Проект "Дымковская игрушка"
проект (средняя группа) на тему

Гусарова Анжела Валентиновна

Цель проекта:

-формировать и развивать основы духовно нравственной культуры детей по средствам ознакомления с народным промыслом;

-способствовать  эстетическому воспитанию, воспитывать уважение.

Задачи проекта:

-изучить истоки декоративного народного  творчества;

-закрепить знания детей о характерных способностях дымковской росписи;

-формировать умения  создавать  узоры по собственному замыслу используя разнообразные  работы кистью  в изображении  знакомых элементов;

-развивать эстетическое восприятие чувство  ритма цвета  творческие способности;

-воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект" Дымковская игрушка"2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад №207» Воспитатель: Гусарова А .В. Проект «Дымковская Игрушка»

Слайд 2

Цель проекта: -формировать и развивать основы духовно нравственной культуры детей по средствам ознакомления с народным промыслом; -способствовать эстетическому воспитанию, воспитывать уважение. Задачи проекта: -изучить истоки декоративного народного творчества; -закрепить знания детей о характерных способностях дымковской росписи; -формировать умения создавать узоры по собственному замыслу используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; -развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета творческие способности; -воспитывать любовь к искусству народных мастеров. Реализация проекта: -Знакомство с историей дымковского промысла -Освоение элементов дымковской росписи -Лепка и роспись дымковских фигурок -Выставка детских работ в группе

Слайд 4

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Слайд 5

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля. Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

Слайд 6

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую , Ковровскую, Филимоновскую . И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Слайд 7

Изготовление Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям отдельные детали собирают и долепливают , используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Слайд 8

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Слайд 11

Значение дымковской игрушки Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.

Слайд 12

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой»). В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки [2] . Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи

Слайд 13

Литература которая использовалась для создания дымковских игрушек

Слайд 20

Заключение Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки, познакомились с новыми малыми фольклорными формами, пополнили свой словарный запас. П олучили первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок, игр. В группе организована выставка «Дымковская игрушка». В дальнейшем нарисованные детьми в ходе реализации проекта дымковские игрушки. Сформировалось умение рисовать простейшие элементы дымковской игрушки, научились создавать узоры по собственному замыслу. У детей привился интерес к искусству народных мастеров . Родители приняли участие в подборе предметов народного промысла; приобрели знания о народной дымковской игрушки; укрепили внутрисемейные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...