Проект «Песочная фантазия» (младший дошкольный возраст)
проект (младшая группа) по теме

Алёхина Марина Васильевна

Проект  «Песочная фантазия»  (младший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok.docx850.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85»

город Бийск

Проект

 «Песочная фантазия»

 (младший дошкольный возраст)

 

воспитатель

Марина Васильевна Мурашова

2017 год

Тип проекта.

 Творческий.

Вид проекта.

 Групповой.

Участники.

 Дети 3 - 4 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность.

Краткосрочный, 2 месяца.

Актуальность

Игры с песком одна из форм естественной деятельности детей. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и при этом раскрепощают скованных, зажатых детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это на прямую связанно с развитием речи, мышления, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, а также на развитие воображения и творческих способностей детей. Игры с песком доступны для детей не только на уличной площадке, но и дома, либо в детском саду. Для игры с песком в помещении требуется лишь небольшой ящик, который можно купить или соорудить самому из подручных материалов – пустых коробок, старых контейнеров и, конечно сам песок, либо его заменители – для маленьких детей наиболее безопасным заменителем является манная крупа.  Небольшие затраты на материалы являются очень еще одним плюсом  в пользу занятий с песком. Еще более весомым плюсом является возможность многофункционального применения песка – с ним можно играть, строить замки, рисовать, сочинять и рисовать сюжеты сказок, может применяться как наглядное пособие по математике (рисование и счет предметов, больше – меньше и т.п.).

В связи с большим количеством положительных характеристик методики рисования песком, с простотой и доступностью применяемых материалов для игр с песком весьма актуальным и целесообразным будет введение  в практику работы с детьми занятий с использованием игр с песком.

Объект исследования.

Ананас Таиландский.

Предмет исследования.

Процесс выращивания ананаса в закрытом грунте.

Цель.

Активизация творческого потенциала детей по средствам развития воображения, развития образного мышления, развитие мелкой моторики и речи.

Задачи.

1)  Раскрыть творческие способности детей.
2)  Привлечь пассивных детей  к творческой деятельности.

3)  Развитие внимания и усидчивости у гиперактивных детей по средствам творческой среды.

4)  Создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов по средствам создание анимационной сказки – рассказа  по средствам песочной анимации.

Гипотеза.

Посредством  игры с песком  можно активировать творческий потенциал детей, развить воображение, образное мышление, мелкую моторику и речь.

Проблемная ситуация.

Складывается в противоречии между широким спектром арт-терапевтических методик и недостаточном использовании их на практике по работе, связанной с развитием творческого потенциала детей.

Принципы работы.

  1. Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
  2. Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют необходимую среду для занятий по песочной анимации (световой стол, световой планшет, прикладные материалы), координирует деятельность детей, направляет их действия по средствам игры. Воспитателя организуют постановку вступительного и заключительного мероприятия (театральная постановка) , проводят консультирования с родителями по поводу использования методов песочной терапии в домашних условиях.

Дети: принимают участие в познавательной и продуктивной творческой деятельности – рисуют на песке сюжеты из сказок вслед за воспитателем, создают свои сюжеты, раскрашивают подготовленные трафареты с помощью цветного песка.

Родители: совместно с детьми и воспитателем создают альбом с рисунками на песке, сделанными в домашних условиях, принимают участие в конкурсе творческих работ «Песочные картины»

Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.

Настольный песочный планшет, песок для рисования на световом столе, салфетки, картотека песочных рисунков по возрастам детей.

Предполагаемый результат.

Увеличение творческой активности детей, развитие внимания и усидчивости, мелкой моторики и речи.  

Повышение уровня заинтересованности родителей в создании совместных творческих продуктов.

Связь с другими видами деятельности.

Организация  образовательной деятельности (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие).

Беседы, наблюдения (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

1. Подготовительный этап

Ознакомление с песочной терапией.

Сбор информации из различных источников о песочной терапии.

Определение цели и задач проекта.

Составление плана работы над проектом.

 

Составление плана основного этапа проектирования.

Предварительная работа с родителями на тему «Волшебный мир песка», в виде родительского собрания.

Подготовка необходимых материалов.

Консультации о песочной терапии, о играх с песком и на песке.

Изучение литературы по песочной терапии и анимации

Разработка картотеки песочных рисунков по возрастам.

Помощь в формировании гипотезы.

Ознакомление  детей с песочным планшетом.

Закрепление, уточнение, систематизация знаний о природном материале - песке.

Развитие интереса  к играм с песком.

Создание у детей радостного настроения.

Закрепление с детьми правил поведения в песочнице.

Активное участие в беседах.

Выдвижение гипотезы.

Ознакомление с настольным планшетом с песком.

Закрепление знаний о природном материале - песке.

Заинтересованность детей в играх с песком.

Закрепление правил поведения в песочнице.

 

 Предварительная работа с родителями на тему «Волшебный мир песка», в виде родительского собрания.

Консультации о песочной терапии, играх с песком и на песке.

2.

Практический этап

Организация занятий и игр с песком, как в подгруппах, так и в парах и индивидуально:

Упражнение «Необыкновенные следы», «Здравствуй, песок!»,

 «Песочный дождик»,

 «Узоры на песке»,

«Узоры на песке двумя руками»,

игра-упражнение «Песочный круг»,

 «Насыпание – пересыпание»,

 «Точка, точка, запятая»,

«Такие разные настроения»,

 «Кто я?»,

 «Волшебное превращение»,

 «Песочные прятки»,

 «Секретики»,

Игра — Школа на песке, «Занимательная геометрия»,

 «Вслепую»,

 «Мы создаем мир»,

 «Секретные задания кротов»,

Игра — Школа на песке «Подсказка».

