Проект по социализации «Моя семья — моя маленькая Родина»
проект (старшая группа) на тему

Шарамок Оксана Ивановна

Для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель - воспитание развитой личности. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sotsializatsii.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по социализации «Моя семья — моя маленькая Родина»

     Для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель - воспитание развитой личности. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

     Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

     Для результата проектной деятельности  было принято решении о разработке и реализации проекта по социализации «Моя семья — моя маленькая Родина».

Информационная карта проекта

 «Моя семья — моя маленькая Родина»

Название проекта: «Моя семья — моя маленькая Родина»

Автор проекта: воспитатель Шарамок Оксана Ивановна

Тип проекта: социализация (познавательно-творческий)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет), родители воспитанников (законные представители), воспитатели группы

Продолжительность: краткосрочный

Географическое положение: г. Алапаевск МБДОУ «Детский сад № 32»

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительно-проектировочный
2 этап – Практический
3 этап - Обобщающе-результативный

     Актуальность:  Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является.

     Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

     Что такое семья - понятно всем. Семья это - дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

     Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. В настоящее время в своевременной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т. к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразлично относятся к ребенку, к его запросам, интересам.

     В беседах с детьми  выяснилось, что дети имеют недостаточные знания о своей семье и у них возникли вопросы: «Что такое семья?», «Для чего человеку семья?», «Какова история происхождения моего рода?», «Что такое генеалогическое древо».

 Цель проекта: Дать детям представления о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между членами семьи, обогащение знаний детей о своей семье, родословной и семейных традициях. Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Раскрыть значение понятий: «семья», «род», «родители», «родословная», «родные», «близкие», «семейные традиции», «генеалогическое древо».
  2. Уточнить и углубить знания детей о своих родственниках, родственных связях и членах семьи; профессии родителей.
  3. Дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-поисковую активность детей.
  2. Развивать речевые умения детей, вести монолог и диалог, рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт.
  3. Развивать в детях чувство семейной сплоченности, интерес к истории своей семьи к ее традициям.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить заботиться о родных людях.
  2. Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
  3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательного процесса.

     Постановка проблемы: 

Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.

- Назовите, кого вы здесь видите? Как можно назвать, одним словом?

- Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите.

- А знаете ли вы своих близких родственников?  Как нужно относиться к членам своей семьи?

Знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы могут быть получены в ходе реализации  проекта «Моя семья – моя маленькая Родина».

     Предполагаемый результат:

Дети будут владеть понятиями «семья», «род», «родители», «родословная»,

«родные», «близкие», «семейные традиции», «генеалогическое древо»

Дети приобретут новые знания о своей семье, профессии родителей, семейных традициях и увлечениях. Дети совместно с родителями научатся составлять генеалогическое древо своей семьи.

     Продукт проектной деятельности:

  • Альбом с рассказами «Почему меня назвали таким именем и что оно означает?»
  • Пополнение семейного фотоальбома.
  • Книжки-самоделки «Пословицы и поговорки о семье», «Пословицы и поговорки о дружбе».
  • Альбом с творческими работами детей и родителей «Мой дом - моя крепость».
  • Творческая работа детей и родителей «Семейное гнездо».
  • Творческая работа детей и родителей «Генеалогическое древо моей семьи».
  • Творческая работа детей и родителей «Герб моей семьи».
  • Альбом с рассказами: «Самая, самая семья»

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор  литературы,
  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  4. дидактические игры,
  5. выставки книг, рисунков, поделок,
  6. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление   групповой комнаты, музыкального зала)
  7. электронные презентации.

Этапы проведения и реализации проекта

1) этап – Подготовительно-проектировочный
         Подобрать необходимую литературу, развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками, материал для игровой деятельности детей, для успешной реализации проекта.

  • Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
  • Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
  • Составить перспективный план мероприятий.

2) этап – Практический

1 неделя «Я и моя семья»

     Беседы: Моя семья - мама, папа, дедушка и бабушка. Имя, отчество, фамилия. Что такое семья, о правах и обязанностях членов семьи. Знакомство с правовым словариком «Я и Семья». Домашний адрес, квартира, моя комната. Игровая ситуация: «Если ты остался дома один». Помогаем дома. День семьи.

    Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дом», «Домик».

    Строительная игра: «Построим дом».

    Словесные игры: Моё имя. Назови ласково. Что такое хорошо и что такое плохо. Скажи наоборот. Можно или нельзя. Подбери словечко (прилагательные к слову мама, папа и т. д.)

     Подвижные игры: Наседка и цыплята.  Найди свой домик. Поезд.

     Слушание детских песен: «Моя семья» (заучивание) «Наши мамы самые красивые» (слушание) «Мама» (слушание)

     Чтение художественной литературы: Заучивание пословиц о семье. М.Зощенко «Самые главные». М. Демиденко «Как Наташа папу искала».

Лепка: Путешественник

     Просмотр презентаций: Моя семья; Если ты остался дома один.

     Составление творческого рассказа: Семья глазами детей.  Как я помогаю дома. Моё любимое животное.

     Просмотр мультфильмов: Осьминожки.  Встречайте бабушку.  Мама для мамонтёнка. Крошка Енот.

     Рисование: Моё домашнее животное. Нарисуй свою семью (рисование ладошками).

     Конструирование: Корзиночка с ромашками.

     Работа с родителями:

  • Составить и оформить мини-рассказ «Почему меня назвали таким именем и что оно означает?»
  • Принести фотографии
  • Я - помощник
  • Как мы отдыхаем
  • Традиции моей семьи
  • Моя семья
  • Моё домашнее животное

2 неделя «Традиции моей семьи»

     Беседы: Что такое традиции? Семейные праздники. Рассказ воспитателя о народных праздниках (Рождество, Крещение, Пасха, Троица). О чём говорит народная мудрость (пословицы и поговорки о семье, дружбе)? Знакомство со старинными обычаями (Крестины, Именины). Путешествие в другую страну, или в каких странах вы побывали с родителями.

     Дидактические игры: Кто в домике живёт? Что для чего? Фоторобот. Можно или нельзя. Подбери словечко (прилагательные к слову мама, папа и т. д.). Скажи наоборот.

     Сюжетно- ролевые игры: Мы идём в гости. Семья на пикнике. День рождения.

     Пальчиковые игры: Пальчик-мальчик. Дружные пальчики. Братцы.

     Подвижные игры: Из-за леса, из-за гор.  Бездомный заяц.  Найди себе пару

     Слушание песен: Моя семья (заучивание). Наши мамы самые красивые (слушание). Мама (слушание). Песенка мамонтёнка (заучивание). С Днём Рождения, мама (заучивание).

     Строительная игра: Гараж

     Чтение художественной литературы: О.Высотская: «Дорогая наша мама». Сказки «Дочка-семилетка».  «Волшебное кольцо». Заучивание пословиц о семье.

     Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик»

     Составление творческого рассказа: Все говорят, что я похож на...  Наши путешествия. Выходной день в моей семье.

     Рисование: Портрет моей семьи.  Выходные в семье.

     Конструирование: Моё любимое животное (оригами)

     Просмотр презентации: Народные праздники и традиции. Праздник Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала.

     Работа с родителями

  • Пополнение фотоальбома
  • Книжка-самоделка «Пословицы и поговорки о семье», «Пословицы и поговорки о дружбе»
  • Творческая работа родителей и детей «Мой дом - моя крепость»  

3 неделя «Профессии моих родителей»

     Беседы: Профессии моих родителей. Знакомство с «Семейным бюджетом или откуда берутся деньги в нашей семье». Хорошо у нас в саду. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с профессиями в детском саду.

     Дидактические игры: Что для чего?  Кем хочешь стать?  Мы играем в магазин. Профессии. Кому что нужно для работы. Фоторобот.

     Сюжетно-ролевые игры: Больница. Дочки-матери. Уборка. Мама готовит обед.

     Словесные: Слова - действия. Доскажи словечко. Что такое хорошо и что такое плохо.

     Пальчиковые игры:  Трудолюбивые пальчики. Гвозди. Дружба.

     Подвижные игры: Воробушки и автомобиль. Самолёт. Теремок.

     Слушание детских песен: Пусть всегда будет солнце.

     Строительные игры: Многоэтажный дом.  Мы – строители.

     Составление творческих рассказов: Профессии моих родителей. Семейный поход в бассейн, катание на лыжах, коньках.

