"Давайте, поиграем!"
методическая разработка на тему

Павлова Марина Ефимовна

В этом материале представлены музыкально-дидактические игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-didakticheskie_igry.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Давайте, поиграем!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости получают дети, когда мы играем с ними.

Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Каждая игра-это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, стойко переносить свои неудачи. С помощью игры развивается внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

Радость, которую педагог доставит воспитанникам, станет и его радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей совместную деятельность. Так давайте поиграем!

В этом материале представлены музыкально-дидактические игры.

ИГРЫ  ПО  ОБУЧЕНИЮ НОТНОЙ  ГРАМОТЕ

«Характер нот»

Игра для разучивания и запоминания нот.

Ребята должны понимать, что каждая нота-это определённый звук. Каждый звук имеет свою окраску, свой характер. Дети с интересом фантазируют и дают свои характеристики нотам. Например:

ДО          – добрая        

РЕ          - редкая                 

МИ          – милая                

ФА         – фантазерка

СОЛЬ  - солидная

ЛЯ         - легкая

СИ         - симпатичная

«Рисуем музыку»

Игра для развития музыкального слуха.

Дети выбирают любую песню, мелодия которой хорошо им знакома (например, песня «Кузнечик»). Педагог чертит основную линию, с неё начинаем рисовать музыку.________ , затем ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно пропеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего или выше, то точка рисуется соответственно. Если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже соответственно должен быть на линии. И так все ноты. Полученные точки соединяем. Можно подписать слова.

«Волшебная ёлочка»

Данная игра позволит ребятам без труда и с большим удовольствием запомнить названия нот.

На большом листе нарисована ёлочка. На  её ветках - половинки елочных игрушек (шариков), на которых написаны названия нот. Надо подобрать к ним другие половинки елочных игрушек, чтобы можно было прочитать слово целиком.  Например:  с  нотой «ми» из половинок можно собрать слова «до-мик» или  «ми-шка» и др., с нотой «си» - слово  «так-си» и т.д.

«Горка»

Перед детьми нарисованная горка. Нота «ми» катается на санках. Взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, тут уж не задержишься – санки летят. Не успевает «ми» прочитать, что за новое слово вышло. Помогите ей!

Ответ: мишка, мимоза, камин, мир, миска.

Такие горки можно составлять и с другими нотами.

«Весёлые шары»

Перед детьми рисунок -  человечек с шарами. В шарах слова с пропущенными слогами. Чтобы шары не улетели, надо вставить в слова слоги-названия нот.

 «Фотоохота»

Заготавливаются карточки с изображением животных. Они разрезаются на 2 части.

С обратной стороны карточки на одной части нарисована нота на нотном стане, на другой – её название. Таких заготовок несколько. Ребенок берёт половинку, где нарисована нота. Затем выбирает её название. Если название выбрано, верно, то при совмещении частей, когда перевернём карточку, получится целая картинка с изображением животного.

«Помоги распуститься цветку»

Заготовка: серединка листка-цветочка, на которой надпись-гамма. Отдельно заготавливаются лепестки, на которых написаны ноты на нотном стане. Задача в правильном порядке прикрепить лепестки, чтобы получилась гамма.

Если задание сделано, верно, из букв на лепестках можно составить слово.

ИГРЫ «МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

«Загадочный инструмент»

Играющие выбирают водящего. Он выходит. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка). Водящий возвращается и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента:

деревянная основа

имеет струны

средних размеров

играть с помощью смычка

имеет певучее звучание.

Скрипка, догадывается водящий. Затем педагог показывает изображение скрипки и предлагает послушать запись звучания скрипки.

«Живое слово»

Участвуют 2 команды. Педагог раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды (каждая команда имеет свой цвет), а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

 «А+Б»

Соревнуются 2 команды. Каждая команда загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко произносит 1-й слог загаданного слова - противоположная команда думает и говорит окончание слова. Например: рум…ба. Затем меняются местами.

Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

«Кто быстрей?»

Играют 2 команды, от каждой выбирается по одному участнику, они встают в линию. Задание: каждый участник, делая шаг вперёд, говорит название музыкального  инструмента. Правило: повторять дважды одно слово нельзя. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

«Свой оркестр»

Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

Для игры понадобятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Педагог включает любую веселую музыку и показывает карточки, чередуя друг с другом. Какой инструмент изображен на карточке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда педагог очень быстро меняет карточки.

ИГРЫ ДЛЯ  РАЗВИВАЯ  СЛУХА

«Эхо»

Педагог громко, отчетливо поет отдельные ноты и фразы. А дети тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

Вариант 2. Педагог поёт звук громко. Дети 1-го ряда повторяют этот же звук тише.  За ними дети 2-го ряда повторяют еще тише. А дети с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, а в последующем и с их условными обозначениями.

«Медведь, заяц, птичка»

Дети знакомятся с темой «Высота звуков». Педагог играет вразброс звуки. Дети записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П.

2 вариант. Ноты можно сравнить с цветом, когда каждая нота имеет свой цвет.

ИГРЫ  «АССОРТИ»

В этом разделе будет рассказано о различных играх на разную тематику. Эти игры развивают память, нестандартное мышление, внимание, творческие способности. Поэтому и называется «АССОРТИ», то есть всего понемножку.

«Знатоки песни»

Ребята поют хорошо известную им песню. Затем педагог быстро подходит к одному из детей и говорит какое-либо слово или строчку из песни. Тот, к кому педагог обращается, должен быстро сказать следующее слово или продолжить строку песни. Кто из ребят ошибается - выходит из игры. Победители те, кто остался в игре до конца.

«Сами композиторы»

Педагог  раздает детям карточки, на которых изображен сюжет знакомого стихотворения (например, «Наша Таня громко плачет»). Задание играющим - придумать мелодию на  эти стихи.

«Найди свой звук».

Для игры необходимы разнообразные предметы, из которых можно извлечь звуки (ключи, гвозди, банки, бумага, чашки, ложки и прочее). Дети (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), извлекают разные звуки. Затем находят понравившийся тембр, звук, сочетание. После этого каждый воспроизводит свою находку и объясняет, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.

«Представь и услышь».

Перед игрой педагог может обратиться к детям со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Детям предлагается описать или нарисовать:

-  звук мягкого, пушистого облака;

- звук кислого лимона, соленого огурца, красного яблока и т.д.;

- звук большой и маленькой  лужи после дождя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте поиграем.

Математические игры развивают логическое мышление. Подбор математических игр. Игры постоянно дополняются и обновляются....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей I младшей группы "Давайте поиграем"

Сценарий включает в себя игры на развитие мелкой моторики и речи, которые воспитатель предлагает родителям провести вместе со своими детьми. Задачи данного мероприятия составлены с учетом ФГТ....

Игровое занятие с детьми "Давайте поиграем"

Игровое занятие с детьми старшего возраста для повышения уровня коммуникативности....

Проект по физкультуре "Давайте поиграем" с элементами ТРИЗа

Игра – есть выражение стремления молодого организма к деятельности. И только в деятельности дошкольник овладевает навыками, умение подчиняться правилам, осваивает коммуникативную культуру. К сожалению...

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...