Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
консультация на тему

Нестерова Любовь Юрьевна

МДОУ детский сад "Сказка", является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ДО на региональном уровне, в соответствии с этим в детском саду часто проходят обучающие семинары, методические объединения воспитателей, руководителей, коллегии на которых педагоги ДОУ распространяют свой опыт работы по внедрению иновоционной работы в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл планирование20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий семинар

«Планирование и организация работы дошкольной группы в ОО»

Место проведения: МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Выступление старшего воспитателя

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи Нестеровой Л.Ю.

Дата проведения: 14.06.2016г.

Тема: «Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО». 

ДОУ в ходе внедрения ФГОС ДО занимаются проектированием ООП согласно  «требованиям к структуре, объему, условиям реализации и результататам освоения образовательной программы».  Каждая организация разрабатывает свою  ООП. Следует отметить, что педагоги решают одну из основных задач – создание условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

  Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательной программы. При планировании реализации содержания образовательной деятельности с детьми возникает ряд проблем. Каким должно быть планирование для реализации образовательного содержания в соответствии с ФГОС ДО?   Чтобы ответить на этот вопрос , необходимо рассмотреть функцию планирования.

Основная его функция – обеспечение системности и качества воспитательно – образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста и внутри каждой группы. Основополагающим в планировании воспитательно – образовательного процесса является целесообразность реализации образовательного содержания, тем, используемых материалов в соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами, на основе чего выбираются формы работы, организация детской деятельности, создается развивающая предметно – пространственная среда. Педагог в образовательной деятельности должен обладать умением выявлять особенности индивидуального личностного развития каждого ребенка и создавать условия для его роста. Однако у педагогов существуют затруднения в наблюдении за индивидуальным, личностным развитием ребенка с помощью педагогической диагностики. Поэтому важно строить модель планирования для реализации содержания ООП в воспитательно – образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО, чтобы она  включала:

- потребности и мотивы деятельности детей;

- цели и ожидаемые результаты в рамках темы;

- технологии, способы, методы, средства достижения ребенком результата;

- способы мониторинга.

Планирование воспитательно – образовательного процесса должно отражать:

- образовательные задачи, раскрывающие основные линии интеграции образовательных областей;

-организация совместной деятельности  педагога с детьми с помощью форм, способствующих развитию детской инициативы и передающих детских практик в условиях развивающей предметно – пространственной среды;

- организацию основной образовательной деятельности, в которой ребенок проявлял бы себя как активный субъект;

-формы взаимодействия с родителями;

- результаты освоения образовательной  программы, представленные в виде ориентиров дошкольного образования.

Проектирование образовательной деятельности должно базироваться на системно- деятельностном подходе.

В нашем детском саду разработано тематическое планирование по реализации воспитательно – образовательного процесса в  соответствии с ФГОС ДО.

Приложение №1 (календарный план в табличной форме).

При планировании опирались на комплексную образовательную программу дошкольного образования. При выборе тем учитываем сезон и сезонные изменения в природе, связанные с жизнью /и деятельностью людей; календарь праздничных и памятных дат (Новый год, День защитника Отечества и др.)

На выбор тем влияет ознакомление с окружающей действительностью: профессии, родной город, и его достопримечательности, явления живой и неживой природы, традиции народа, интересы и потребности детей.

Для детей младшей группы планируются темы, связанные  непосредственно с ребенком, его интересами. Например «Я в детском саду», для детей среднего возраста такие темы, как: «Мир вокруг нас», «Родной поселок». В старшем возрасте темы: «Страна, где я живу», «Папа, мама, я – дружная семья» и др.

При выборе темы могут быть реализованы интересы детей конкретной группы, а также познавательные и практические вопросы, например: « «В какие игрушки играли раньше?», «На чем ездили люди?», «Моя любимая сказка» (мультфильм).

Формы работы с детьми в совместной деятельности в режимных моментах отражают интегративный подход через образовательные ситуации, элементы развивающей предметно – пространственной среды.

Таким образом, воспитательно – образовательного процесс строится на основе использования специфических детских видов деятельности, которая протекает, как совместная со взрослымии или сверстниками и самостоятельная деятельность.

 Совместная деятельность педагога с детьми в развивающей предметно – пространственной среде проходит с помощью формы, которую можно назвать сотворчеством. Это могут быть обыгрывание различных ситуаций , оформление группы и выставок, подготовка к празднику и т.д.

Тематический план служит канвой для календарного планирования на кахдый день.

Приложение №2 (пример календарного плана на разновозрастную группу).

 План работы с детьми – является  обязательной документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа не существует, поэтому план может быть составлен в любой для педагога форме.

Приложение №3 (Положение о календарном планировании дет. Сада «Сказка. Также педагог отмечает, какую образовательную ситуацию он организует. Образовательные задачи он планирует на весь день.

    Организованная образовательная деятельность включает образовательные задачи, реализуемые каждый день, в зависимости от тематического плана, сетки образовательной деятельности и ее выполнения по времени.

   Педагог планирует совместную деятельность как в режимных моментах, так и в развивающей предметно – пространственной развивающей среде.

План воспитательно – образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два воспитателя, следовательно планирование должно быть совместным. Оно предполагает обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

 В процессе реализации план может корректироваться и уточняться.  

При календарном планировании воспитательно – образовательного процесса необходимо соблюдать:

 - принцип развивающегообучения;

- комплексно – тематический принцип построения воспитательно – образовательного процесса;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- соответствие содержания и форм организации психолого – педагогическим особенностям дошкольников.

Литература: ж. «Методист ДОУ», «Планирование образовательного процесса ДО: современные подходы и технологии» Сомкова О.Н., Солнцева О.В.,»Основная и адаптированная программы ДО. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС ДО» Коренева – Леонтьева Е.В.; ФГОС ДО. Приказ № 1155 от 17.10.2013г.;

Федеральный закон  №273- ФЗ от 29.12.2012г.» Об образовании в РФ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

В данном материале предлагается календарно-перспективное планирование работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  по образовательным областям....

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС (на неделю – 1.02-5.02)Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 летТема: Зима-волшебница....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обо...

Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования.  Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются докумен...

Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»

В консультации даны рекомендации для планирования воспитательно-образовательной работы  воспитателям ДОУ в соответсвтии  с требованиями ФГОС ДО...