «Елки» - руки в стороны, ступни прижаты к полу.

            «Елочки» - присесть, руки вперед.)

      б) Заблудились мы в лесу (грустно)

          Закричали все: «Ау!» (громко)

          Ой! (весело)

          Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

10. «ЁЖИК»

    а)  Вот лежит иголок ворох

         И две пары ножек.

         В клубок свернулся от лисы

         Наш колючий ёжик.

(Изобразите свернувшегося в клубок ежа.)                                                                                                

      б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

         Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

         Пусть ему навеют сны снежные метели,

         Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев,  снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно.)

«МЫШИ»

     На носочках ходят мыши,

     Чтобы кот их не услышал.

(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

     

    Создание эмоционального настроя в ходе занятий.

В нашем ДОУ введён блок занятий по социально-эмоциональному воспитанию. Работая по программе по социально-эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» под ред. Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., я разработала цикл занятий для детей II младшей группы, учитывая индивидуальные особенности психоэмоционального состояния детей.

Блок «Уверенность в себе» позволяет воспитывать в ребёнке умение отстаивать собственное мнение, учить доверять своим эмоциям, формировать у детей положительную самооценку и постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Занятие 1. «Отражение в зеркале».

Задачи:

             -  учить детей любить себя, своё тело и свой организм;

- развивать умение с помощью жестов, мимики выражать эмоциональное состояние персонажа;

Занятие 2. «Какого цвета твои глаза?»

Задачи:

            - закреплять и уточнять представления детей о частях лица;

            - развивать умение выделять характерные особенности во       внешности другого человека;

 - формировать эмоциональную сферу.

Занятие 3. «Ребята и зверята. Дикие животные».

Задачи:

             - обучать детей традициям общения, побуждать соотносить со словами выразительные движения;

   - развивать воображение, фантазию, речевое внимание, слух;

- воспитывать умение чувствовать состояние других, сопереживать; с любовью и заботой относиться к окружающей нас природе.

Занятие 4. «Какой подарок ты хочешь получить?»

Задачи:

- формировать у детей желание получать и дарить подарки;

- развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;

- побуждать детей к активному общению, развивать умение строить диалог.

Занятие 5. «Вкусы бывают разные».

Задачи:

- формировать представления детей о вкусах;

- учить детей входить в образ персонажа в игре;          

Блок «Чувства, желания, взгляды» решает задачи соотношения эмоций ребёнка с миром природы, происходящими событиями и личностными побуждениями, распознавания различных эмоций и причин, их порождающих, умения принимать позицию другого.

Занятие 1. «Как мы выражаем свои чувства».

Задачи:

- учить детей понимать эмоциональные состояния других по выражению лица, позе, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и жесты;

- развивать наблюдательность, воображение;

- воспитывать чувство ответственности и умение сопереживать.

Занятие 2. «Грусть».

Задачи:

- учить дифференцировать поступки сказочных персонажей;

- развивать умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

- способствовать сплочению детского коллектива;

Занятие 3. «Спокойствие. Игра-сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море».

Задачи:

- учить детей входить в образ воды, ветра, солнышка;

- способствовать проявлению спокойствия;

- формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Блок «Социальные навыки» предполагает обучение коммуникативным навыкам в ходе создания проблемных ситуаций, развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности, самосознания, умения анализировать и предотвращать конфликты.

Занятие 1. «Взаимопомощь».

Задачи:

- развивать чувство единства, умение действовать согласованно;

- повышать у детей уверенность в себе;

- развивать внимание и воображение, координацию движений.

Занятие 2. «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Задачи:

- учить ребят использовать в речи ласковые и нежные слова и выражения;

- развивать способность отвечать за свои поступки;

- воспитывать в детях любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Занятие 3. «Плохо быть одному».

Задачи:

- дать ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить своё настроение;

- развивать групповую сплочённость, повышать уверенность в себе.

Занятие 4. «Этикет для малышей.  «Вежливые бельчата».

Задачи:

- знакомить детей с правилами этикета;

- давать детям возможность эмоционально переживать последствия соблюдения норм общественного поведения;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира.