      Рисование: Профессии моих родителей. Профессии в нашем детском саду.

     Чтение художественной литературы: А. Платонов «Ещё мама». Ш. Перро «Золушка».

     Просмотр презентаций: Профессии (загадки)

     Работа с родителями:

  • Пополнение фотоальбома
  • Творческая работа родителей и детей «Семейное гнездо»
  • Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи»
  • Поход с родителями в лес
  • Весёлые старты
  • Экскурсия на почту
  • Экскурсия в магазин одежды

4неделя «Откуда я родом»

     Беседы: Что такое родословное дерево?  Кто кем приходится.

Дидактические игры: Фоторобот. Скажи ласково. Кто в домике живёт? Скажи наоборот. Четвёртый лишний. Доскажи словечко. Назови ласково.

Пальчиковые игры: Мои вещи. Трудолюбивые пальчики. Дружба.

     Строительные игры: Сказочные домики. Построим дом.

     Сюжетно- ролевые игры: Семья. День рождения. Приглашение в гости.

     Подвижные игры: Репка. Зайцы и волк. Теремок.

     Составление творческих рассказов: В гостях у бабушки и дедушки. Рассказ детей о своём генеалогическом древе.

     Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Бабушкины руки», «Если был бы я девчонкой», М. Яснов «Считалка с фамилиями», С. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»

     Конкурс чтецов: стихи о семье

     Работа с родителям:

  • Конкурс рассказов: «Самая, самая семья»
  • из кого состоит семья
  • история происхождения семейной фамилии; о семейных реликвиях; о семейных традициях
  • о семейных увлечениях, хобби
  • о семейной мечте
  • Творческая работа «Герб моей семьи».

3) этап – Обобщающе-результативный

  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Конкурс чтецов: стихи о семье
  • Конкурс рассказов
  • Творческая работа «Герб моей семьи»
  • Творческая работа родителей и детей «Семейное гнездо»
  • Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи»
  • Поход с родителями в лес
  • Весёлые старты
  • Экскурсия на почту, в магазин одежды
  • Оформлен фотоальбом «Семья»
  • Книжка-самоделка
  • Оформлен  мини-рассказ
  • Даны консультации для родителей: «Секреты воспитанности и вежливости в семье», «Как можно и нельзя наказывать ребёнка»  Буклет для родителей «Правила доброты»

4) этап - Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Результаты проекта

  • У детей сформированы понятия «семья», «род», «родители», «родословная»,
  • «родные», «близкие», «семейные традиции», «генеалогическое древо»
  • Дети приобрели новые знания о своей семье, профессии родителей, семейных традициях и увлечениях.
  • Дети совместно с родителями научились составлять генеалогическое древо своей семьи.
  • Оформлен альбом с рассказами «Почему меня назвали таким именем и что оно означает?»
  • Пополнен семейный фотоальбом.
  • Оформлены книжки-самоделки «Пословицы и поговорки о семье», «Пословицы и поговорки о дружбе».
  • Оформлены творческие работы детей и родителей «Семейное гнездо», «Генеалогическое древо моей семьи»,  «Герб моей семьи».
  • Создан альбом с рассказами: «Самая, самая семья»
  • Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта.

      После проведенной работы дети узнали, что семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

Критерии оценки результата

     Установление социально-коммуникативных контактов между детьми,

родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

Вывод

     В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

     Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

      Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

     Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

      Таким образом, разработав проект по социализации «Моя семья - моя маленькая Родина» как результат проектной деятельности, позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность является инструментом саморазвития дошкольников. Участвуя в проектной деятельности, дети проявляют социальную компетентность, совместно с взрослым подбирают пути решения поставленной задачи, вовлекают родителей в сбор информации и материалов, планируют деятельность, прогнозируют результат. В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном пространстве, организовывать совместную деятельность для получения общего результата. И главное проектный метод дает возможность каждому ребенку проявить себя в деятельности, где результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Считаю, что дети, участвуя в проектной деятельности, не только приобретают умения находить нужную информацию, планировать совместную деятельность, выбирать средства и способы получения результата, делать выводы, но и расширяют свой социальный опыт, демонстрируют интегративные качества и социальную компетентность.