Беседы с детьми о песке и его свойствах.

Просмотр песочного анимационного фильма.

Проведение двух недельной игры с песком «Нарисуй по карточкам», которая  включает в себя три игры по уровням сложности.

Проведение недели песочного творчества.  

Проведение конкурса песочных рисунков.

Мастер-класс для родителей на тему «Рисование на песке», «Песочная терапия»

Создание анимационной сказки детьми совместно с  родителями педагогом.

Активное участие на занятиях, играх, конкурсах как индивидуально, в парах с детьми, в группах, с педагогом, так и совместно с родителями.

Создание анимационной сказки детьми совместно с  родителями педагогом.

Совместная игровая деятельность родителей и детей в педагогической песочнице и на песочном столе.

Проведение мастер-класса по рисованию песком на стекле.

Помощь в создании анимационной сказки с детьми и педагогом.

3. Заключительный этап

Оформление фотовыставки «Мои песочные фантазии»

Подведение итогов конкурса рисунков на песке. Вручение дипломов.

Награждение детей дипломами.

Показ итогов проекта на родительском собрании в виде презентации, включающих в себя фото и видео занятий, игр, конкурсов и индивидуальной деятельности детей на песочном планшете.

Просмотр совместно с детьми выставки «Мои песочные фантазии».

 Просмотр итогов проекта на родительском собрании в виде презентации, включающих в себя фото и видео занятий, игр, конкурсов и индивидуальной деятельности детей на песочном планшете.

Вывод:

В ходе нашей исследовательской работы мы достигли всех поставленных задач и цели:

  1. Активировали творческий потенциал детей по средствам развития воображения, поспособствовали развитию образного мышления, развитию мелкой моторики и речи.
  2. Раскрыли творческие способности детей.
  3. Привлекли пассивных детей  к творческой деятельности.
  4. Развили внимание и усидчивость у гиперактивных детей по средствам творческой среды.
  5. Создали условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов в ходе  создания анимационной сказки – рассказа  по средствам песочной анимации.

Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.

Список используемой литературы:

  1. Большебратская Э.Э. -Книга "Песочная терапия" - Петропавловск, 2010 г.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208
  4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребѐнка от рождения до семи лет). - М.,1960. - 328с.
  2. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007

(Приложение 1)

Фотоотчет о проделанной работе.

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f079/D_pIO_wuNaM.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4eed2/eFTiMbarZTY.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4eef6/FLg2uSyISHY.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4eeff/o9_xvwlZ9_I.jpg    https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef11/yqXLhjzsF6g.jpg

 https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef1a/XDpNAGWMf5w.jpg      https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4eeed/PSWNH-J1I-Q.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef08/xlmVWo4dwkQ.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef35/NLZOB17on_g.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efaa/afHwClUvFIw.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef2c/toSve38DQ2E.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef47/cDivZMtnmCQ.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef7d/uc75HYW7iL8.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef86/na7N1GWNA50.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef8f/-DUMVmStL2A.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4ef98/v8RGhdRERDc.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efa1/HzcKuxyWjjM.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efb3/Yq8OpAaC8N0.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efc5/0rTGYFD11FI.jpghttps://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efbc/AK__Rrd7row.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4eff2/wVyN88ON0K4.jpghttps://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efd7/6K3B8INzu14.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4effb/3lhUHtjODx4.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f016/dDtwQNIouk0.jpghttps://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f01f/8hBCsiA4U_8.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f03a/RgGt0govIKY.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efe9/m5eKfGY4oGo.jpg     https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4efe0/36qD51w3dX0.jpg     https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f004/v38IDudD00A.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f031/R5rFmUm2X_c.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f043/iHttnOHBfdQ.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f082/bjrMf0GgTOM.jpg https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f08b/X_QYom8gGwI.jpg

https://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f09d/gebNX5qE9Ys.jpghttps://pp.userapi.com/c637126/v637126480/4f094/XyD3auw0erY.jpg

(Приложение 2)

Игры и упражнения

с песком.

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается с помощью педагога насыпать сухой песок в бутылку.

В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

 5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

8Игра-упражнение «Песочный круг»

 Цель: знакомить с техническим приемом и способом изображения с использованием песка.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.

10. Упражнение «Такие разные настроения»

 Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

11. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например, грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того, чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие воображения.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите  дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

13. Игра-упражнение «Вслепую»

Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений.

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.

14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

16. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

17. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

18. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»

Цель:  в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.

19. Игра — Школа на песке «Подсказка»

Цель:  в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый проект «Песочная страна». Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста

Метод sandplay (дословно – песочная игра) очень малоизвестен в России и странах Восточной Европы. Автором метода является юнгианский аналитик Дора Калф. Взаимодействие с песком стабилизирует эмо...

Проект «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Песок - состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаим...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...

Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...

Презентация проекта "Песочные истории" для детей младшего возраста

Игры с песком помогают развивать творческий потенциал, активизируют пространственное воображение, образно – логическое мышление, тренируют мелкую моторику рук, помогают справляться с эмоциональн...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста»

Наличие детей с повышенной тревожностью и регулярные запросы, поступающие от педагогов и родителей,  сталкивающиеся с детьми у которых наблюдается наличие выраженных страхов, указывает на необход...