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Педагог имеет возможность приобщить детей к удивительному миру природы во время непосредственного общения с ней, то есть, на прогулках. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта. Педагогам и родителям следует «бить тревогу», если ребёнка-дошкольника не привлекают яркие краски и запахи природы, оставляя его равнодушным. Наблюдения за различными сезонными явлениями должны стать не только способом познания, но и, в первую очередь, стимулом для выражения ребёнком определённых эмоций, так как эти наблюдения обогащают представление об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Только взрослый может помочь детям получить яркие эмоциональные эстетические впечатления от красоты окружающего мира: жёлтое поле одуванчиков и белоснежный ковёр ромашек («…Опять смеётся лето в открытое окно

                    И солнышка и света полным, полным, полно.

                    Опять трусы и майки лежат на берегу

                    И нежатся лужайки в ромашковом «снегу»), море опавшей шуршащей листвы под ногами, пушистый мир после снегопада, побуждая каждого ребёнка определять своё отношение к воспринимаемым объектам и мимикой, жестами, словами выражать его. Умение человека видеть красоту в любых проявлениях природы с детства является залогом его эмоционального равновесия и гармоничного восприятия мира в дальнейшем.

В моменты общения детей с природой для достижения поставленных целей педагогу необходимо использовать такие игровые упражнения, как, например, «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

«Приласкай, ветерок, облачко»

Ребята, я предлагаю вам перенестись вместе со мной в Сказочную страну, где возможны любые превращения! Присядьте, пожалуйста, и закройте глаза. Представьте, что все вы – воздушные, лёгкие облака, очень красивые, пушистые. Вы поднимаетесь всё выше и выше, плывёте по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики. Но настала пора возвращаться на Землю. Вы спускаетесь всё ниже и ниже. Ой, опустились! Открыли глаза.

(Ребята, ответьте, пожалуйста, вам понравилось путешествие? Какие облака плыли по небу? Покажите, как смеялось весёлое облачко. Как оно щурило глазки? Как вы думаете, когда на небе такие облака, какая может быть погода?)

В пасмурную погоду улучшить настроение детей поможет пальчиковый игротренинг «Что делать после дождика».

- Что делать после дождика? (Соединяем попеременно подушечки    пальцев правой и левой рук.)

-По  лужицам скакать!                 (Пальчики правой руки

- Что делать после дождика?        «скачут» по левой ладошке).

- Кораблики пускать!                 (Делаем двумя руками одновременно

- Что делать после дождика?      широкий размах перед грудью).

- На радуге кататься!                 (Обеими руками «делаем» волны).

- Что делать после дождика?

- Да просто улыбаться!               (Дети улыбаются друг другу).

Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.

Необходимо учитывать тот факт, что в мир театра надо вводить детей постепенно. Я выделила для себя следующие этапы освоения детьми театрализованной игры:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (ёжик сопит, зайка прыгает, лисичка крадётся и т.д.) и основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши).

Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоциональных проявлений персонажа.

Например, психогимнастика в утренние часы:

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Гимнастика пробуждения:

Жук проснулся, потянулся,

С бока на бок повернулся,

Крылышки расправил,

Полетел и зажужжал…

Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей   (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Листочки, листочки по ветру летят…», «Весёлые мячики»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам потешек и стихов («Наша Катя маленька…», «Заинька, попляши…», «Снег, снег» А.Барто»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин «Утка с утятами», К.Ушинский «Васька»).

Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, инот т ипетух и лиса», Теремок»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка Ряба») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Цыплёнок»).

Для освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые я приготовила вместе с детьми:

Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).

Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).

Театр игрушек из ложек («Жихарка»).

Игрушки из коробок («Три поросёнка»).

Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).

Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского ).

Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на социально - эмоциональное развитие

Как известно, игра составляет ведущую роль в жизни ребенка, особенно дошкольного возраста....

Игры по развитию социально-эмоциональной сферы с детьми в ДОУ

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции....

Игры и упражнения на развитие социально - эмоциональной сферы (картотека)

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом ...

Игры для развития социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

В методической разработке представлены игры-имитации, этюды по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста....

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...